Иван Григорьевич Чернышев – носитель уникального чина. Он был единственным (или одним из двух – здесь есть расхождения) генерал-фельдмаршалом по флоту. Именно не адмиралом, не генерал-адмиралом, а флотским фельдмаршалом. Как так получилось?
О происхождении Ивана Григорьевича скажу кратко. Он является младшим братом фельдмаршала Захара Чернышева, о котором мы уже говорили. Разве что дата рождения Ивана 24 ноября (5 декабря) 1726 года даже теоретически исключает отцовство Петра I, любовницей которого некогда была мать Чернышевых.
Отец братьев Чернышевых – сенатор, генерал-аншеф, генерал-губернатор Москвы. В общем, старт им обеспечен с высокого трамплина. Старший из братьев Петр (родился в 1712 году) пошел по дипломатической линии. За ним потянулся и Иван.
В 1741 году братья отправились на дипломатическую службу в Данию. Понятно, Петр Григорьевич чрезвычайным послом, а Иван – так, мальчиком при нем.
Долгих 14 лет слонялся Иван Григорьевич по заграницам. Дания, Пруссия (1742), Англия (1746). В Россию он вернулся уже взрослым мужчиной в 1755 году. И тут уже получил чин камергера. По Табели о рангах соответствует генерал-майору.
Ко времени восшествия на трон Екатерины II старший из братьев Чернышевых, дипломат Петр Григорьевич, отошел от активной деятельности. Тягачом становится любимец Екатерины генерал Захар Григорьевич. Видимо, к нему «на хвост» сел и младший брат.
Иван Григорьевич из дипломатов переходит в военные и получает повышение – чин генерал-поручика. Но уже сейчас как военный он пошел по морскому ведомству. Адмиралом Чернышева не сделали, поскольку корабли он не водил, фактически на море не служил.
В 1763 году Чернышева вводят в состав Адмиралтейств-коллегии, через год назначают командиром галерного порта. В 1769 году Иван Григорьевич становится генерал-аншефом и вице-президентом Адмиралтейств-коллегии.
Здесь вот что нужно пояснить. С 1762 года формально президентом Адмиралтейств-коллегии являлся генерал-адмирал Павел Петрович, наследник престола. Рожден Павел был только в 1754 году. А потому никак не мог реально исполнять обязанности. Следовательно, реальным президентом являлся его заместитель, то есть Иван Чернышев.
Насколько сам Иван Григорьевич вложился в русский флот екатерининской эпохи, вопрос сложный. Формально на него можно было бы ответить, приведя награды Чернышеву: ордена Александра Невского и Андрея Первозванного «за многие труды его в приведении флота в доброе состояние». Но мы-то знаем, как придворным ордена раздавали.
С другой стороны, годы вице-президентства Чернышева отмечены двумя русско-турецкими войнами (1768-1774 и 1787-1791 годов) и русско-шведской войной (1788-1790 годов). В них флоту пришлось изрядно повоевать. И не сказать, чтобы неудачно. И ведь подготовка флотов к боевым действиям не обошлась без участия руководства Адмиралтейств-коллегии.
Кроме того, есть еще такой факт. Приступив к обязанностям вице-президента в 1770 году, Чернышев обнаружил нехватку денег в ведомстве. А ведь шла война, посылались эскадры из Балтики на Черное море. Иван Григорьевич ссудил коллегию своими 75 тысячами рублей.
При Екатерине Чернышев не бедствовал. Всегда был в чести и при деньгах. Но для дальнейшей карьеры важное значение имел занимаемый им пост вице-президента. Здесь чем дальше, тем больше он взаимодействовал с президентом, то есть с наследником Павлом Петровичем.
Тот как-то оценил своего заместителя. И сразу после вступления на престол в ноябре 1796 года Павел I произвел Ивана Григорьевича Чернышева в генерал-фельдмаршалы по флоту и вместо себя назначил его президентом Адмиралтейств-коллегии.
Проявить себя еще как-то на новом посту Иван Григорьевич фактически не успел. Он уже тяжело болел и скончался 26 февраля (9 марта) 1797 года.
--------
Все публикации о фельдмаршалах России: