28K подписчиков

Сколько стоит замена батареи на электромобиле на Swap станции, и насколько это выгодно?

255 прочитали
   Сколько стоит замена батареи на электромобиле на Swap станции, и насколько это выгодно?
Сколько стоит замена батареи на электромобиле на Swap станции, и насколько это выгодно?

Swap технология становится одной из основных, которая двигает электромобилизацию. Эта система ещё называется «Аккумулятор как услуга». И отсюда у наших читателей встаёт вопрос, а насколько это вообще в принципе выгодно.

Ну, выгода по времени явственно понятна – замена разряженной батареи на полностью заряженную в автоматическом режиме на Swap станции по времени длится даже быстрее, чем плеснуть в бак бензина на 500 – 1000 рублей.

А вот что по деньгам?

И тут мы смотрим, конечно, на лидера этой технологии, на компанию NIO.

Как я уже писал ранее, основываясь на данных от NIO, уже около 30% владельцев электромобилей NIO пользуются только, и исключительно Swap сервисом. Количество Swap сессий уже, наверное, приближается к отметке в 50 000 000. Год-два назад ещё имело смысл следить за этой статистикой, чтобы понять тенденции.

   Сеть NIO в Китае – уже около 2500 Swap станций, только в сети NIO, не считая других участников этой технологии и сервиса
Сеть NIO в Китае – уже около 2500 Swap станций, только в сети NIO, не считая других участников этой технологии и сервиса

Однако, всё-таки немного свежей статистики. Только с января по апрель (включительно) 2024 года было произведено около 8,1 млн. сессий, в среднем около 28 сессий на одну станцию в день. Посчитайте сколько это будет за год, если сейчас в Swap сети NIO более 2400 станций, и их открывают чуть ли не каждый день. Ну а для того, чтобы сервис стал ещё и прибыльным требуется осуществление до 50 Swap сессий на одну станцию в день.

Сейчас, когда всё стало абсолютно очевидно, особенно с ростом числа участников «Swap альянса NIO», цифры статистики по это сервису становятся просто элементом бухгалтерской отчётности, а не информационным поводом.

Итак, к деньгам.

Сколько стоит сервис на Swap станциях NIO?

Все электромобили NIO, а теперь ещё и суббренда ONVO, созданы для возможности применения Swap технологии. И покупатель их электромобилей имеет возможность либо при покупке, либо потом, присоединиться к «подписочной» системы аренды тягового аккумулятора.

   Сколько стоит замена батареи на электромобиле на Swap станции, и насколько это выгодно?
Сколько стоит замена батареи на электромобиле на Swap станции, и насколько это выгодно?

По некоторым данным, те кто сразу, при покупке, выбирают подписочную систему, по сути, покупают электромобиль без аккумулятора. Это сразу снижает стоимость электромобиля примерно на 100 000 ¥ или на 1,242 млн. рублей.

Далее схема разделяется на два варианта – можно оформить абонемент (месяц, несколько месяцев, год…) с фиксированным количеством обменных сессий, а можно платить за каждую отдельную Swap сессию, непосредственно в момент её прохождения.

Подчёркиваю. Swap сервис – это коммерческий сервис. Если китаец хочет заряжать свой электромобиль у себя дома, то пожалуйста – цена за кВт*ч по ночному тарифу составляет примерно 0,5 ¥ или 6,21 руб. У нас в России это конечно дешевле будет.

И самое главное.

Стоимость одной Swap сессии состоит из двух частей – плата непосредственно за услугу, и цена за кВт*ч. Цена самой замены составляет 30 ¥ или 373 руб (в других частных Swap сетях цена может быть и чуть больше, а в государственных ниже). Плюс стоимость энергии. Здесь цена обычно составляет 1,5 ¥ за 1 кВтч, но может варьироваться от региона к региону. То есть, 1 кВт*ч на рубли стоит 18,64. Вполне себе понятная цена, учитывая, что у нас в России в некоторых коммерческих зарядных сетях цена за 1 кВт*ч достигает 20 руб.

   Сменная батарея электромобиля – это, по сути, арендованный “бак с топливом”
Сменная батарея электромобиля – это, по сути, арендованный “бак с топливом”

И тут считаем. Сейчас на станциях NIO, в их «револьверной» зарядке, находятся батареи ёмкостью 75, 100, и 150 кВт*ч, а для электромобилей бренда ONVO добавят ещё батареи на 61 и 85 кВт*ч. Следовательно, за энергию полностью заряженной батареи надо заплатить (берём от меньшего к большему) – 91,5 ¥ (1137 руб), 112,5 ¥ (1398 руб), 127,5 ¥ (1584 руб), 150 ¥ (1864 руб) и 225 ¥ (2796 руб).

Возьмём верхнюю планку. Получаем: 30 ¥ или 373 руб + 225 ¥ (2796 руб) = 255 ¥ или 3169 руб. Это на 1000 + км пробега или ~3,16 руб/км.

На ДВС авто, на бензин, за такой километраж надо будет заплатить, у нас в России, примерно около 5000 руб. Это я считал 95-ый бензин. А в Китае сегодня 1 литр 95-ого бензина стоит 8,59 ¥ или 106,74 руб.

Как ни крути, а электромобиль, даже с применением роботизированного Swap сервиса, получается выгодней, чем ДВС авто. Выгодней в России, и тем более выгодней в Китае, где бензин значительно дороже, чем у нас.

Стоимость месячного и годового абонемента я считать не стал. На круг выйдет не слишком большая разница. В среднем, в базовых тарифах, насколько я понимаю, есть варианты штатных 4-6 свапов в месяц, ну а если чаще, то там будет повышающий коэффициент.

И напоминаю. Это цена на Swap сервис в коммерческой сети. А в Китае данный сервис развивают и государственные энергетические компании.

P.S.

В целом, экономика данного сервиса для конкретного потребителя понятна. Услуга не дешёвая, но всё равно получается экономнее, чем на бензине.

И это придёт к нам в Россию неизбежно. Тут не «если», а «когда». И как это будет у нас, мы можем видеть по тому, как это сегодня в Китае.