7,2K подписчиков

Танцующий мост. Волгоград

2,1K прочитали

Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше. На Волге стоит немало городов и посёлков Европейской части России, воздвигнуты мощные ГЭС, немало мостов связывают между собой её берега. Один из мостов находится в Волгограде и, так уж сложилось, что известен он больше под тем названием, что в заголовке статьи.

История Волгоградского моста (это его официальное название) началась в далёком 1993 году когда генеральным проектировщиком — институтом «Гипротрансмост», было разработано технико-экономическое обоснование строительства. А, собственно, необходимость мостового перехода через Волгу осознали ещё раньше. Ведь долгие годы Волгоград с левым берегом реки связывала лишь плотина Волжской ГЭС. Был ещё паром, но это было больше местное сообщение, на объём грузоперевозок он не влиял никак. Также на левый берег ходили теплоходы типа Ом. Мне частенько приходилось на них переправляться на противоположный берег, т.к. в Краснослободске жили мои прадед и прабабушка. Краснослободск, кстати, в то время был в какой-то степени отрезан от Волгограда, хоть и находится прямо напротив. Ведь переправа зависела от погоды, особенно зимой. Это сейчас зимой лёд на Волге почти не увидишь, климат изменился, а когда-то Волга замерзала ежегодно, теплоходы и паром уходили в затон до весны и на другой берег можно было добраться либо вкруговую через ГЭС и Волжский, либо пешком по льду Волги, конечно, если позволяла его толщина. За свою жизнь на волжском льду мне довелось побывать лишь однажды, даже не помню сколько мне было тогда лет. Но хорошо помню, что было очень страшно. Отошли мы от волгоградского берега на пару десятков метров, под ногами лёд, тропинка на нём отмечена вешками, а я хоть и маленький был, но как-то сразу понял, какая под ногами глубина, какая масса воды и мощное течение. Короче, на левый берег родителям меня тогда так и не удалось затащить. А многие люди намотали немало километров по этим ледовым тропинкам, другой-то переправы зимой не было.

Но вот проект готов и в 1996 году начинается строительство. Продлится оно довольно долго, мост станет одним из самых известных волгоградских долгостроев. Фотографий строительства у меня нет. Самое первое фото моста в моём архиве датировано 3 ноября 2007 года. Пролёты над Волгой уже надвинуты, идёт их окраска.

Ноябрь 2007 года. До открытия движения по мосту ещё почти два года
Ноябрь 2007 года. До открытия движения по мосту ещё почти два года

А это фото сделано в январе 2009 года с причала у Краснослободска. Меня тогда занесло туда по работе, вот и сфотографировал. Мост виден на заднем плане.

Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-2

Как я уже сказал, мост стал долгостроем. Страна переживала не лучшие времена, денег на строительство не было, в итоге к началу 2005 года за счёт низких темпов финансирования было выполнено всего лишь 40 % всех работ первого этапа строительства.

Строго говоря, мост — один из четырех комплексов будущего мостового перехода через Волгу. Протяженность всего мостового перехода по проекту составляет больше 30 км — когда стройка будет закончена, это будет самый длинный мост Европы. Запуск этого моста — самой значимой части проекта — соединил два берега Волги и разгрузил плотину Волжской ГЭС, бывшую единственным путем из Волгограда в Волжский. Остальные три части, некоторые из которых ещё только строятся, — это мост через Ахтубу и подходы к обоим мостам. Зачем же нужен столь грандиозный проект? Дело в том, что мост через Волгу является частью концепции транспортного коридора из Азии в Европу и был призван эффективно перераспределить транспортные потоки и снизить транзитную нагрузку на областной центр, соединить федеральную трассу М-6 Волгоград–Москва с Заволжьем, создать выход на Казахстан и дать региону возможность ворваться в международный транспортный коридор «Север-Юг». Цели безусловно благие, т.к. у Волгограда удобное расположение и по окончании строительства наш город станет крупным транспортным центром всего юга страны. Мне в этом видятся хорошие перспективы, т.к. исторически сложилось, что города, расположенные на крупных торговых путях, богатели и развивались. Я люблю свой город, в котором живу с рождения, поэтому хочу для него именно такого будущего - богатства и развития. Звучит, наверное, пафосно, но это правда.

Но вернёмся к мосту. Он расположен на прямом участке автодороги и пересекает реку Волгу под прямым углом. Он состоит из 10-ти пролётов, из которых три - длиной по 155 м. Два - предназначены для судоходства, один - перекрывает часть нерестилища. Общая длина моста составляет 2514 м. Длина непосредственно над Волгой - 1212 метров.

Открытие I пускового комплекса I очереди мостового перехода состоялось 10 октября 2009 года. Это событие стало главным в городе, оно широко освещалось в СМИ, не только региональном, но и федеральном. На открытии присутствовали вице-премьер Сергей Иванов, полпред президента в ЮФО Владимир Устинов, министр транспорта Игорь Левитин, глава Росавтодора Анатолий Чабунин и губернатор Николай Максюта.

Но прошло совсем немного времени и мост прославился на всю страну. 20 мая 2010 года в 18:30 власти города перекрыли любое движение на мосту и под ним, чтобы избежать трагедии. С 17:47 до 19:30 пролеты моста двигались по вертикали со столь большой амплитудой, что «танец» можно было наблюдать невооруженным глазом. К счастью, не только удалось избежать жертв, но и элементы конструкции моста оказались невредимы - даже асфальт дороги. Мост мгновенно обрёл скандальную славу, видео колебаний моста разлетелось по интернету (это видео и сейчас легко найдёт любой желающий), его показали во всех СМИ, не обсуждал это событие разве что только очень ленивый человек. С тех пор наш мост и стал известен как Танцующий. Под этим названием его знают не только жители Волгограда, но и многие туристы. Помню, когда ещё в студенческие годы после экзаменов гулял как-то недалеко от музея-панорамы "Сталинградская битва", ко мне подошёл какой-то мужчина и со словами "я тут проездом, сфотографируйте меня, пожалуйста, на фоне вашего знаменитого танцующего моста" протянул мне фотоаппарат и встал спиной к мосту. Ну как тут откажешь?

После танцев мост тщательно обследовали, в том числе и его подводную часть, а также дно реки. Не было найдено никаких повреждений. Предварительный вывод экспертной комиссии был таков: причиной возникновения «танца» моста был «ветровой резонанс». Утром 25 мая после пробного проезда тяжёлых грузовиков, гружёных щебнем, движение легкового автотранспорта по мосту возобновилось. В ноябре 2011 года на мосту была закончена установка гасителей колебаний: мост оснастили двенадцатью полуактивными гасителями типа ATMD-V-5200, массой по 5200 кг каждый, разработанными немецкой компанией Maurer Söhne при участии швейцарской государственной лаборатории EMPA и института вооружённых сил Германии. Они добавили мосту 60 т веса, но сделали его одним из самых безопасных в мире. Власти Волгограда заверили, что таким образом обеспечена безопасная эксплуатация моста. Как бы там ни было, а больше мост не "танцевал" ни разу. Хочется верить, что и в дальнейшем мост будет вести себя хорошо.

Январь 2011 года. Вид на мост с 14-го этажа высотного корпуса ВолГТУ
Январь 2011 года. Вид на мост с 14-го этажа высотного корпуса ВолГТУ

Как это довольно часто случается, во время строительства «танцующего» моста не раз возникали скандалы, связанные с чрезмерными или нецелевыми тратами бюджетных средств. 28 июля 2010 года Председатель Счётной палаты Сергей Степашин доложил Президенту о выявленных нарушениях на сумму 152 миллиона рублей (нецелевое использование бюджетных средств, проведение их вне конкурсов, использование различных подрядных организаций-однодневок). Кроме того, цена самого проекта была превышена почти на 1,5 миллиарда рублей. Об этом тоже много писали в СМИ, думаю, кому интересно, без труда найдут эту информацию.

К счастью, все злоключения моста вроде бы позади. Сегодня Волгоградский мост - это оживлённая транспортная артерия (суточная интенсивность движения составляет 33 000 автомобилей в сутки, в том числе грузовых - 10 200 единиц), а также популярный туристический объект. Про мост обязательно рассказывают во время экскурсий по Волге, прогулочные теплоходы всегда проплывают прямо под ним. С их палубы можно поближе рассмотреть конструкции моста. Вот эти фото сделаны в 2013 году как раз во время прогулки по Волге:

Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-7
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-8
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-9
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-10
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-11

На левом берегу мост переходит в эстакаду, которая из экологических соображений (чтобы не вырубать лес и дать свободу паводковым водам) идёт до смычки с дорогой Средняя Ахтуба — Краснослободск, где построена транспортная развязка для движения во всех направлениях. Во время паводка, когда Волга разливается и затапливает низины вдоль моста, можно сделать интересные фото. Вот эти фото сделаны в 2017 году. Обычно между опорами воды нет, там спокойно можно пройти и проехать, но во время половодья без лодки там делать нечего.

Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-12
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-13

В ноябре 2017 года «танцующий» мост украсили разноцветными светодиодными светильниками. Событие приурочили к значимой для всех волгоградцев дате — началу контрнаступления советских войск под Сталинградом. Подсветка огромного мостового перехода — это не просто разноцветные лампочки, а целая концепция, разработанная светодизайнерами. Причем режимы работы зависят от того, будний это день или праздничный: для особых событий — специальная иллюминация, а в обычные дни достаточно просто подсвечивать горизонталь белым цветом. С помощью проводов теперь передают не просто электричество, но также красоту и настроение для миллионного города.

Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-14
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-15
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-16
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-17
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-18
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-19
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-20
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-21
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-22

Недалеко от моста, буквально в нескольких метрах, в крутом правом берегу находится место, где во время Сталинградской битвы находился командный пункт 13-й Гвардейской дивизии под командование А.И. Родимцева. Это место благоустроено, там установлена табличка, которая гласит: "Здесь на глубине 5.7 метров с 20 сентября по 10 октября 1942 года располагался командный пункт 13-й Гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Родимцева Александра Ильича".

Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-23
Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-24

Как я уже сказал, данный мост - это лишь часть целого комплекса, причём не самая большая. Полностью пуск данного моста еще не завершен.  Более того, он состоит из четырёх пусковых комплексов. 

Общая длина комплексов: 1 - 7,1 км, 2 - 6,5 км, 3 - 14,2 км, 4 - 8,2км. Четвёртый комплекс пока на стадии проектирования, поэтому можно назвать только примерные параметры длины -  8,2 км.

Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-25

Первый пусковой комплекс – это ряд сооружений протяжённостью 7,1 км, в которые вошел, собственно, сам мост через реку Волга, который был введён в эксплуатацию в 2009 году и позволил соединить центр города Волгограда с районами Заволжья. Второй пусковой комплекс – мост через реку Ахтуба, работа над которым была завершена летом 2020 года. Протяжённость комплекса – 6,5 км.

Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-26

Третий пусковой комплекс – это многополосная автомагистраль, протяжённостью 14,2 км. Этот пусковой комплекс, проходящий через Волго-Ахтубинскую пойму, включает в себя множество мостов и транспортных развязок. Работа над ним началась в 2020 году и продолжаются по сей день. Реализация всего проекта строительства Третьего пускового комплекса позволит связать уже возведенные мосты через реки Волга и Ахтуба, вывести транзитный поток за пределы населенных пунктов Среднеахтубинского района, повысить безопасность и снизить нагрузку на окружающую среду.

Возведение Третьего пускового комплекса, в свою очередь, разбито на несколько очередей. На первом этапе (4,5 км) возводятся два моста и транспортная развязка. Запустить полноценное движение на данном участке планируется в этом году. Полное окончание строительства Третьего комплекса планируется в 2027 году.

Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-27

Ввод в эксплуатацию Четвёртого пускового комплекса протяженностью 8,2 км позволит соединить правобережный подход Первого пускового комплекса с Третьей продольной магистралью города Волгограда и федеральной автомобильной дорогой Р-22 «Каспий».

Волгоградские власти в рамках программы десятилетнего развития города Волгограда планируют в 2027 начать строительство второй очереди Первого пускового комплекса моста через Волгу. Программой также предусмотрено строительство Четвёртого пускового комплекса в 2029-2034 годах. Так что окончательный вид наш мост обретёт только лет через 10, не раньше. Ну а пока он выглядит вот так (фото сделано 19 мая 2024 года):

Волга - великая русская река. Хоть она и уступает размерами рекам Сибири, но известна ничуть не меньше, а, на мой взгляд, даже больше.-28

Хочется верить, что мост через Волгу окажет благотворное влияние на город, положительно отразится на экономике региона. Ну а как всё будет на самом деле, покажет время.

Ещё статьи на похожую тематику:

На московской трассе продолжается стройка
Per aspera ad astra13 июля 2022

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь