Щусев Алексей Викторович (1873–1949)
Вне всякого сомнения, величайший русский и советский архитектор 20 века. Единственный зодчий, которому удалось равнозначно проявить себя сразу в трех архитектурных стилях: неорусском возникшем в начале 20-го века на волне всплеска интереса к истокам русского национального искусства, конструктивизме первых послереволюционных лет и сталинском ампире.
Действительный член Императорской Академии художеств (1908), академик архитектуры (1910), академик АН СССР (1943), четырежды лауреат Сталинской премии.
Родился в Кишинёве в многодетной семье земского чиновника. Летом 1891 года поступил в Императорскую Академию художеств, где учился у знаменитого архитектора Л. Н. Бенуа.
Окончив академический курс с золотой медалью получил право на заграничную стажировку за казенный счет. В 1898 году вместе со своей молодой женой Марией Викентьевной Карчевской-Щусевой совершает путешествие по Италии, а затем в течение полугода совершенствовал навыки рисования в парижской Академии Жюлиана.
Вернувшись в Петербург на первых порах, Щусев работает в мастерских нескольких известных архитекторов, нарабатывая репутацию. В 1902 году работая в мастерской известного архитектора академика Котова предложил проект иконостаса для Киево-печерской лавры, который привел в восхищение знаменитого художника Михаила Васильевича Нестерова.
Известный мастер религиозной живописи, имевший обширные связи, как в синоде, так и в светских высших кругах, взял молодого архитектора под свое покровительство.
Благодаря протекции Нестерова, Щусев получил заказ на проект церкви на Куликовом поле, который был осуществлен десять лет спустя.
В последующее десятилетие по проектам Щусева было возведено более 10 храмов в России и зарубежом.
Последним культовым сооружением, построенным по его проекту, стал Храм Спаса Преображения на Братском кладбище в Москве. Это городское кладбище было организовано на севере Москвы в районе Сокол «для захоронения воинов Императорской русской армии, скончавшихся в госпиталях Первопрестольной от ран полученных на полях Великой войны».
В советское время кладбище было уничтожено, а храм снесен.
Не менее успешно Щусев работал и в гражданском строительстве. В октябре 1911 года он выиграл закрытый конкурс на проектирование Казанского вокзала в Москве и был назначен его главным архитектором в связи с чем переехал на постоянное место жительства в Первопрестольную.
В 1914—1916 годы Щусев разработал более 10 проектов вокзалов для железнодорожных станций Урала и Северного Поволжья. Все они были деревянными и до нашего времени почти не сохранились.
Революцию 1917 года Алексей Викторович принял безоговорочно и в 1918 году вместе с И. В. Жолтовским возглавили работу над генеральным планом развития и строительства Москвы.
В 1924 -1930 годах академик Щусев был автором трех проектов Мавзолея Ленина на Красной площади.
Щусев был великий труженик и в 30-е -40-е годы в Москве и других городах Советского Союза по его проектам были возведены десятки зданий, самыми знаменитыми из которых стали:
Скончался великий русский и советский зодчий ровно 75 лет назад 24 мая 1949 года. Похоронен на 1 участке Новодевичьего кладбища. Автором надгробия стал замечательный русский и советский скульптор – монументалист Конёнков Сергей Тимофеевич (1874–1971).
Ефремов Олег Николаевич (1927–2000)
Незабываемый советский и российский актер и режиссер театра и кино. «Последний Великий из ХХ века», как сказал о нем один из театральных критиков.
Создатель и многолетний руководитель московского театра «Современник», ставшего одним из символов «оттепели», с 1971 и до конца жизни руководитель МХАТ, Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, подлинно народный артист, подаривший нам десятки прекрасных ролей в кино.
Родился 1 октября 1927 года в Москве, в семье бухгалтера Николая Ивановича и Анны Дмитриевны Ефремовых в большой коммунальной квартире на Арбате.
В 1949 году окончил Школу-студию МХАТ и был принят в Центральный детский театр.
После прихода в ЦДТ молодого режиссера Анатолия Эфроса театр буквально перерождается и быстро становится одним из самых популярных в Москве середины 50-х годов прошлого века. На сцене Центрального детского театра Ефремов сыграл более 20 ролей, а в 1955 году впервые попробовал себя в роли режиссера поставив музыкальную комедию «Димка-невидимка».
Сцена из спектакля ЦДТ - «Димка-невидимка»
Одновременно с работой в театре Олег Николаевич преподавал в родной Школе-студии МХАТ и в середине 50-х годов вместе со своими студентами Галиной Волчек, Игорем Квашой, Светланой Мизери, Лилией Толмачёвой, Евгением Евстигнеевым и Олегом Табаковым организовал новый театр – студию, впоследствии трансформировавшуюся в Театр «Современник» ставший одним из символов хрущевской «оттепели».
Новый театр впервые заявил о себе в 1956 году спектаклем по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» режиссером, которого выступил сам Ефремов. Он же исполнил в нем и главную роль Бориса Бороздина.
Позже в 60-е годы, Олег Николаевич играл роль Федора Ивановича Бороздина отца Бориса.
В 1971 году министр культуры СССР Екатерина Фурцева предложила возглавить МХАТ переживавшего в то время жестокий кризис. При нем театр пережил второе рождение. Поставленные им спектакли «Медная бабушка», где он сыграл А.С. Пушкина
«Утиная охота»
«Кабала святош»
и многие другие, стали заметными событиями в театральной жизни Москвы
Вслед за Ефремовым в МХАТ перешли такие корифеи «Современника», как Евстигнеев и Табаков. Олег Николаевич привлек к работе в возрождаемом театре Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Александра Калягина и других замечательных актеров. Он же вернул во МХАТ Татьяну Доронину, что, как известно, привело к расколу театра в 1987 году на Ефремовский (историческое здание в Камергерском переулке)
и Доронинский, на Тверском бульваре.
В кино Олег Ефремов начал сниматься ещё в середине 50-х годов прошлого века. Первым фильмом, принесшим молодому актеру значительный зрительский успех, стал «Испытательный срок» режиссера Владимира Герасимова
В дальнейшем снялся в таких замечательных фильмах как:
и многих других. Всего на счету Олега Николаевича около 90 киноролей.
Олег Николаевич Ефремов скончался 24 мая 2000 года.Похоронен замечательный актер и режиссер на 2-м участке Новодевичьего кладбища в так называемом «Вишневом саду». Дело в том, что еще до революции Станиславский выкупил несколько десятков мест для захоронения мхатовцев, и теперь в этом месте почти на каждом памятнике можно увидеть знаменитую чайку. По сложившейся традиции ухаживают за могилами студенты школы – студии при прославленном театре.
Тодоровский Пётр Ефимович (1925-2013)
Замечательный советский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, композитор.
Народный артист РСФСР. Участник Великой Отечественной войны.
Командовал минометным взводом. Был несколько раз ранен и контужен. Дошел со своим взводом до Берлина.
В 1949 году поступил во ВГИК на кинооператорское отделение. Как кинооператор, снял фильмы: "Весна на Заречной улице" (1956), "Два Фёдора" (1958), "Жажда" (1959), и др.
В начале 60-х годов обратился к режиссуре, поставил 17 фильмов (почти все по своим сценариям), в том числе: "Верность" (1965), "Фокусник" (1967), "Последняя жертва" (1975), "Любимая женщина механика Гаврилова" (1981), "Военно-полевой роман" (1983), "По главной улице с оркестром" (1986), "Интердевочка" (1989), "Анкор, ещё анкор!" (1992), "Какая чудная игра" (1995), "В созвездии быка" (2003).
Пётр Ефимович великолепно играл на гитаре, был автором музыки и песен к ряду фильмов, в том числе и некоторых своих.
П.Е. Тодоровский неоднократно становился лауреатом различных престижных кинофестивалей, обладатель премий "Ника" и "Золотой орёл". В 1996 г. за фильмы "Военно-полевой роман", "Анкор, ещё Анкор!", "Какая чудная игра" был удостоен Государственной премии РФ.
Отец известного кинорежиссёра Валерия Тодоровского, который в сериале «Оттепель» посвященном кинематографистам 60-х годов сделал отца одним из героев фильма.
Скончался П.Е. Тодоровский 24 мая 2013 года, похоронен на 10 участке Новодевичьего кладбища.
Хочу сразу пояснить для тех кто захочет написать гневный комментарий по поводу того что дескать памятник на могиле чересчур скромный, что сын денег пожалел и т.д. Это традиционное иудейское надгробие , которое должно представлять из себя вертикально установленную плиту или просто камень, на котором пишут имя человека и год рождения. Дата смерти не пишется, потому что в иудаизме земная жизнь считается лишь началом вечной.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.