Сегодня, 24 мая, исполнилось 83 года Бобу Дилану — человеку, без которого не было бы ни западного, ни российского рока. Его музыка и стихи актуальны в любые времена: в 2016 году ему даже присудили Нобелевскую премию по литературе. Рассказать все о Дилане невозможно, поэтому мы выбрали несколько любопытных фактов из его биографии и творчества.
Боб Дилан — не единственный псевдоним музыканта
Каждый рок-фанат знает, что при рождении Дилан получил имя Роберт Аллен Циммерман. Почти все в курсе, что псевдоним «Дилан» юный Роберт взял себе в честь любимого поэта — Дилана Томаса. И, возможно, вы где-то слышали, что он сменил имя официально и стал Робертом Диланом по документам уже в 1962 году.
А вот информация о других альтер-эго артиста не столь распространена. В начале карьеры он называл себя Элстоном Ганном — это словосочетание напоминало ему имя шотландского короля. Под этим именем он выступал в качестве пианиста в The Shadows — не британском инструментальном коллективе, а группе американского певца Бобби Ви. Три песни Дилан записал как Blind Boy Grunt, они вышли на компиляции фолк-журнала Broadside. Кстати, у Blind Boy Grunt есть отдельный профиль на Spotify, где выложены эти треки.
Еще он называл себя Бобом Лэнди, Робертом Милквудом Томасом и даже… Сергеем Петровым! В качестве «Петрова» Дилан написал сценарий для фильма «Шоу века» с Пенелопой Крус и Джеффом Бриджесом.
Свой первый альбом он выпустил в 20 лет
Пластинка получила простое название «Bob Dylan». Да, это не самая известная работа Боба — и тому есть причина. Музыканта прежде всего любят и ценят как выдающегося поэта и автора — а «Bob Dylan» почти целиком состоит из каверов, преимущественно народных песен. Хотя не обошлось и без пары собственных сочинений вроде «Talkin' New York» и «Song to Woody», которую Боб посвятил легендарному фолк-певцу Вуди Гатри.
Многие фанаты Дилана считают дебютный релиз недооцененным. Несмотря на «неоригинальность» материала, звучит он очень свежо, живо и по тем временам инновационно. Признаемся, такие версии «House of Rising Sun» (да, это не собственная песня The Animals) и «In My Time of Dyin’» (да, Led Zeppelin ее не сочинили) заслуживают отдельного внимания. И невозможно поверить, что это поет совсем еще юный человек — голос 20-летнего Боба звучит так, будто он прожил несколько жизней. Тем не менее, из-за несовершеннолетнего по стандартам США возраста музыканту пришлось немного соврать. По правилам, контракты несовершеннолетних артистов должны были подписывать их родители. И Дилан сказал лейблу Columbia Records, что он сирота, чтобы этого избежать.
А последний (на сегодня!) — в 79 лет
В 2020-м Боб представил «Rough and Rowdy Ways». Это его первый релиз с оригинальным материалом за восемь лет и 39-й (!) в общей дискографии. Такие мудрые жизненные песни выходят редко и поэтому очень ценятся. Поэтому «Rough and Rowdy Ways» собрал тонну хвалебных отзывов — кажется, не осталось ни одного издания, которое не включило бы его в топы лучшего за 2020 год. Жаль только, что с этого альбома прошло уже четыре года — хотелось бы услышать от музыканта что-нибудь еще.
Правда, у Дилана выходил альбом и в 2023-м — «Shadow Kingdom», саундтрек к концертному фильму «Shadow Kingdom: The Early Songs of Bob Dylan». Но это перезаписи песен из ранней дискографии Боба — за исключением новой инструментальной композиции «Sierra’s Theme». Хоть это и не свежий материал, «Shadow King» к прослушиванию рекомендуется. Звучат они интересно и необычно — тут и сам Дилан постарался, и Ти-Боун Бернетт, и Дон Уоз.
Ни разу не возглавлял Billboard Hot 100
Конечно, творчество Дилана вряд ли создавалось для покорения чартов. Но все равно шокирует — фигура невероятного масштаба, как-никак. И даже до второго места Боб доходил лишь дважды: с «Like a Rolling Stone» в 1965 году и «Rainy Day Women ♯12 & 35» в 1966-м.
Песни Дилана часто исполнялись — и исполняются — другими артистами. В качестве автора он все же получил свой «номер один». Речь о «Mr. Tambourine Man» в версии The Byrds. Сам Боб даже не выпускал ее в качестве сингла, она вышла на альбоме «Bringing It All Back Home» (1965) и потом попадала в сборники. The Byrds услышали трек еще до релиза альбома, в демо-версии и довольно быстро записали кавер. В их исполнении песня была более «электрической», с большим количеством инструментов. Именно это и вдохновило Дилана перейти на электрическое звучание.
О нем готовится фильм
Возможно, в ближайшие пару лет Боб Дилан все же заимеет свой давно заслуженный «номер один». Дело в том, что в 2025 году ожидается премьера байопика «Совершенный незнакомец» («A Complete Unknown», в честь строчки из «Like a Rolling Stone»). И да, это не первая картина о Бобе — но «Меня там нет» вышла в 2007-м, 17 лет назад. Настало время открыть музыканта новому поколению.
Музыкальных байопиков сейчас выходит немереное количество, но в «A Complete Unknown» мы верим. Главную роль отдали самому популярному из молодых актеров — Тимоти Шаламе. Лента расскажет о творческом пути Дилана с самого начала, когда он поехал в Нью-Йорк, чтобы познакомиться со своим кумиром — Вуди Гатри. При подготовке к съемкам Шаламе слушал огромный 12-часовой плейлист Боба, в который попали в том числе неизданные песни. Актерский состав у «Совершенного незнакомца» отличный: Сильви Руссо, возлюбленную Дилана, сыграла Эль Фаннинг, а Эдвард Нортон перевоплотился в Пита Сигера, еще одного выдающегося фолк-певца.
В основу фильма была положена книга «Dylan Goes Electric!» Элайджи Уолда, выпущенная в 2015 году. Переход к «электрическому» звучанию стал одним из важнейших событий в карьере и жизни Дилана. И изначально байопик хотели назвать «Going Electric», но потом передумали. Фанатам Боба новое название не понравилось, им кажется, будто его утвердил совет директоров. Но, возможно, так фильм будет лучше рекламироваться. Если что, Дилан проект одобрил и даже немного принял участие в написании сценария.
Джордж Харрисон написал о нем песню
Боб не только сочинял музыку, но и сам выступал в роли музы. «Behind That Locked Door» с тройного альбома Харрисона «All Things Must Pass» — как раз о нем. Это редкий для Джорджа номер в стиле кантри — и спродюсировал его не кто иной, как великий Фил Спектор.
Харрисон и Дилан хорошо общались и дружили — о чем и поется в «Behind That Locked Door» (а также о неуловимом характере Дилана и уважении к его таланту). На этом же альбоме есть песня «I’d Have You Anytime», дуэт Джорджа и Боба. Но «I’d Have You Anytime» музыканты написали еще в 1968-м, «Behind That Locked Door» же Харрисон сочинил в 1969-м — и уже самостоятельно, без Дилана в соавторах. Еще он участвовал в записи альбома Боба «New Morning» (1970) — точнее, песни «If Not for You». Но в итоговое издание попала другая версия композиции.
Ну а о влиянии Дилана на The Beatles и так хорошо известно — все, кто слушал альбом «Rubber Soul» (1965), это заметили. Включая самого Боба: он разозлился, услышав песню «Norwegian Wood» и посчитав, что «битлы» скопировали его стиль. И даже написал ответную композицию «Fourth Time Around», в которой спародировал «Norwegian Wood».
Фанатеет от рэпа
Дилан и хип-хоп — две разные вселенные только на первый взгляд. И в творчестве Боба, и в рэпе слова играют ключевую роль — возможно, даже более важную, чем музыка. В 2022-м Дилан дал интервью Wall Street Journal, где похвалил Эминема и Wu-Tang Clan. По его мнению, эти артисты обладают «особым чувством слова и языка».
Эминема наш герой впервые похвалил еще в далеком 2001-м. Тогда скандального рэпера много ругали, и Дилан выступил в его защиту. Как считает Боб, если творчество Эминема воспринимается столь неоднозначно, значит, тот все делает правильно.
В том же интервью музыкант сказал, что ему нравятся Royal Blood, Rag’n’Bone Man, Ник Кейв, Леонард Коэн и британская соул-певица Селеста. А в «Thunder on the Mountain» с альбома «Modern Times» (2006) расхвалил Алишу Кис. При этом Дилан признался, что новых исполнителей открывает не специально: когда он что-то намеренно ищет, то ничего не находит. Зато он часто прислушивается к рекомендациям от других музыкантов.
И от Чарли Чаплина
Словосочетание «Modern Times» — «Новые времена» — ничего не напоминает? Да, так назывался, наверное, самый известный фильм Чарли Чаплина. О любви к работам великого актера и режиссера Дилан говорил еще в самом первом интервью 1961 года. «Если я на сцене, то мой главный кумир — мой самый большой кумир, который крутится у меня в голове — Чарли Чаплин».
Дилан часто появляется в шляпе — в этом тоже проглядывается влияние Чаплина. Особенно это было заметно в начале его карьеры, когда Боб выходил на сцену и опирался на шляпу — так же, как и Чаплин.