Найти тему

Игра как музыка всей жизни: о любви Шостаковича к футболу

Юрий Левитан и Дмитрий Шостакович на трибунах
Юрий Левитан и Дмитрий Шостакович на трибунах

Любовь Дмитрия Шостаковича к футболу началась со знакомства с театральным режиссером Всеволодом Мейерхольдом. Однажды летом 1927 года композитор отправился из Детского Села (сейчас город Пушкин) в Ленинград на международный футбольный матч сборной команды ленинградских профсоюзов и команды рабочего Спортивного союза Англии. Там Шостакович впервые увидел Мейерхольда, который воодушевленно объяснял семилетнему пасынку Константину все происходящее на поле. А через несколько дней режиссер позвонил Шостаковичу и предложил работу в театре.

Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович
Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович

В тот период государство активно развивало сферу физической культуры в стране. Поэтому даже в театральной среде практически все актеры занимались самыми разными видами спорта, брали призовые места на соревнованиях и участвовали в физкультурных парадах, один из которых в конце 30-х годов готовил Мейерхольд. В театрах рабочей молодежи (ТРАМ) футбол играл немаловажную роль – объединял всех участников духовно и физически. Тогда всесоюзный, ленинградский футбол начинался с команд дворовых мальчишек, которые без профессионального инвентаря гоняли мячи (или то, что на них похоже) перед домом. Шостакович к таким играм равнодушным не остался. На гонорар за фильм «Новый Вавилон» он купил фортепиано и два мяча: волейбольный и футбольный. Композитор частенько судил дворовые матчи, без всякого стеснения часами бегал по двору с мальчишками младше него и приходил домой со сломанными очками. Во время таких игр он переживал только за одно – как бы случайно не толкнуть или не ударить своих компаньонов.

Дмитрий Шостакович и Матвей Блантер на трибунах стадиона «Динамо»
Дмитрий Шостакович и Матвей Блантер на трибунах стадиона «Динамо»

Для композитора, который часто бывал в напряженном состоянии и с детства не отличался физической силой, футбол был настоящей отдушиной, эмоциональной разрядкой. Помимо того, что Шостакович стал завсегдатаем футбольных матчей и сам частенько играл, он также писал музыку на футбольную тематику. Так, в 1929 году композитор активно работал над музыкой для балета «Золотой век» по либретто режиссера А.В. Ивановского. Сюжет постановки рассказывает о советской футбольной команде, которая попадает на буржуазный Запад, и из передряг их спасает отважный пролетариат. Судьба балета сложилась не самым удачным образом: постановку быстро сняли с репертуара. Однако Шостакович своей музыкальной работой в этом произведении гордился: «За музыкальную часть „Золотого века" я отвечаю: она, на мой взгляд, на редкость удачна (в сравнении с многим, что я делал)».

С середины 1930-х годов Шостакович начал часто ездить с любимыми ленинградскими командами на их матчи по разным городам. Так, в 1935 году он даже отправился вместе с ними в Турцию. Годами позже многие игроки вспоминали, как Шостакович вдохновлял (и, возможно, вдохновлялся сам) и горячо переживал за них.

Шостакович с сыном Максимом
Шостакович с сыном Максимом

Чтобы взаимодействовать с футболом на более профессиональном уровне, композитор даже ходил в школу для судей. Правда, регулярно ходить на занятия он не мог, поэтому удалось лишь освоить базовые судейские азы. Судейством футбольных и волейбольных команд он часто занимался на отдыхе, когда там собирались любительские команды.

В напряженные годы сталинских притеснений, в гнетущие годы войны Шостакович не терял интереса к футболу: во второй половине 1930-х, когда он был обвинен в формализме, продолжал вести переписку с футбольными друзьями; а в военный период, находясь временно в Куйбышеве, наблюдал за редкими играми местных команд. И даже годами позже, когда здоровье композитора стало сильно сдавать, футбольные страсти все по-прежнему увлекали его. Как раньше посещать все матчи измученный тяжелый болезнью Шостакович не мог, поэтому узнавал все вести через телевизор и радио, искал футбольные отчеты в спортивных газетах, дрожащей рукой писал старым друзьям: «Начинается футбольный сезон. По инерции я болею за «Зенит», хотя это боление, порой доставляет больше огорчений, чем радостей. Пишу Вам по кадровым вопросам. Если Вам будет не трудно, сообщите мне, пожалуйста, кто такие, ныне заявленные в «Зените» 1) Пронин, 2) Сибирцев, 3) Деремов, 4) Степанов, 5) В. Иванов, б) Трембач, 7) Хромченков, 8) Смурыгин, 9) Казаченок. Остальных я знаю хорошо».

Футбол даже стал завершающей точкой в жизни композитора. 8 августа 1975 года в состоянии Шостаковича на фоне двух пережитых инфарктов отметили заметное улучшение. Поэтому ему разрешили встать и даже заняться любимым делом – посмотреть футбольным матч по телевизору. Для Шостаковича этот подъем и игра на экране стали последними. Вечером следующего дня великий композитор скончался.

Еще больше историй из жизни Дмитрия Шостаковича вы можете узнать в нашем выпуске.