15,1K подписчиков

"Когда заканчивается даже "НЗ"/Самый продолжительный боевой поход в исполнении С-12

5,9K прочитали
В настоящее время сложилось мнение, что советские подводные лодки Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны оказались бесполезными и часть из них просто простояла в гаванях Кронштадта и Ленинграда, а часть погибла в бесплодных попытках прорваться через заграждения в Финском заливе и так и не выполнив задач по нарушению вражеских коммуникаций. Да, обстановка на Балтике в 1941-1943 годах была крайне сложная и операции советских подводных лодок на коммуникациях противника были крайне сложными, практически невозможными, да, и боевого опыта у советских подводников было не много. Но это не значит, что все советские подводные лодки бездействовали полностью. Были рейды, были походы, были потери. Были и такие рекорды как у С-12.

Подводная лодка С-12 принадлежала к средним подводным лодкам типа IX-серии, была заложена в г.Горький на заводе № 112 ("Красное Сормово") в октября 1937 года и уже в апреле 1938 года спущена на воду. В состав флота лодка была включена в конце июля 1941 года, успев за это время перейти на достройку из г.Горький в Ленинград (в сухом доке). Вошла в состав 1-го дивизиона подводных лодок Бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота, но на нее уже были другие планы - готовили к переброске на Северный флот. Однако судьба распорядилась иначе.

Подводная лодка С-9, однотипная С-12
Подводная лодка С-9, однотипная С-12

В связи с тем, что подводная лодка до начала войны так и не прошла всех положенных испытаний, то «С-12» не принимала участие в начальном периоде войны и первую военную зиму провела в Ленинграде. Причем ей "досталось" и там - 11 декабря при стоянке у Дворцового моста в 15 метрах от левого борта субмарины разорвался артиллерийский снаряд, осколки которого пробили обшивку цистерны главного балласта № 2 и перебили трубу вентиляции. Пришлось снова ремонтироваться. Летом 1942 года подводная лодка все таки приступила к отработке задач боевой подготовки, однако добиться требуемого качества в тех условиях не удалось, да и не все системы испытали "так как надо" - всё пришлось проверять в боевых условиях похода, что затем скажется на результатах.

На долю экипажа подводной лодки С-12 вскоре выпали серьезные испыта­ния во время боевого похода в Балтийское море в 1942 году. Как не странно, но именно этому кораблю под командованием капитана 3 ранга Тураева Василия Андриановича пришлось совершить самый длительный поход советской подводной лодки во Второй Мировой войне - протяженностью 4960 миль и почти два месяца находится в море.

Капитан-лейтенант Тураев В.А. - командир С-12
Капитан-лейтенант Тураев В.А. - командир С-12

В свой первый боевой поход «С-12» отправилась только 19 сентября 1942 года (позиция № 3 в районе Мемель – Либава).

Для справки: боевой поход подводной лодки С-12 подробно описан в книге "Запас прочности" его участником - инженер-капитаном 1 ранга В.Е.Коржом. Так получилось, что летом 1942 года В.Е.Корж занимал должность дублера дивизионного механика бригады ПЛ Балтийского флота и в июле - августе 1942 году принимал участие в походе на борту подлодки С-7 (командир - капитан 3 ранга С.П. Лисин), где набрал достаточно практического опыта на подводных лодках данного типа. Поэтому когда выяснилось, что штатный командир БЧ-5 подлодки С-12 оказался болен, то командир бригады A.M.Стеценко предло­жил В.Е.Коржу заменить его в походе и выйти в море на С-12.

Итак, 15 сентября 1942 года на плавбазе «Смольный» состоялось совещание, на котором начальник штаба бригады ознакомил командиров Д-2 и С-12 с планом выхода в боевой поход, после чего подводные лодки после необходимой подготовки вышли в море. Переход из Ленинграда в Кронштадт ока­зался сравнительно благополучным, противник обнаружил и обстрелял корабли, но ни один снаряд противника не задел их благодаря хорошо поставленной дымовом завесе.

Подводная лодка С-12
Подводная лодка С-12
Для справки: командир подводной лодки - Тураев Василий Андрианович - интересный человек! Начинал свою карьеры помощником вахтенного начальника линкора «Марат» (февраль – ноябрь 1931), командир минного сектора ПЛ «Шахтер» (май – октябрь 1932), минер 2-го дивизиона БПЛ МСЧМ (октябрь 1932 – октябрь 1934), помощник командира ПЛ «Марксист» (июнь – ноябрь 1935), командир ПЛ «М-52» (ноябрь 1936 – ноябрь 1937). С июля 1940 года – командир ПЛ С-12; в этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. В июле 1943 снят с должности и назначен с понижением на Северный флот, официальные причины - недостаточные знания, самоустранение от командования, хищения членами экипажа продовольствия! Однако фактической причиной историки называют конфликт с командиром бригады С. Б. Верховским. Можно верить или нет, но Тураев В.А. был кавалером ордена Ленина, ПЯТЬЮ орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями. Капитан 1 ранга. Сами решайте каким он был.
Балтийские "эски" в Либаве зимой 1940 года
Балтийские "эски" в Либаве зимой 1940 года

Вечером 19 сентября С-12 совместно с Щ-310 в эскорте трех быст­роходных тральщиков и трех малых охотников (по другим данным - БТЩ-207, БТЩ-211, БТЩ-215, БТЩ-217, БТЩ-218 и 2 сторожевых катера СКА) начали переход с Кронш­тадта на остров Лавенсаари. Во время перехода в тралах неоднократно взрывались подсечённые мины, тральщиками были замены следы нескольких торпед (не подтверждается), но в итоге к исходу ночи конвой прибыл на остров.

БТЩ Т-207 "Шпиль", проект 53У, схема внешнего вида
БТЩ Т-207 "Шпиль", проект 53У, схема внешнего вида

В ночь с 20 на 21 сентября 1942 года С-12 приступила к форсированию Финского залива. Подводная лодка удачно прошла под минными заграждениями у острова Гогланд и вечером к северу от острова Руускари всплыла для зарядки аккумуляторов. В это время С-12 подверглась внезапной атаки финского самолета, который был замечен слишком поздно. Финский пилот Эк Биргер на самолет СБ (это был трофейный советский бомбардировщик) обнаружил советскую суб­марину и сбросил две глубинные бомбы, которые упали рядом с руб­кой. Здесь источники расходятся в последствиях этой атаки.

Бомбардировщик СБ-2М-103 финской 6-й бомбардировочной эскадрильи (PLe.Lv.6) готовится к вылету с аэродрома Нуммела (Nummela).
Бомбардировщик СБ-2М-103 финской 6-й бомбардировочной эскадрильи (PLe.Lv.6) готовится к вылету с аэродрома Нуммела (Nummela).

По одной версии близкие разрывы бомб, которые разорвались около рубки вызвали серьезные повреждения аккумуляторной батареи - 32 элемента из 64 вышли из строя) и незначительные повреждениями различных прибо­ров.

Другие источники утверждают, что ничего фатального не случилось, но позже при ночной зарядке батареи разлился электролит, начался пожар, что привело к отключению всей носовой группы аккумуляторных батарей. Вполне возможно, что истина где то рядов - взрыв и сотрясение корпуса в дополнении к срочному погружению могли вызвать "разлитие" электролита и затем пожар.

Вызванные на место обнаружения подводной лодки три немецких охотника заметили масляный след на поверхности и доложили, что по всей вероятности субмарина потоплена. К такому же выводу пришел финский пилот Биргер, наблюдавший уход её почти вертикально вниз. Но лодка уцелела, правда испытания для нее не закончились.

Утром 22 сентября у банки Каллбода (Калодагрунд) С-12 была замечена двумя фин­скими сторожевыми катерами – VMV-2 и VMV-12 - и атакована глубинны­ми бомбами. При погружении подлодка в чем-то запуталась, по мне­нию членов экипажа - в противолодочной сети. Освободившись от пре­пятствия, С-12 продолжила следовать далее на запад, но тонкий след дизельного топлива, о котором на борту не подозревали, показывал про­тивнику примерное местонахождение корабля. По данному следу еще четыре финских самолёта СБ сбросили восемь глубинных бомб, а два самолета "Арадо" с эстонскими экипажами на борту, прилетевшие из Таллина, продолжили преследование. Затем эстафету приняли еще два финских сторожевых катера - VMV-15 и VMV-16, сбросивших также весь запас глубинных бомб. В ходе этого прорыва у лодки вышли из строя оба компрессора, которые однако очень оперативно были исправлены силами экипажа по руководством того самого В.Коржа, который и рассказал эту историю.

Несмотря на длительное преследование преследование, подлодка продолжила путь, и удачно форсировав минные заграждения в устье Финского залива, 26 сентября 1942 года донесла на базу об успешном прорыве. Как говорят интернет-источники: "...26 и 27 сентября подводная лодка находилась у острова Форэ, проводя тренировку экипажа, и только утром 28 сентября прибыла в назначенный район у маяка Ужава".

Немецкий линкор "Шлезиен". 1926 год
Немецкий линкор "Шлезиен". 1926 год

Первые недели пребывания С-12 на позиции в районе портов Либава - Мемель не принесли успеха, и по многим оценкам, чувствовалась слабая подготовка экипа­жа. 29 сентября обнаружен первый конвой, но корабли охранения зас­тавили подлодку погрузиться (ее обнаружил миноносец противника). 30 сентября советской подводной лодке выпала редкая удача - по оценке командира был обнаружен немецкий линкор "Щлезиен", шедший противолодочным зиг­загом в охранении миноносцев! Но и на этот раз в атаку снова выйти не удалось из-за боль­шой скорости цели. Можно встретить и другую причину - "не открылись крышки кормовых торпедных аппаратов, заклиненных при бомбежке в ходе форсирования лодкой Финского залива", а что касается носовых ТА - вот тут уже проблемы со скоростью цели (вероятно).

Кстати, интересно, что по немецким данным, в это время торпедой были атако­ваны корабли 24-й флотилии тральщиков, проводившие контрольное тра­ление к северо-западу от порта Мемель, но установить, была ли это торпеда с подводной лодки С-12, пока не представляется возможным.

5 октября се­веро-западнее Мемеля из надводного положения был безуспешно ата­кован транспорт RO 25 - бывший голландский пароход «Гордиас» (1632 брт). Дистанция атаки составляла всего 3 кбт, но из-за задержки с выполнением команды "Пли" торпеда прошла мимо.

На другой день, 6 октября, субмарина получила отличную возможность "открыть счет", обнаружив в 18 милях от Мемеля вражеский рыболовный траулер "Викинг". Подводная лодка С-12 поочередно выпустила четыре торпеды по этому судну с дистанции 3 кбт, но все торпеды либо тонули, либо прошли под целью. Всплыв, командир «С-12» попытался расстрелять цель из 100-мм орудия, после двух осечек был обнаружен сторожевик противника (V-1707); субмарина была вынуждена погрузиться, сторожевик не преследовал лодку.

Капитан 3 ранга Тураев на мостике С-12, Лавенсаари, 1943 год
Капитан 3 ранга Тураев на мостике С-12, Лавенсаари, 1943 год

Вечером 8 октября у маяка Ужава подводная лодка пыталась атаковать одиночно идущий транспорт, но боцман не сумел удержать корабль на перископной глубине и «утопил» лодку. Момент для торпедного залпа был утерян. Как видим, слабая подготовка личного состава (боцмана) сорвала верную возможность потопить одиночное судно. В последующие дни целей не было, но противолодочных кораблей противника хватало. К тому же в течении с 10 по 7 октября в районе позиции подводной лодки (маяк Ужава) разыгрался шторм, что привело к выходу из строя моторов обоих перископов (потребовалось двое суток на их ремонт) - а что такое субмарины без перископов!

Все же успех пришел! Это случилось 21 октября северо-западнее косы Нидден (маяк Паппензее), ког­да был перехвачен вражеский конвой (по данным командира - 3 транспорта, СКР, ТЩ, 2 СКА). Командир выпустил две одиночные торпеды - в 18.08 и 18.11 - по двум целям из кон­воя (до первой цели - 14 кбт, до второй - 16 кбт), первая цель была поражена.

По дан­ным противника 20 октября немецкий конвой в составе воинских транс­портов «Сабине Ховальд» (5956 брт), «Бремерхафен» (5355 брт), «Нойденфельс» (7838 брт), спасательного судна «Петер Вессель» и бывшего голландского судна «Алькаид» (5483 брт) в охранении вспомогательных сторожевых кораблей Vp310, Vp311 и Vp313 начал путь на юг, в Германию с рейда острова Утэ, на борту находились войска и часть отпускников.

Вскоре после 18 часов, от начальника конвоя поступило сообщение: «Попадание в пароход «Сабине Ховальд» в квадрате 9324, высокий столб воды, след торпеды не наблюдался. Сброшено некоторое количество глубинных бомб с борта парохода»(как с борта сбрасывали глубинные бомбы не ясно?) Поскольку, по мнению командира конвоя, суда представляли собой цель для повторной атаки, были сброшены (профилактически) глубинные бомбы и с кораблей охранения. Затем командир конвоя затребовал два мощных буксира для буксировки торпедированного судна. Пароход «Петер Вессель» приступил к буксировке поврежденного судна, пришвартовавшись борт о борт.

На просьбу командира конвоя откликнулось береговое командование - охранение было усилено прибывшими тральщиками М3133 и М3135. Далее поступает с конвоя пришло новое сообщение, что один отпускник из находящихся на борту пропал без вести и на поиски направлены тральщики М3133 и М3135. В ответ получена радиограмма командующего третьим флотским районом о выходе буксира «Вегезак» в охранении тральщиков М1808 и М1804 для оказания помощи. Видимо потери на транспорте были не большими, что озаботились пропажей одного "отпускника".

Поврежденный транспорт благополучно доведен до порта Мемель и стал на якорь на рейде, так как имеющийся буксир «Остпегензен» оказался слишком слаб, чтобы завести пароходе гавань. К вышесказанному следует добавить, что пароход отремонтиро­вали и позже он погиб на мине в Северном море 11 мая 1944 года. Вторая торпеда с С-12 в цель не попала, хотя в некоторых источниках упоминается повреждение транспорта "Эдит Боссельман" (954 т?).

Заделка пробоины в легком и прочном корпусе на С-12 в сухом доке, конец 1942 года
Заделка пробоины в легком и прочном корпусе на С-12 в сухом доке, конец 1942 года

Новую атаку удалось провести только 22 октября в районе маяка Акменрагс, но она сорвалась из-за большой дистанции выстрела. Успех сопутствовал подводной лодке С-12 только 27 октября 1942 года у мыса Стейнорт, где был встречен крупный конвой (по докладу командира): пять крупных транс­портов, два тральщика и два сторожевых катера; по другим данным - мог быть еще один сторожевой корабль. В 14.35 и 14.36 командир подводной лодки С-12 выпустил две одиночные торпеды с дистанции всего 4 кбт, было зафиксировано два взрыва.

По данным немецкой стороны, конвой состоял из четырех пароходов «Мар-дель-Плата», «Мальгаш», «Гордиас» и «Ариадна», госпитального судна «Рюген», спасательного судна «Петер Вессель» и буксира «Капеллэ» в охранении сторожевых кораблей V1707, V1708, Vp303, Vp304, Vp305, Vp311, и следовал курсом на север, к острову Утэ.

Штаб немецкого Коман­дующего Третьим флотским районом получил сообщение от начальни­ка конвоя: «Подводная тревога, пароход «Мальгаш» получил попадание торпеды в корму». Одновременно береговой пост наблюдал рубку под­водной лодки, которая показалась между пароходами «Гордиас» и «Мар-дель-Плата». Было сброшено девять, а затем еще шесть глубинных бомб, по советским данным противолодочные корабли сбросили 44 глубинные бомбы.

Поврежденный советской торпедой транспорт "Мальгаш"
Поврежденный советской торпедой транспорт "Мальгаш"

Спа­сательное судно «Петер Вессель» и буксир «Капеллэ», сторожевики Vp303, Vp305, Vp311 и V1707, после сброса глубинных бомб остались в охранении поврежденного парохода, а «Капеллэ» стал пытаться его буксиро­вать. Из Либавы срочно были затребованы еще буксиры для оказания помощи ава­рийному судну. надо отдать должное немцам - действовали они оперативно.

Срочная помощь успела вовремя, войсковой транспорт «Мальгаш» был торпедирован в квадрате 6754, попадание произошло на уровне руля. Судно при буксировке село на грунт всего в 2,5 милях от Либа­вы, но уже 29 октября было благополучно приведено в этот порт. На борту погиб один человек при взрыве. Интересно, что пароход пережил войну и после её оконча­ния был возвращен Франции, а погиб он уже в 1967 году у берегов Сомали под гре­ческим флагом. Ранее выдвинутая версия о потоплении транспорта «Эдет Боссельман» 21 или 27 октября документально не подтверждена. Это судно погибло 9 декабря 1942 года на минах Л-3.

Транспорт "Мальгаш" тогда так и не погиб окончательно
Транспорт "Мальгаш" тогда так и не погиб окончательно

На атаке транспорта "Мальгаш" удача для С-12 окончательно закончилась. Днем 1 ноября был обнаружен конвой противника, но его атака сорвалась из-за малых глубин. Подводная лодка С-12 находилась на позиции до 7 ноября 1942 года, а затем получила приказ о возвращении в базу. 9 ноября с началом возвращения на базу на лодке закончились запасы продовольствия, экипаж вскрыл "НЗ".

При форсировании Фин­ского залива в обратном направлении дважды подрывалась на минах, получила серьезные повреждения, но сумела благополучно дойти до­мой. Первый взрыв произошел в 23,5 м над лодкой - это привело к течи в прочном корпусе, временно вышел из строя гирокомпас. Второй подрыв (примерно через час) - вызвал небольшие дополнительные повреждения. Несмотря на все происходящее в 15.30 14 ноября подводная лодка С-12 прибыла в точку рандеву в районе о Лавенсари, где ее встретили советские сторожевые катера.

18 ноября вместе с Л-3 она в обеспечении все тех же пяти БТЩ и двух СКА, которые ее провожали в поход, перешла в Кронштадт. В итоге боевой поход подводной лодки С-12 продолжался 60 суток и оказался самым продолжительным походом советской подводной лодки во Второй Мировой войне: за 1190 ходовых часов лодка прошла 4960 миль, том числе 1774 - под водой. По некоторым данным - за 11 суток движения через Финский залив подводная лодка пересекла линии минных заграждений ровно 70 раз! Прежде чем сомневаться в героизме и мужестве советских подводников- балтийцев - сначала повторите эти показатели!

К сожалению, до Дня Победы подводная лодка не "дожила", ((

Подводная лодка С-12 на дне Балтики
Подводная лодка С-12 на дне Балтики
Для справки: В ночь на 29 июля 1943 года «С-12» вышла с Лавенсари в свой последний поход под командованием капитана 3 ранга Бащенко Александра Аркадьевича. Последний раз лодка вышла на связь 1, больше на связь не выходила. Лодка была найдена в 2016 году в 8 милях севернее острова Найссаар, на краю главного фарватера через Финский залив на глубине около 90 м. Субмарина подорвалась на мине «UMA» заграждения «Насхорн 2а» восточнее противолодочной сети «Вальрус».

Вечная память!

Источники: Чирва Е. Подводная война на Балтике. 1939-1945/ Е.В.Чирва. -М.: Яуза, Эксмо, 2009. - 464 с.; Корж В. Запас прочности /В.Е.Корж - М.: Воениздат, 1966. - 192 с; Нагирняк, В. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия /В.Нагирняк, А.Дашьян. - Москва: Яуза: Эксмо.- 2021. - 288 с.; Тайны подводной войны - № 5.- 1999. - С.59-60.; материалы сети интернет.