Электромобили как решение экологических проблем
Переход на электромобили рассматривается как одно из главных решений проблемы загрязнения воздуха в городах и борьбы с изменением климата. Крупнейшие автопроизводители наращивают выпуск электрических моделей, а правительства стран стимулируют развитие этого рынка. Ключевой составляющей является создание масштабной инфраструктуры зарядных станций. Лидером в этой сфере становится Китай.
Китайский феномен
Взрывной рост рынка электрокаров. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в 2022 году продажи электромобилей в Китае взлетели до рекордных 6,89 млн единиц, что составило почти 60% от общемирового объема. В январе-апреле 2023 года эта цифра достигла уже 2,39 млн автомобилей.
Стремительное развитие зарядной инфраструктуры
Для обеспечения такого бурного роста потребовалось активно развивать сети зарядных станций. По данным Государственного энергетического управления КНР, на конец 2023 года в стране насчитывалось уже 8,6 млн общедоступных зарядных точек, из которых 1,71 млн - быстрые станции постоянного тока.
Цифры и факты Согласно официальной статистике, с 2015 по 2023 год число зарядных станций в Китае выросло более чем в 286 раз - с 30 тысяч до 8,6 миллиона станций Объемы строительства зарядной инфраструктуры колоссальны, однако спрос опережает предложение - в 2023 году в Китае насчитывалось 20,41 млн электромобилей, а соотношение транспортных средств к зарядным станциям составляло 2,4:1 при целевом 1:1.
Более 70% общественных станций сосредоточено в Топ-10 регионов: Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу, Шанхай, Хубэй, Шаньдун, Пекин, Аньхой, Хэнань, Сычуань. В этом сегменте доминируют несколько крупных операторов.
Государственная политика Китая
Стимулы и субсидии зарядным сетям Китай использует мощные финансовые стимулы для развития отрасли, включая субсидии до 30% капитальных затрат операторам зарядных сетей согласно "Уведомлению о политике стимулирования возрождения и развития автомобильной промышленности" 2022 года, налоговые льготы и низкие тарифы на электроэнергию.
Требования к застройщикам жилья Обязательным требованием при строительстве новых жилых кварталов стало оборудование зарядными станциями согласно "Техническим требованиям к строительству зарядных сооружений для электромобилей" В Пекине, например, 18% всех зарядных точек расположены в жилых комплексах. За невыполнение требований предусмотрены штрафы вплоть до 500 000 юаней.
Льготы для электромобилистов Покупателям электрокаров в разных городах Китая предоставляются льготы в виде скидок на парковку, бесплатного проезда по платным дорогам и т.д.
Зарядная индустрия Китая
Ключевыми публичными компаниями в этой отрасли на данный момент являются Tered , Guodian Nari, Wanma Co., Ltd., Easytech , Келлу Электроникс , Коста и другие. Наблюдается явная консолидация рынка и высокой концентрацией у нескольких крупных игроков.
Анализ цепочки поставок показывает ее расширенную структуру, где компании часто задействованы на нескольких звеньях одновременно. Верхнее звено составляют поставщики электроэнергии, среднее - производители оборудования и операторы станций, нижнее - поставщики комплексных решений.
Зарядные станции для электромобилей классифицируются по месту установки (общественные/частные) и типу зарядки (медленная переменным током или быстрая .
Медленная зарядка (8-10A): Подходит для бытовых условий, использует напряжение 220В/380В переменного тока. Применяется для личных автомобилей и гаражей.
Средняя зарядка (20-90 кВт): Работает на переменном токе, обеспечивает более быструю зарядку для коммерческого использования. Часто устанавливается на парковках офисов/зданий.
Быстрая зарядка (50 кВт): Использует постоянный ток, способна быстро заряжать большие батареи. Главным образом предназначена для общественных зарядных станций на дорогах/шоссе.
Ультрабыстрая зарядка (свыше 90 кВт): Обеспечивает максимально быструю зарядку за счет постоянного тока высокой мощности. Подходит для небольших электромобилей и общественного транспорта).
Развитие индустрии в Китае прошло несколько этапов:
· 2006-2014 гг.: Начальный этап
В 2006 году BYD построила в Шэньчжэне первую партию зарядных станций для электромобилей.Строительством зарядных станций в основном занималась Государственная электросетевая компания Китая.Из-за низкого уровня внедрения электромобилей количество зарядных станций было ограничено.
·2014-2020 гг.: Этап расширения
В 2014 году Государственная электросетевая компания Китая объявила об открытии рынка распределенных источников энергии и зарядных устройств для электромобилей.На рынок хлынули частные инвестиции.Количество зарядных станций резко возросло.
· 2020 г. - настоящее время: Этап развития
Зарядные станции были включены в список "новой инфраструктуры".Местные правительства приняли меры по стимулированию строительства зарядной инфраструктуры.В отрасль вошли новые игроки.
Расположение зарядных сетей Массовое развертывание сетей происходит в жилых комплексах, на парковках ТЦ и офисов, а также вдоль крупных автотрасс. Доступность зарядки является ключевым фактором для роста рынка.
Будущее мобильности в Китае
Тренды продаж электромобилей По прогнозам Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в 2023 году продажи электромобилей в Китае вырастут еще на 25-30% и достигнут рекордных 8-9 млн единиц. В последующие годы ожидается более умеренный, но устойчивый рост:
Дальнейшее развитие инфраструктуры
Для удовлетворения растущего спроса на электромобили в Китае продолжится активное строительство зарядной инфраструктуры. По официальным планам правительства, число общедоступных зарядных станций должно вырасти:
- Год Число зарядных станций :
- 2022 5,43 млн
- Конец 2023 г. более 7 млн
- Конец 2025 г более 10 млн
- 2030 г. (цель) более 38 млн
Влияние на окружающую среду Массовый переход на электромобили позволит Китаю не только существенно сократить выбросы парниковых газов от транспорта, но и значительно снизить потребление нефтепродуктов.
По данным Государственного статистического управления КНР, в 2022 году использование электромобилей сэкономило порядка 8,5 млн тонн бензина и дизельного топлива по сравнению с обычными автомобилями с ДВС.
С учетом прогнозируемого роста парка электрокаров, ожидается дальнейшее серьезное снижение потребления топлива:
- 2022 г. - 8,5 млн тонн (факт)
- 2025 г. - 15-17 млн тонн (прогноз)
- 2030 г. - 30-35 млн тонн (прогноз)
Это позволит Китаю существенно сократить импортную зависимость от поставок нефти и выделяемые на это огромные валютные средства.
Сокращение выбросов парниковых газов от электромобилизации транспорта в Китае также очень значительно:
- 2022 г. - 12 млн тонн CO2
- 2025 г. - 21-25 млн тонн CO2 (прогноз)
- 2030 г. - 35-40 млн тонн CO2 (прогноз)
Китай как мировой лидер по выбросам парниковых газов рассматривает массовую электромобилизацию в качестве одной из ключевых стратегий реализации климатических целей Парижского соглашения по декарбонизации.
Ситуация в России: отставание российского рынка
В России ситуация с электромобилями и зарядной инфраструктурой значительно отстает от Китая. По данным Минэнерго РФ, на конец 2023 года в стране насчитывалось всего около 7,5 тысяч общедоступных зарядных станций. Продажи новых электромобилей в 2023 году выросли почти в 5 раз и составили порядка 14 тысяч единиц. Всего в России насчитывается 39 тысяч электромобилей, по оценкам аналитического агентства «Автостат». Соотношение транспортных средств к зарядным станциям составляло 5,2:1 при целевом показателе 1:1, что в 2 раза хуже, чем в Китае.
Таким образом, дефицит зарядной инфраструктуры уже сейчас составляет более 30 тысяч станций. В перспективе, с ростом популярности электротранспорта, этот разрыв будет увеличиваться, если не принять соответствующих мер по развитию сети зарядных станций.
Государственная политика
В 2024 году в России действуют две основные программы субсидирования открытия зарядных станций для электромобилей:
1. Программа Минэнерго:
- Цель: Стимулировать развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей. Субсидия: До 60% от стоимости зарядной станции и до 30% от стоимости строительства.Максимальная сумма: 2,76 млн рублей.Требования:Мощность станции не менее 15кВт.Станция должна соответствовать техническим требованиям Минэнерго. Зарядная станция должна быть доступна для общественного пользования.
2. Программа "Московский электротранспорт":
- Цель: Развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей в Москве.Субсидия: До 80% от стоимости зарядной станции и до 100% от стоимости строительства. Максимальная сумма: 5 млн рублей.Требования:Мощность станции не менее 50 кВт.Станция должна быть расположена в Москве. Зарядная станция должна быть доступна для общественного пользования.(https://www.economy.gov.ru/material/directions/navigator_mer_podderzhki_elektrotranspo)
- Чтобы приблизиться к лидерам рынка электромобилей, таким как Китай, России необходимо срочно создавать аналогичные условия и стимулы на федеральном уровне для ускоренного перехода к электромобильности - субсидирование строительства зарядных сетей, льготы производителям и покупателям, развитие производства электромобилей внутри страны и т.д.
Выводы
Китай демонстрирует пример эффективной государственной политики по ускоренному переходу на электрический транспорт и созданию необходимой для этого масштабной зарядной инфраструктуры. В России критически важно ускоренное внедрение подобных системных мер федерального уровня для преодоления нынешнего значительного отставания от лидеров рынка.
Иначе наша страна рискует безнадежно отстать от мировых трендов электромобильности, что будет иметь негативные экономические и экологические последствия в условиях необходимости декарбонизации транспортного сектора.