Добрый день, дорогие читатели!
Мы продолжаем говорить о проектах станций Замоскворецкой линии. Предыдущие части читайте здесь:
Сегодня поговорим о станции Павелецкая.
Приятного чтения!
Проектирование
Проект Замоскворецкого радиуса с трассировкой через Павелецкий вокзал появился в 1934-м году. Один из вариантов оформления будущей станции был предложен архитекторами Иваном Тарановым и Надеждой Быковой.
По конструкции Павелецкая должна была стать пилонной, при том, она бы отличалась помпезностью и обилием архитектурных элементов, особенно в вестибюле.
Свой эскиз также представил архитектор Леонид Поляков. Подобное оформление уже встречалось в его проектах станций Театральная и Курская-радиальная: свод также опирается на два ряда мощных пилонов, декорированных с обеих сторон пилястрами, проходы между ними выполнены в виде арок, в нишах установлены скамьи. Пилоны украшены барельефами, потолок кессирован.
Помимо них над обликом Павелецкой работали архитекторы братья Александр и Виктор Веснины. Ими было предложено сразу три проекта с разными конструкциями: односводчатый, пилонный и колонный.
Так выглядел односводчатый вариант:
А это проект Павелецкой с пилонной конструкцией, который был выбран для реализации изначально:
Позже решение изменилось и для строительства был принят колонный вариант, конструктивно напоминавший станцию второй очереди — Маяковскую.
Павелецкая проектировалась очень лёгкой и светлой. Колонны, облицованные мрамором, были ещё тоньше и на большем расстоянии друг от друга, чем на Маяковской. Зал стал бы ещё просторнее, а освещение сильнее (в центре зала должны были располагаться светильники). Кром того, в отделке впервые бы применялась керамика.
Цепь арок, перекинутых с колонны на колонну, также хотели облицевать мрамором. Между арками над колоннами поместили вставки из вырезной (флорентийской) мраморной мозаики. Свод обработан строго и просто лёгкими штукатурными тягами.
Темой оформления станции стало развитие социалистического Донбасса, поскольку Павелецкая находилась у начала железнодорожного пути Москва — Донбасс. Оно должно было рассказывать об освоении недр и индустриальном развитии края. Даже поступали предложения переименовать станцию в Донбасс или Донбасскую.
В качестве декора Веснины предлагали использовать смальтовые мозаики на своде центрального зала. Над эскизами 14 мозаичных панно работал художник Александр Дейнека. Изображения на них должны были иллюстрировать индустриальный расцвет Донбасса и социалистической Украины.
Однако из-за начавшейся войны металлические конструкции для Павелецкой застряли в оккупированном немецкими войсками Днепропетровске. Проект пришлось срочно менять, и мозаики, сделанные в Ленинграде мозаичистом Владимиром Фроловым по эскизам Дейнеки, оказались не нужны.
В 1942-м году Фролов погиб, а мозаики успели вывезти из блокадного города по Ладожскому озеру и доставить в Москву. Правда смонтировать их не успели, станция открылась без панно, а восемь из них были использованы в декоре соседней Новокузнецкой. На остальных мозаиках были изображены композиции: «Танец», «Футбол» и «Заводы», их дальнейшая судьба неизвестна.
Существует мнение, что мозаики для Павелецкой (Новокузнецкой) Фролов успел сделать и отправить ещё до войны, в начале 1941-го года. В условиях блокады в Ленинграде создавались панно для другой станции — Завод имени Сталина (ныне Автозаводская), но их Фролов отправить не успел, так как умер в феврале 1942-го года.
Строительство
Проект станции также пришлось изменить — из колонной она превратилась в двухсводчатую без центрального зала с пилонным участком перед эскалатором. Временное оформление было выполнено архитекторами Николаем Князевым и Алексеем Душкиным за несколько дней.
Павелецкая была открыта одновременно с Новокузнецкой в составе третьей очереди 20-го ноября 1943-го года на действующем перегоне Площадь Свердлова — Завод имени Сталина.
Сооружённая станция лондонского типа хоть и предполагалась, как временная, была богато украшена. Темой оформления стала Великая Отечественная война. Стены вдоль платформ украсили барельефами на тему "Связь фронта и тыла" скульптора Ивана Ефимова. На них изображались: девушка, делающая ручные гранаты, рабочий у станка, моряк около торпедного аппарата, водитель танка, лётчик.
Также были установлены скамьи из красного дерева. Для освещения использовались круглые люстры и оригинальные настенные светильники с растительным орнаментом.
Реконструкция и оформление
В 1948-м году началась реконструкция станции по проекту, близкому к первоначальному, причём для пассажиров она не закрывалась, так как поэтапно ремонтировались отдельные участки. Павелецкая стала колонной, однако в южном торце сохранился участок с пилонами. Обновлённая станция полностью была открыта для пассажиров в 1959-м году.
Как и задумывалось изначально, свод стал опираться на два ряда тонких и изящных колонн. Между собой колонны соединялись арками. Колонны и путевые стены были облицованы светлым мрамором. Капители колонн украшены металлическими медальонами, в середине которых серп и молот.
Свод центрального зала выполнен в виде ряда куполов-кессонов, в которых размещено скрытое освещение. Своды также богато украшены лепниной. Пол станции выложен гранитом, им же облицован низ путевых стен. Перронный зал станции является объектом культурного наследия народов России регионального значения.
Южная часть станции сохранила свою пилонную конструкцию. Мощные и широкие пилоны облицованы светло-розовым мрамором. Платформы расширены по сравнению с колонной частью. Кое-где встречаются полосы лабрадорита. Со стороны эскалатора внутренние торцовые стенки пилонов прикрыты рифлёными металлическими листами, а в самом конце платформы тоннель практически не облицован.
Вестибюли
Станция имеет два вестибюля: южный и северный. Свои проекты также представляли архитекторы Веснины:
Вариант внутреннего интерьера вестибюля. Потолок должны были украсить панно с шахтёрами:
Один из вариантов наземного вестибюля с часами:
В итоге южный вестибюль был сооружен по проекту Князева и Душкина и открыт вместе со станцией в 1943-м году. Изначально павильон представлял собой отдельной здание кубической формы, находящееся у Павелецкого вокзала. Снаружи фасад облицевали красным гранитом и украсили четырьмя широкими пилястрами, боковые пролёты между которыми использовались для входа и выхода пассажиров, а средний — для установки большой мемориальной доски.
В ходе реконструкции Павелецкого вокзала, проведённой в 1980-х годах, павильон был наполовину снесён и встроен в ныне существующее здание вокзала. В настоящее время сохранившийся фасад южного вестибюля можно увидеть внутри него.
Внутри павильон имел полукруглую стену с маленькими подковообразными окошками. Свод украшало панно художника Василия Бордиченко на тему славы русского оружия, а стену эскалатора — мраморная мозаика «Фанфарный салют народу и его вождю И. В. Сталину" В. Бордиченко и Е. Машковцевой. После разоблачения культа личности Сталина его профиль был убран, а сюжет мозаики стал трактоваться как «фанфаристы, возвещающие победу».
Северный вестибюль Павелецкой является общим с одноимённой станцией Кольцевой линии, он был построен по проекту Николая Колли и Игоря Кастеля в 1953-м году.
Павильон расположен в цоколе и на первых двух этажах дома № 43/16 по Новокузнецкой улице, который позднее занял Метрогипротранс.
Снаружи часть дома, занятая вестибюлем, оформлена глубоким портиком на широких и тонких пилонах-простенках с арочными проходами. Само здание павильона находится во дворе с другой сторон дома и скрыто от посторонних глаз.
Внутри под куполом находится круглый эскалаторный зал, откуда осуществляется проход на обе станции. Вся поверхность купола украшена лепными розетками, к вершине уменьшающимися в размере, в центре — углубление синего цвета, создающее ощущение неба.
Фриз под куполом украшает смальтовое панно художника Исаака Рабиновича на тему «Сталинский план преобразования природы», на нём изображены гирлянды в виде хлебов, плодов, цветов, овощей. На карнизе над фризом ранее осуществлялась подсветка мозаики.
Кассовый зал соединяется с эскалаторным арочными проёмами. Он украшен стройными гранёными колоннами, облицованными светлым мрамором, стены выкрашены в зелёный цвет.
На этом на сегодня всё. Благодарим за внимание! Надеемся, что было интересно. Можете почитать наши другие статьи на данную тему:
Удачи и до новых встреч!