Где: Дом-музей М.Н.Ермоловой
Адрес: Москва, Тверской бульвар, 11
До: 15 мая 2024
Дом-музей Марии Ермоловой представляет выставку "Великие противоположности. Мусоргский и Римский-Корсаков". Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) и Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) по-разному осмысливали исторические сюжеты, различались их творческие методы, но оба входили в “Могучую кучку”, были друзьями. М.П. Мусоргский обращался к историческим сюжетам, хотел донести до зрителя роль простого народа в истории, а Н.А. Римский-Корсаков опирался на мифологические, былинные и сказочные сюжеты.
Оба композитора из дворянских семей, генеалогическое древо Мусоргских восходит к Рюриковичам. Оба получили не музыкальное образование. К моменту вступления в “Могучую кучку” Мусоргский был великолепно образованным русским офицером (свободно владел французским и немецким, знал латынь и греческий). Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус, по успеваемости он был шестым в выпуске, поэтому его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз», и с 1862 по 1865 гг. он был в кругосветном путешествии.
Опера «Борис Годунов» стала первым крупным завершенным произведением Модеста Мусоргского, либретто для нее он создал на основе одноименной трагедии А.С.Пушкина и “Истории Государства Российского” Н.М.Карамзина. Кстати, у Мусоргского было редкое издание «Бориса Годунова» с автографом Пушкина. Книгу ему подарила сестра Михаила Глинки Людмила Шестакова, когда узнала, что он собирается писать оперу по этому произведению. Первую редакцию Мусоргский закончил в 1869 году. Он передал оперу в Дирекцию Императорских театров, однако в постановке композитору отказали. Театральный комитет не принял оперу к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, ввёл «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавил эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция также была отвергнута. Поставить оперу удалось только в 1874 году. Вскоре билеты на «Бориса Годунова» раскупали заранее, арии из оперы распевали на улицах, но при этом пресса публиковала отрицательные рецензии, раскритиковали «Бориса Годунова» и друзья Мусоргского, члены «Могучей кучки».
Опера “Борис Годунов” — первый образец народной музыкальной драмы, где русский народ предстал как сила, которая решающим образом влияет на ход истории. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».
Работа над «Борисом Годуновым» продолжалась почти 10 лет. Композитор никогда не пользовался черновиками и набросками, всегда писал музыку начисто. Из-за этого – так медленно работал, каждую деталь, каждую ноту он обдумывал месяцами. «Бориса Годунова» автор переписывал с нуля несколько раз.
К написанию «Хованщины» композитор приступил в середине 1870-х. В эти годы у него начались проблемы с деньгами и здоровьем, ухудшились отношения с членами «Могучей кучки», композитору пришлось существовать на пожертвования друзей, которые ежемесячно собирали ему небольшую сумму, и давать частные уроки. Однако денег Мусоргскому все равно не хватало, и в феврале 1881 года его выселили из квартиры за неуплату. На одном из концертов он упал в обморок. Владимир Стасов, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков поместили композитора в Николаевский военный госпиталь, оформив его как денщика одного из ординаторов госпиталя, иначе его не взяли бы на лечение. Здесь Мусоргский вернулся к написанию «Хованщины» и «Сорочинской ярмарки», но закончить оперы не успел. Он умер 28 марта 1881 года.
Мусоргский был одним из самых любимых композиторов Федора Шаляпина, он изучил биографию композитора и все его произведения, исполнял главные роли в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Шаляпин вспоминал: «Сильно поражен был я, когда познакомился с биографией Мусоргского. Мне даже, помню, жутко стало. Обладать столь прекрасным, таким оригинальным талантом, жить в бедности и умереть в какой-то грязной больнице от алкоголизма!»
«Борис Годунов» — единственное оперное произведение, которое композитор сам закончил и оркестровал: создал его полную оркестровую партитуру. Мусоргский не был понят при жизни, мировое звучание его оперы приобрели благодаря Римскому-Корсакову. После смерти Мусоргского в 1881 году он взялся дорабатывать его сочинения: дописывал начатое, редактировал и переписывал завершенное, оркестровал и издавал наследие композитора. Эта работа продолжалась почти три десятилетия. Существуют две авторские редакции “Бориса Годунова”— 1869 и 1872 гг., а также ряд посмертных редакций, среди них две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908). Современные музыканты зачастую оценивают редакции Римского-Корсакова как волюнтаристские, он сократил отдельные сцены, а некоторые исключил вовсе, но именно в редакции Римского-Корсакова “Борис Годунов” стал исполняться на мировых оперных сценах.
Ставили «Бориса Годунова» в Русской частной опере в Москве, на сцене Большого и Мариинского театров, в ряде провинциальных городов, а в 1908 году — в дягилевских "Русских сезонах" в Париже. Постановки оформляли Константин Коровин, Кузьма Петров-Водкин, Федор Федоровский. Если Вы любите Константина Коровина также как люблю его я, то нынешняя выставка – для Вас.
Редакцию «Хованщины» Римский-Корсаков сделал в крайне сжатые сроки. Партитуру своей версии композитор завершил в 1882 году. Он не только создал новую инструментовку, но и внес изменения в само сочинение — сократил его. Впервые «Хованщину» исполнили в редакции Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, на сцене Музыкально-драматического кружка любителей в зале Кононова в феврале 1886 года. В ноябре 1897 года оперу поставили в Москве, в Русской частной опере. Роль старца Василия исполнил Федор Шаляпин. В 1911 году певец выступил как режиссер постановки «Хованщины» на сцене Мариинского театра и исполнил в ней роль Досифея.
Сам Римский-Корсаков предпочитал фольклорные сюжеты. Самыми знаменитыми его сочинениями стали музыкальные сказки: «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китиже», оперы «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Садко».
Основой оперы «Снегурочка» стала одноименная пьеса-сказка Островского. Композитор вспоминал: «В зиму 1879–80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет… я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского». Над «Снегурочкой» музыкант работал около года — изучал фольклор, консультировался с Островским. Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре. Александр Островский писал: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». «Снегурочка» принесла Николаю Римскому-Корсакову известность, опера понравилась критикам за «дух старины» и «языческие мотивы».
В 1895–1896 годах композитор работал над оперой «Садко» на основе русских былин. Римский-Корсаков специально сделал композицию «Садко» неравномерной: в некоторых действиях он замедлял развитие сюжета, чтобы слушатели могли представить атмосферу Морского царства. Позднее Римский-Корсаков писал: «Вариации… колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение — считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания». Однако Николай II запретил включать «Садко» в репертуар государственных театров. Император писал: «Пусть вместо этой оперы дирекция [Императорских театров] подыщет что-нибудь повеселее».
Декорации и костюмы к опере «Сказка о царе Салтане» создал Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела-Врубель исполнила в ней роль Царевны Лебеди. Некоторые части «Сказки о царе Салтане» — увертюру «Три чуда», мелодию белки и «Полет шмеля» — еще при жизни композитора стали часто играть отдельно.
Интересен факт, что у Римского-Корсакова был так называемый цветной слух, то есть он видел каждый оттенок в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией (она была и у Василия Кандинского, он буквально “слышал” музыку своих произведений). Синестезия может быть в детском возрасте, когда один звук кажется синим, а другой – колючим, один цвет звучит высоко, а другой – басом, но во взрослом возрасте это явление проходит. Видимо, у гениев остается…
В конце обзора еще несколько фотографий с выставки.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Мусоргский #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Римский-Корсаков #кудапойтинамайскиепраздники #дом-музейЕрмоловой