Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Великие противоположности. Мусоргский и Римский-Корсаков

Где: Дом-музей М.Н.Ермоловой Адрес: Москва, Тверской бульвар, 11 До: 15 мая 2024 Дом-музей Марии Ермоловой представляет выставку "Великие противоположности. Мусоргский и Римский-Корсаков". Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) и Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) по-разному осмысливали исторические сюжеты, различались их творческие методы, но оба входили в “Могучую кучку”, были друзьями. М.П. Мусоргский обращался к историческим сюжетам, хотел донести до зрителя роль простого народа в истории, а Н.А. Римский-Корсаков опирался на мифологические, былинные и сказочные сюжеты. Оба композитора из дворянских семей, генеалогическое древо Мусоргских восходит к Рюриковичам. Оба получили не музыкальное образование. К моменту вступления в “Могучую кучку” Мусоргский был великолепно образованным русским офицером (свободно владел французским и немецким, знал латынь и греческий). Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус, по успеваемости он был шестым в выпуске, поэтому ег

Где: Дом-музей М.Н.Ермоловой

Адрес: Москва, Тверской бульвар, 11

До: 15 мая 2024

М.П.Мусоргский 1870-е цифровая копия. Н.А.Римский-Корсаков 1900 цифровая копия
М.П.Мусоргский 1870-е цифровая копия. Н.А.Римский-Корсаков 1900 цифровая копия

Дом-музей Марии Ермоловой представляет выставку "Великие противоположности. Мусоргский и Римский-Корсаков". Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) и Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) по-разному осмысливали исторические сюжеты, различались их творческие методы, но оба входили в “Могучую кучку”, были друзьями. М.П. Мусоргский обращался к историческим сюжетам, хотел донести до зрителя роль простого народа в истории, а Н.А. Римский-Корсаков опирался на мифологические, былинные и сказочные сюжеты.

Ф.Ф.Федоровский. Дворец Берендея. Ярилина долина. Эскиз декораций к опере "Снегурочка." Москва, Опера С.И.Зимина. премьера 18 октября 1910. картон, темпера
Ф.Ф.Федоровский. Дворец Берендея. Ярилина долина. Эскиз декораций к опере "Снегурочка." Москва, Опера С.И.Зимина. премьера 18 октября 1910. картон, темпера

Оба композитора из дворянских семей, генеалогическое древо Мусоргских восходит к Рюриковичам. Оба получили не музыкальное образование. К моменту вступления в “Могучую кучку” Мусоргский был великолепно образованным русским офицером (свободно владел французским и немецким, знал латынь и греческий). Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус, по успеваемости он был шестым в выпуске, поэтому его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз», и с 1862 по 1865 гг. он был в кругосветном путешествии.

Ф.Ф.Федоровский. Торжище. Эскиз декорации к опере "Садко". Москва, Государственный академический Большой театр СССР, 1934. холст, масло
Ф.Ф.Федоровский. Торжище. Эскиз декорации к опере "Садко". Москва, Государственный академический Большой театр СССР, 1934. холст, масло

Опера «Борис Годунов» стала первым крупным завершенным произведением Модеста Мусоргского, либретто для нее он создал на основе одноименной трагедии А.С.Пушкина и “Истории Государства Российского” Н.М.Карамзина. Кстати, у Мусоргского было редкое издание «Бориса Годунова» с автографом Пушкина. Книгу ему подарила сестра Михаила Глинки Людмила Шестакова, когда узнала, что он собирается писать оперу по этому произведению. Первую редакцию Мусоргский закончил в 1869 году. Он передал оперу в Дирекцию Императорских театров, однако в постановке композитору отказали. Театральный комитет не принял оперу к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, ввёл «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавил эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция также была отвергнута. Поставить оперу удалось только в 1874 году. Вскоре билеты на «Бориса Годунова» раскупали заранее, арии из оперы распевали на улицах, но при этом пресса публиковала отрицательные рецензии, раскритиковали «Бориса Годунова» и друзья Мусоргского, члены «Могучей кучки».

Афиша к опере Борис Годунов. Москва, Московская частная русская опера С.И.Мамонтова 9 апреля 1899. цифровая копия
Афиша к опере Борис Годунов. Москва, Московская частная русская опера С.И.Мамонтова 9 апреля 1899. цифровая копия

Опера “Борис Годунов” — первый образец народной музыкальной драмы, где русский народ предстал как сила, которая решающим образом влияет на ход истории. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

М.И.Бочаров Эскиз декорации к опере "Борис Годунов" М.П.Мусоргского. Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр, 1870. Бумага на картоне, масло
М.И.Бочаров Эскиз декорации к опере "Борис Годунов" М.П.Мусоргского. Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр, 1870. Бумага на картоне, масло

Работа над «Борисом Годуновым» продолжалась почти 10 лет. Композитор никогда не пользовался черновиками и набросками, всегда писал музыку начисто. Из-за этого – так медленно работал, каждую деталь, каждую ноту он обдумывал месяцами. «Бориса Годунова» автор переписывал с нуля несколько раз.

Ф.И.Шаляпин в роли "Бориса Годунова". Москва, Московская частная русская опера С.И.Мамонтова. 1898. фотограф В.Г.Чеховский. цифровая копия
Ф.И.Шаляпин в роли "Бориса Годунова". Москва, Московская частная русская опера С.И.Мамонтова. 1898. фотограф В.Г.Чеховский. цифровая копия

К написанию «Хованщины» композитор приступил в середине 1870-х. В эти годы у него начались проблемы с деньгами и здоровьем, ухудшились отношения с членами «Могучей кучки», композитору пришлось существовать на пожертвования друзей, которые ежемесячно собирали ему небольшую сумму, и давать частные уроки. Однако денег Мусоргскому все равно не хватало, и в феврале 1881 года его выселили из квартиры за неуплату. На одном из концертов он упал в обморок. Владимир Стасов, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков поместили композитора в Николаевский военный госпиталь, оформив его как денщика одного из ординаторов госпиталя, иначе его не взяли бы на лечение. Здесь Мусоргский вернулся к написанию «Хованщины» и «Сорочинской ярмарки», но закончить оперы не успел. Он умер 28 марта 1881 года.

И.А.Малютин Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере "Хованщина". Москва, опера С.И.Зимина, 1910 холст, темпера
И.А.Малютин Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере "Хованщина". Москва, опера С.И.Зимина, 1910 холст, темпера

Мусоргский был одним из самых любимых композиторов Федора Шаляпина, он изучил биографию композитора и все его произведения, исполнял главные роли в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Шаляпин вспоминал: «Сильно поражен был я, когда познакомился с биографией Мусоргского. Мне даже, помню, жутко стало. Обладать столь прекрасным, таким оригинальным талантом, жить в бедности и умереть в какой-то грязной больнице от алкоголизма!»

Костюм Ф.И.Шаляпина для роли Сальери в опере "Моцарт и Сальери" Н.А.Римского-Корсакова. Москва, Московская частная русская опера С.И.Мамонтова. Премьера 6(18) ноября 1898
Костюм Ф.И.Шаляпина для роли Сальери в опере "Моцарт и Сальери" Н.А.Римского-Корсакова. Москва, Московская частная русская опера С.И.Мамонтова. Премьера 6(18) ноября 1898

«Борис Годунов» — единственное оперное произведение, которое композитор сам закончил и оркестровал: создал его полную оркестровую партитуру. Мусоргский не был понят при жизни, мировое звучание его оперы приобрели благодаря Римскому-Корсакову. После смерти Мусоргского в 1881 году он взялся дорабатывать его сочинения: дописывал начатое, редактировал и переписывал завершенное, оркестровал и издавал наследие композитора. Эта работа продолжалась почти три десятилетия. Существуют две авторские редакции “Бориса Годунова”— 1869 и 1872 гг., а также ряд посмертных редакций, среди них две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908). Современные музыканты зачастую оценивают редакции Римского-Корсакова как волюнтаристские, он сократил отдельные сцены, а некоторые исключил вовсе, но именно в редакции Римского-Корсакова “Борис Годунов” стал исполняться на мировых оперных сценах.

К.А.Коровин Раскольники. Эскиз мужских костюмов к опере "Хованщина". Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр, 1912-1913. Бумага, акварель, тушь, белила
К.А.Коровин Раскольники. Эскиз мужских костюмов к опере "Хованщина". Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр, 1912-1913. Бумага, акварель, тушь, белила

Ставили «Бориса Годунова» в Русской частной опере в Москве, на сцене Большого и Мариинского театров, в ряде провинциальных городов, а в 1908 году — в дягилевских "Русских сезонах" в Париже. Постановки оформляли Константин Коровин, Кузьма Петров-Водкин, Федор Федоровский. Если Вы любите Константина Коровина также как люблю его я, то нынешняя выставка – для Вас.

К.А.Коровин Финал. Эскиз декорации к опере "Хованщина". Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр, 1911. Холст на картоне, масло
К.А.Коровин Финал. Эскиз декорации к опере "Хованщина". Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр, 1911. Холст на картоне, масло

Редакцию «Хованщины» Римский-Корсаков сделал в крайне сжатые сроки. Партитуру своей версии композитор завершил в 1882 году. Он не только создал новую инструментовку, но и внес изменения в само сочинение — сократил его. Впервые «Хованщину» исполнили в редакции Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, на сцене Музыкально-драматического кружка любителей в зале Кононова в феврале 1886 года. В ноябре 1897 года оперу поставили в Москве, в Русской частной опере. Роль старца Василия исполнил Федор Шаляпин. В 1911 году певец выступил как режиссер постановки «Хованщины» на сцене Мариинского театра и исполнил в ней роль Досифея.

К.А.Коровин Эскиз костюмов к опере "Хованщина". Режиссер Ф.И.Шаляпин. Москва,Императорский Большой театр, 1910-1912. Бумага, карандаш, акварель, белила, бронзовая и серебряная краска
К.А.Коровин Эскиз костюмов к опере "Хованщина". Режиссер Ф.И.Шаляпин. Москва,Императорский Большой театр, 1910-1912. Бумага, карандаш, акварель, белила, бронзовая и серебряная краска

Сам Римский-Корсаков предпочитал фольклорные сюжеты. Самыми знаменитыми его сочинениями стали музыкальные сказки: «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китиже», оперы «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Садко».

А.И.Маторин. Пролог. Эскиз декорации к опере "Cнегурочка". Москва, Опера С.И.Зимина, 1905. картон, масло
А.И.Маторин. Пролог. Эскиз декорации к опере "Cнегурочка". Москва, Опера С.И.Зимина, 1905. картон, масло

Основой оперы «Снегурочка» стала одноименная пьеса-сказка Островского. Композитор вспоминал: «В зиму 1879–80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет… я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского». Над «Снегурочкой» музыкант работал около года — изучал фольклор, консультировался с Островским. Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре. Александр Островский писал: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». «Снегурочка» принесла Николаю Римскому-Корсакову известность, опера понравилась критикам за «дух старины» и «языческие мотивы».

А.М.Васнецов. Подводное царство. Эскиз декорации к опере "Садко". Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр, 1898. Бумага, графитный карандаш, акварель. В.Е.Егоров Садко-гусляр. Волхова. Эскизы костюмов к опере "Садко". Москва, Опера С.И.Зимина, 1912. картон, карандаш, акварель
А.М.Васнецов. Подводное царство. Эскиз декорации к опере "Садко". Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр, 1898. Бумага, графитный карандаш, акварель. В.Е.Егоров Садко-гусляр. Волхова. Эскизы костюмов к опере "Садко". Москва, Опера С.И.Зимина, 1912. картон, карандаш, акварель

В 1895–1896 годах композитор работал над оперой «Садко» на основе русских былин. Римский-Корсаков специально сделал композицию «Садко» неравномерной: в некоторых действиях он замедлял развитие сюжета, чтобы слушатели могли представить атмосферу Морского царства. Позднее Римский-Корсаков писал: «Вариации… колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение — считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания». Однако Николай II запретил включать «Садко» в репертуар государственных театров. Император писал: «Пусть вместо этой оперы дирекция [Императорских театров] подыщет что-нибудь повеселее».

К.А.Коровин Эскиз декорации к опере "Cадко". Москва, Императорский Большой театр, 1905. картон, масло, бронзовая краска
К.А.Коровин Эскиз декорации к опере "Cадко". Москва, Императорский Большой театр, 1905. картон, масло, бронзовая краска

Декорации и костюмы к опере «Сказка о царе Салтане» создал Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела-Врубель исполнила в ней роль Царевны Лебеди. Некоторые части «Сказки о царе Салтане» — увертюру «Три чуда», мелодию белки и «Полет шмеля» — еще при жизни композитора стали часто играть отдельно.

И.Сенаторов. Пир у царя Салтана. Эскиз декорации к опере "Сказка о царе Салтане". 1910-е. Картон, акварель, бронзовая краска
И.Сенаторов. Пир у царя Салтана. Эскиз декорации к опере "Сказка о царе Салтане". 1910-е. Картон, акварель, бронзовая краска

Интересен факт, что у Римского-Корсакова был так называемый цветной слух, то есть он видел каждый оттенок в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией (она была и у Василия Кандинского, он буквально “слышал” музыку своих произведений). Синестезия может быть в детском возрасте, когда один звук кажется синим, а другой – колючим, один цвет звучит высоко, а другой – басом, но во взрослом возрасте это явление проходит. Видимо, у гениев остается…

М.А.Соколова Сон царя. Эскиз декорации к опере "Золотой петушок". Москва, Государственный академический Большой театр СССР, 1987. Бумага, гуашь
М.А.Соколова Сон царя. Эскиз декорации к опере "Золотой петушок". Москва, Государственный академический Большой театр СССР, 1987. Бумага, гуашь

В конце обзора еще несколько фотографий с выставки.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Мусоргский #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Римский-Корсаков #кудапойтинамайскиепраздники #дом-музейЕрмоловой