У кого-то есть традиция ходить на 31 декабря с друзьями в баню, а вот у меня есть своя — смотреть на 9 мая парад Победы в Москве, а потом включать старые фильмы. Я знаю, что буду плакать, но каждый год упорно открываю список любимых кинолент и выбираю, и смотрю…
И в этот раз я тоже не сделала для себя исключения. Выбор пал на новый фильм.
В этом всегда есть какая-то для меня опаска, даже если фильм старый и проверенный временем, потому что нет понимания, что ожидать дальше.
Сегодня хочу поговорить о фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика».
Фильмы о летчиках на войне для меня всегда стоят особняком. Тут и «Небесный тихоход», и «В бой идут одни старики», и «Осторожно, в небе ночные ведьмы». И со всеми у меня совершенно особые отношения. Первый и второй фильмы, например, я могу пересматривать под настроение и в течение года, и, местами, цитировать наизусть. Последний — включаю только на праздник и то, очень редко, потому что уже на вступительных сценах готова рыдать в три ручья — известно же чем все закончится!
В этот раз все было по-другому.
Во-первых, фильм шел всего час пятнадцать. Что можно вообще показать за это время?
Во-вторых, речь идет уже о 44 годе, когда основные бои уже позади (что отчасти роднит его со все теми же «стариками»).
И вот, на экране мелькают кадры относительно мирной жизни летчиков, готовых, тем не менее, в любую секунду сорваться на выполнение боевой задачи. Фильм полон ярких персонажей, веселых шуток и смотрится настолько легко, что я совершенно не ожидала, чем в итоге он закончится.
И казалось бы, можно было предположить, раз включаешь военную хронику, но каждый раз мне хочется верить, что я ошибусь, что ребята на экране останутся живы. Тем более, что в первый вылет, показанный для этого экипажа, они сбивают мессер и заслуженно гордыми возвращаются на аэродром, пусть и «попрощавшись» уже друг с другом. Тем сильнее выглядят последние кадры, когда, окруженный пятью самолетами противника, оставшийся без патронов и потерявший своего стрелка, но выполнивший задачу и обнаруживший аэродром противника, капитан направляет свою машину прямо в землю, чтобы забрать с собой как можно больше ничего не подозревающих вражеских машин.
Это смотрится так нечестно, так контрастно с кадрами, показывающими обычную фронтовую жизнь этих парней, что бьет буквально наотмашь.
История на экране — зарисовка в прямом смысле слова. Несколько дней, которые могли произойти где и с кем угодно, но именно это делает их такими близкими зрителю-мне. Эти ребята, пусть знакомство и прощание с ними происходит так стремительно, становятся родными и понятными именно потому что на этом месте мог быть кто угодно.
Первые минуты фильма я от души веселилась и чуть ли не с карандашом записывала цитаты. И, поглядывая на хронометраж, даже наивно рассчитывала, что наконец нашла себе картину без слез (предыдущим таким фильмом я считала «Женя, Женечка и Катюша»…)
Я следила за поиском вражеского аэродрома с интересом человека, обожающего разного рода детективы, и, в последнюю минуту не могла поверить, что сейчас они действительно дернут штурвал (тут скажу, что скорее всего на меня все же влияет кинематограф и его новая привычка «хорошего конца» везде, где можно и нельзя).
Однако, фильм я не вычеркну. Более того, именно за контрастность я и оставляю его в своем списке. Для меня это — своего рода лакмус для души. Я верю тем военным фильмам, которые вызывают у меня эти искренние эмоции. И я им за это очень благодарна. Так что в день Победы хочу порекомендовать тем, кто так же как и я, может быть, пересматривает кинохронику, эту картину к просмотру. Пусть она и обманчиво легка, но, как показывает моя личная практика, вовсе необязательно грузить человека с первых кадров, чтобы вызвать сопереживание. И вовсе не все картины, которые считаются «тяжелыми», на мой взгляд можно назвать хорошими.
С праздником, уважаемые читатели!