Леший
ЛЕШИЕ —многочисленный отряд, или несколько различающиеся варианты мелких лесных духов, обитателей и хранителей леса: лешак, лесовик, боровик, попутник, лукавый, Микола Дуплянский. Они охраняют леса, пасут медведей и волков. Им подчинены все звери, а сами они служат Святибору и Велесу.
Из людей ближе всего к лешим пастухи (профессиональное сходство?). Пастухи, общающиеся с лешим, ценились особо. Такой пастух шел весной в лес, находил осиновый пень и, сидя на нем, читал заговор. К нему тотчас являлся леший, и они заключали договор, по которому леший обязывался охранять стадо от медведей и волков.
Лешие в образной форме воплощали в себе лесные стихии, трудности пребывания в лесу, опасности, подстерегающие там человека, возможность основательно заблудиться. Первоначально относились к числу берегинь, сопровождавших человека всюду во всех его делах и нередко помогавших особенно тем людям, которые оказали самому лешему какую-то услугу.
«Жил, говорят, один мужик в лесу. И вот однажды к нему попросился на ночлег какой-то прохожий. Мужик его пустил, накормил и спать уложил, а наутро и платы с него не ваял. Вот прохожий и говорит:— Тяжело тебе со скотиной приходится. То в ласу заблудится. То зверь лесной задерет. Так я тебе за твою хлеб-соль пастуха поставлю. Ты утром скотину только за ворота выгоняй, а вечером она сама придет к воротам — тогда загоняй. Да не ходи смотреть, где и как она пасется.С тех пор так и повелось: утром мужик скотину выгоняет, вечером — загоняет. И скотина вся в целости-сохранности, и упитанная, и молока полно.Да все же не стерпел мужик. Решил, что должен он все-таки узнать, кто его скот пасет, и отправился в лес. Нашел он свое стадо и видит, что возле него стоит высокая старушка, опершись на посох. Сама качается, как будто стоя дремлет. Подошел к ней мужик, тронул за руку и говорит:— Ляг, бабушка, отдохни. А она ему:— Спасибо, кормилец, спасибо.Сама еще сильней закачалась, стала меньше, меньше и вовсе пропала. Пришлось мужику с тех пор самому пастуха нанимать».
Постепенно, особенно по мере утверждения христианства, лешие все более наделяются отрицательными чертами.
Лешие — оборотни. Они ни телесны, ни бестелесны. Они могут быть всякими. Они могут быть невидимыми, но могут человеку и показаться. Чаще всего леший одет в звериную шкуру, имеет рога и копыта, но может предстать и в виде любого человека. Когда леший идет лесом, он может быть такого же роста, как и деревья, когда он идет травой — он такого же роста, как и трава.
Чтобы увидеть лешего, надо наклониться и смотреть себе между ног. От человека, если он принял сей вид, лешего можно отличить по левым признакам: левый лапоть или сапог надет у него на правую ногу, а правый — на левую; пола запахнута справа налево; если он хромает, то обязательно на левую ногу; если он кривой, то обязательно на левый глаз, волосы зачесаны налево, а бровей и ресниц у него нет.
В лесу лешие стараются человека запугать, запутать, сбить с дороги, заставить ходить кругами по одним и тем же местам. Они откликаются на крики заблудившихся, но только лишь так, чтобы их еще больше запутать. По ночам они жутко и мерзко хохочут. Лешие стараются завести человека в глушь, в непроходимую лесную чащу, чтобы не выпустить его оттуда. Особенно они стараются завести туда детей, из которых готовят себе смену. «Леший поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет, перекидывается в мужика с котомкой, волка, в филина, обходит путников и лесников, заставляя их плутать. Чтобы не сбиться о дороги, следует вывернуть платье наизнанку» (Даль).
У работающих в лесу поселян лешие просят пирогов, а взяв, отходят, ужасно хохочут и кричат: «Шел да нашел!»
22 августа, по старому стилю, лешие выходит на поля, луга и гумны потешаться над соломой, Развязывают снопы, перебрасывают их с поля на поле, с гумна на гумно. Мужики надевали на себя шубу, вывернутую наизнанку, обвязывали голову полотенцем, брали кочергу и шли на ночь караулить свое гумно. Кочергой обводили вокруг себя круг. Считалось, что теперь уж леший побоится подойти к владениям этого мужика.
Лешие и между собою и поиграть любят, и поскандалить могут. Один другому и свои стада проиграть или проспорить может. И тогда белки, например, целыми стадами переселяются из одного леса в другой. Бегут, кажется, ничего не боясь, прямо через деревни. То выигравший леший их перегоняет к себе.
Осенью, в предзимник, лешие проваливаются под землю. Происходит это 4 октября по старому стилю. С досады лешие шумят и воют, ломают деревья, сгоняют все подвластное им зверье в одно место — смотр ему предзимний устраивают, а затем всех зверей загоняют в норы. Ветер свищет весь день. Потом земля под лешим расступается, и он пропадает, чтобы весной выскочить опять из-под земли как ни в чем не бывало. Хозяевами в лесу после этого становятся приходящие вместе с зимою помощники Перуна — Морозко, Трескунец, Карачун.
«Как лешие пропадают, этого доподлинно никто, конечно, не видел, а кто видел, тот круглым дураком стал. Говорят, один мужик все знал, кроме того, как лешие проваливаются сквозь землю. Вот и отправился он в лес. Глядь, а навстречу ему мужик — еще молодец, а волосом, как лунь, сед.«Отчего так? — думает собою мужик. Только подумал это, а тот словно мысль его угадал.«Оттого я и сед, — говорит, — что чертов Дед».Удалой и тут не сробел. Шапку долой, кланяется лешему и тут же давай пытать его:— А есть ли у тебя, Иваныч, хата да жена-баба?Ну и повел его леший по горам, по долам, по оврагам да кустам. И пришли они прямо к озеру.— Не красна же твоя изба, Иваныч, — говорит лихой мужичок. — У нас, брат, изба о четырех углах, с крышей да с полом. Есть в избе печь, где ребятам лежать, есть полати, где с женой спать, есть лавки, где гостей сажать. А у твоей хаты, прости господи, ни дна, ни покрышки.Едва мужик успел договорить, как леший бух об землю и провалился сквозь нее. А мужик с тех пор стал дурак дураком. Слова вымолвить не может. Так дураком и умер. Надо ли мужику знать, как лешие сквозь землю проваливаются?»
Тот, кто желает снискать милость лешего, должен в ночь на Ивана Купалу пойти в лес, найти большую, толстую осину и срубить ее так, чтобы она вершиной упала на восток. Став на пень срубленной осины лицом на восток, надо нагнуться и, глядя в отверстие между ногами (назад), обратиться к лешему, призывая его:
— Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою, покажись таким, каков я.
Леший – дух-хранитель леса. Леший способен менять облик по своему желанию, поэтому сложно сказать каково его истинное обличье, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. В таком облике леший похож на человека, но от последнего его отличает сероватая кожа, отсутствие бровей и ресниц, а также большие зеленые глаза, которые светятся. Свой рост леший также способен изменять: в лесу он может головой доставать до верхушек самых высоких деревьев, а через мгновение, шагнув на луг, стать ниже травы.
Лешие обитают практически в каждом лесу, при этом предпочитают одиночество и потому встретить лес, где обитают сразу два лесовика практически невозможно. Для обитания они предпочитают выбирать труднодоступные лесные чащобы, однако лешие любят обходить свои владения, поэтому встретить их можно практически в любой части леса.
Лешие подчиняются богам Яриле и Велесу, и, по сути, являются защитниками и смотрителями лесов. Большую часть времени они ходят по лесу и смотрят все ли в порядке, помогают животным, выкорчевывают больные деревья и отгоняют от леса прочих духов, вредящих ему. Любит леший и повеселиться: пугать зверей, птиц и, особенно, людей. Он может начать кричать на разные голоса, безупречно подражая не только зверям, но и людям, а когда «шутка» удалась, начинает громко хохотать и хлопать в ладоши. Но если лешего разозлить, может он и убить человека: или в топь заведет, или нашлет на него зверей, а то, и вовсе убьет своими руками, выйдя к человеку в облике огромного медведя.
В основном леший добрый и заботливый хозяин леса, часто он помогает и людям, выводя заблудившихся из леса, но один раз в год леший впадает в состояние неистовства. По неясным причинам 4 октября (17 октября по юлианскому календарю) леший теряет над собой контроль и начинает ломать деревья, убивать зверей, попадающихся ему на пути, и учиняя прочий вред. Человеку в это время ни в коем случае не стоит попадаться на глаза лесному духу.
Несмотря на то, что лешие выбирают затворнический образ жизни, и не селятся группами, одиночества они не любят, поэтому часто выбирают себе любимца среди лесных животных, обычно им становится медведь. Также лешим приписывают похищение женщин, если девушка или женщина зашла одна в лес и приглянулась духу, то лесовик может забрать ее к себе, скрашивать одиночество.
Лешие — существа бессмертные, они не стареют и не умирают, но иногда некоторые личности решают «уйти», тогда они похищают человеческого ребенка и готовят из него себе замену, а сами превращаются в дерево и остаются стоять в таком образе, отрешенные от остального мира.