В Коломне в честь 10-летнего юбилея Музея трамваев в выставочном пространстве «Арт-пакгауз» открылась персональная выставка художника Михаила Кученёва «Рельсовые этюды».
«Я же коломенский: трамваи всегда окружали меня»
Сколько себя помнит, Михаил всегда рисовал трамваи. Это был любимый образ из города детства. В какой-то мере увлечение трамваями было предначертано: Михаил родился в Коломне – городе, где в 1891 году был выпущен первый в России электрический трамвай.
– Я же коломенский. И трамваи всегда окружали меня, – улыбается художник. – Помню, мы едем с отцом на площадке старого деревянного вагона, у него оконные рамы янтарного цвета, сзади болтается еще один прицепной вагон. Красота!
Когда трехлетнего Мишу привезли в Москву на экскурсию в зоопарк, он отказался туда идти: на глаза мальчику попался трамвай, который в те годы еще ходил по Большой Грузинской. Экскурсия в зоопарк была отложена: прокатиться на московском трамвае оказалось для ребенка куда большей радостью.
Михаил не учился на художника специально, он окончил МВТУ им. Баумана. Но именно инженерное образование вместе с талантом живописца помогло соединить, казалось бы, несоединимое: способность технически достоверно и в то же время художественно изображать транспорт.
– Обычно, когда художники рисуют объекты техники, получается что-то очень абстрактное, отдаленно напоминающее паровоз или трамвай, – говорит Андрей Мясников, директор уникального Музея трамваев в Коломне. – В этом смысле у Михаила все хорошо: тут сказалось техническое образование. Мало просто любить – надо еще и понимать с технической точки зрения, что ты делаешь.
Мясников вспоминает, как около 20 лет назад Центральный Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге провел акцию: в поезд посадили художников и отправили по маршруту Москва – Петербург, чтобы те могли изобразить для архива железную дорогу и все, что с ней связано. Но в результате из сотен работ музей приобрел лишь около десятка: большинство художников не смогло грамотно изобразить технику.
– Деревья, объекты архитектуры на этих работах выглядели прекрасно. Но железная дорога была не похожа на себя: например, провода контактных сетей висели, как бельевые веревки, – смеется директор Музея трамваев.
«Трамвай одухотворяет город»
Михаила Кученёва часто называют «транспортным художником». Но трамваи кисти Михаила – больше, чем просто транспорт. У них есть душа. По-весеннему легкие, полупрозрачные, в анфас и профиль, эти вагоны, кажется, готовы заговорить и рассказать свою историю.
– Любой объект транспорта – как живое существо, – говорит Михаил. – И у трамвая есть своя душа. Он соразмерен человеку. Трамвай – это очень красиво, тепло и приятно. Он одухотворяет город, поднимает его в глазах горожан и гостей. Была даже пословица в начале ХХ века: «Нет трамвая – нет города».
За право обладать трамвайной линией боролись многие российские города. Но не всем трамвайным системам удалось выжить. Например, трамваи подмосковного Ногинска ушли в небытие в 2011 году: их некому было защищать, рассказывает Михаил. Коломной в этом смысле можно гордиться: это единственный город Подмосковья, в котором трамвай стал главным транспортом и в течение 75 лет стабильно работает.
Михаила Кученёва смело можно назвать рыцарем трамвая: в конце 1990-х-начале 2000-х он сделал многое для того, чтобы московский трамвай не исчез из столицы. В те годы было ликвидировано много трамвайных линий, которые были не в фаворе у тогдашнего градоначальника Юрия Лужкова, и над трамваями Москвы нависла угроза исчезновения.
Чтобы защищать столичные трамваи, было создано общественное движение «Москвичи за трамвай», выросшее из интернет-форума любителей этого вида транспорта. Михаил стал одним из главных участников. Он рисовал плакаты, с которыми защитники трамваев выходили на митинги и пикеты. Например, нарисовал плачущий трамвай «Татра»: «Хочу ездить по Ленинградке», – говорил трамвай на плакате.
Речь шла о защите 23-го маршрута, который существовал в те годы на Ленинградском шоссе. Михаил и его единомышленники смогли отсрочить его закрытие на два года. И хотя спасти его не получилось, участникам движения «Москвичи за трамвай» удалось нечто большее: они смогли переломить негативное отношение городских властей к трамваю как виду транспорта.
– Мы печатали брошюры о трамвае и его пользе, распространяли их среди московских чиновников, – рассказывает Михаил. – И постепенно лед тронулся: Москва обособляет пути, трамваем начинают активно пользоваться и даже кое-где строят новые пути. Это и было нашей задачей.
От «Татры» Т3 до метротрамвая
Любимый трамвай художника – чехословацкая «Татра» Т3.
– Это вневременной и гениальный вагон, – с восхищением замечает Михаил. – Ему уже 60 с лишним лет, а дизайн до сих пор современный. Во многих городах «Татра» до сих пор основа парка. В него нельзя было не влюбиться.
Другой любимый вагон – из детства: это РВЗ-6 Рижского вагоностроительного завода, ходивший в Коломне до 2002 года. По словам Михаила, эти ретро-вагоны также весьма изящны, но в регулярной эксплуатации остались только в Хабаровске (плюс один вагон в режиме «ретро» в Нижнем Новгороде).
Вместе с Андреем Мясниковым, с которым художника уже много лет связывает крепкая дружба, завязавшаяся на почве любви к трамваям, Михаил путешествует по России, чтобы увидеть новые трамвайные системы. Например, одна из ярких поездок – в Волгоград, Самару и Саратов. Особенно впечатлил Михаила волгоградский скоростной метротрам с подземными станциями – единственный в России.
Свои впечатления художник сначала фотографирует, а дома воплощает в акварельных этюдах. При этом у него нет сверхзадачи – влюбить людей в трамваи.
– Наверное, это происходит само собой, – говорит Михаил. – Если люди смотрят на мои работы и радуются, значит – моя задача как художника выполнена.
Выставка «Рельсовые этюды» продлится в «Арт-пакгаузе» при Музее трамваев до сентября 2024 года. Телеграм-канал Михаила Кученева – по ссылке.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.