Найти в Дзене
Культурные кейсы

Зойкина квартира. Версия Шиловского

Мое знакомство с театром-студией Всеволода Шиловского началось с классики – спектакля «Зойкина квартира». Собственный театр опытнейший актер и режиссер открыл в июне 2023 года. Пьеса Михаила Булгакова также в особом представлении не нуждается – она ставится уже почти 100 лет с 1926 года. Ее главная идея не теряет актуальности: порой люди готовы пойти на все ради достижения своих целей, даже если это противоречит моральным принципам и закону.  Времена НЭПа. Советская власть изымает излишки жилья у зажиточных горожан с целью расселения пребывающих в мегаполисы крестьян и рабочих. Главная героиня Зоя Пельц (Юлия Латышева) живет в шикарной шестикомнатной квартире с горничной Манюшкой (Виктория Пархоменко), которую выдает за племянницу, чтобы удержать за собой жилплощадь. К ней является взяточник и лицемер председатель домкома Анисим Аллилуйя (Елисей Смолин) и требует «уплотниться».  Зоя Денисовна умна и хитра. Она решает организовать дом свиданий под видом пошивочной мастерской и тем сам

Мое знакомство с театром-студией Всеволода Шиловского началось с классики – спектакля «Зойкина квартира». Собственный театр опытнейший актер и режиссер открыл в июне 2023 года. Пьеса Михаила Булгакова также в особом представлении не нуждается – она ставится уже почти 100 лет с 1926 года. Ее главная идея не теряет актуальности: порой люди готовы пойти на все ради достижения своих целей, даже если это противоречит моральным принципам и закону. 

Времена НЭПа. Советская власть изымает излишки жилья у зажиточных горожан с целью расселения пребывающих в мегаполисы крестьян и рабочих. Главная героиня Зоя Пельц (Юлия Латышева) живет в шикарной шестикомнатной квартире с горничной Манюшкой (Виктория Пархоменко), которую выдает за племянницу, чтобы удержать за собой жилплощадь. К ней является взяточник и лицемер председатель домкома Анисим Аллилуйя (Елисей Смолин) и требует «уплотниться». 

Зоя Денисовна умна и хитра. Она решает организовать дом свиданий под видом пошивочной мастерской и тем самым не только отстоять жилье, но и заработать на отъезд в Париж, где, как она считает, ее ожидает лучшая жизнь. Сюжет театралам хорошо знаком. Отсюда большое внимание публики к деталям. 

Спектакль яркий, динамичный, наполнен музыкой, живым вокалом, танцами, юмором. Сюжетная линия близка к той, что создал Михаил Булгаков. Актеры отлично вжились в свои роли. Образ героев, костюмы, декорации соотносятся с духом времени, описанным в пьесе. За исключением нюансов. 

Так, когда квартира Зойки превращается в «ателье», сцену украшают манекены с женским бельем никак не похожим на то, что носили дамы в начале прошлого века. Предположу, что это сделано для создания атмосферы пикантного заведения. Панталоны не произведут на современного зрителя такого эффекта.

-2

Администратором заведения становится беспринципный шулер и проходимец Александр Аметистов (Глеб Гузей). Вроде бы антигерой, но такой обаятельный. Их ностальгический танец с Зоей – один из моих любимых моментов спектакля. 

А еще мне понравилось, как эффектно с помощью игры света яркая Зойкина квартира мгновенно превратилась в прачечную китайца Газолина, подпольно торгующего наркотиками. Он снабжает «лекарствами» любовника Зои бывшего дворянина Павла Федоровича Обольянинова (Константин Хромушкин), который якобы мучается от болей. 

-3

А еще Газолин безнадежно влюблен в Манюшку, мечтает на ней жениться. Трудолюбивая, исполнительная и добрая девушка нравится и помощнику наркоторговца молодому китайцу Херувиму. Противостояние двух кавалеров приведет к трагичному финалу пьесы. Чтобы увести любимую девушку подальше от соперника, вспыльчивому Херувиму нужны деньги. И ради них он решится на безрассудный поступок.

До той поры публичное заведение будет процветать. Главный клиент Борис Семенович Гусь-Ремонтный, коммерческий директор треста тугоплавких металлов, сорит деньгами и проводит время в компании манекенщиц – страстной Мымры, милой Лизоньки (Арина Коренец) и обворожительной мадам Ивановой (Евгения Ядрец), чтобы отвлечься от неудач на любовном фронте. Все девушки грезят тем, чтобы оказаться в объятиях богатого и импозантного мужчины, а та, которую он боготворит, мечтает от него сбежать.

Покорившая сердце Гуся Алла Вадимовна не испытывает к нему ответных чувств. Красивая молодая интеллигентная женщина хочет уехать в Париж. Ее любимый мужчина ждет ее там. Чтобы достать деньги на билеты, она примет предложение Зои поработать манекенщицей в доме свиданий. И там встретит своего ненавистного воздыхателя.

-4

Режиссер Всеволод Шиловский выбрал открытую концовку без сцены ареста. У Михаила Булгакова было несколько вариантов финиша. Спектакль завершается на том, что все действующие лица по очереди покидают квартиру и прощаются с ней. И так, отказавшись делиться жилплощадью в начале спектакля, Зойка расстается с ней навсегда в конце: «Прощай, прощай, моя квартира».