Найти тему
Международная панорама

Либеральный международный порядок медленно разваливается

Оглавление

Его крах может быть внезапным и необратимым, пророчит британский еженедельник The Economist

На первый взгляд, мировая экономика выглядит обнадеживающе устойчивой. Америка процветает даже в условиях обострения торговой войны с Китаем. Германия выдержала потерю поставок российского газа без экономической катастрофы. Война на Ближнем Востоке не принесла нефтяного шока. Ракетные обстрелы повстанцев Хути почти не затронули мировой поток товаров. Как доля мирового ВВП, торговля восстановилась после пандемии и, по прогнозам, будет расти в этом году.

Однако если посмотреть глубже, то можно увидеть хрупкость. На протяжении многих лет порядок, который управлял мировой экономикой со времен Второй мировой войны, разрушался. Сегодня он близок к краху. Любое тревожное событие может привести к анархии, где сила права, а война снова станет средством для великих держав. Даже если до конфликта дело не дойдет, последствия разрушения норм для экономики могут быть быстрыми и жестокими.

Как мы уже писали, распад старого порядка виден повсюду. Санкции применяются в четыре раза чаще, чем в 1990-е годы; недавно Америка ввела "вторичные" санкции против организаций, поддерживающих российскую армию. Идет война субсидий, поскольку страны стремятся скопировать китайскую и американскую огромную государственную поддержку "зеленого" производства. Хотя доллар по-прежнему доминирует, а развивающиеся экономики более устойчивы, глобальные потоки капитала начинают дробиться, о чем говорится в нашем специальном докладе.

Институты, которые защищали старую систему, либо уже прекратили своё существование, либо быстро теряют доверие. В следующем году Всемирной торговой организации исполняется 30 лет, но более пяти лет она проведет в застое из-за пренебрежения со стороны Америки. МФВ охвачен кризисом идентичности, оказавшись между "зеленой" повесткой дня и обеспечением финансовой стабильности. Совет безопасности ООН парализован. И, как мы сообщаем, наднациональные суды, такие как Международный суд, всё чаще становятся оружием враждующих сторон. В прошлом месяце американские политики, включая Митча Макконнелла, лидера республиканцев в Сенате, пригрозили Международному уголовному суду санкциями, если он выдаст ордера на арест лидеров Израиля, который также обвиняется в геноциде Южной Африкой в Международном суде.

До сих пор фрагментация и упадок облагали глобальную экономику налогом исподтишка: они были заметны, но только если вы знаете, где искать. К сожалению, история показывает, что возможны и более глубокие, хаотичные коллапсы - и они могут наступить внезапно, как только начнётся спад. Первая мировая война положила конец золотому веку глобализации, который, как многие в то время полагали, будет длиться вечно. В начале 1930-х годов, после начала депрессии и введения тарифов Смута-Хоули, американский импорт сократился на 40 % всего за два года. В августе 1971 года Ричард Никсон неожиданно приостановил конвертируемость долларов в золото; всего 19 месяцев спустя Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов рухнула.

Сегодня подобный разрыв кажется слишком вероятным. Возвращение в Белый дом Дональда Трампа с его мировоззрением, основанным на нулевой сумме, продолжило бы эрозию институтов и норм. Страх перед второй волной дешёвого китайского импорта может её ускорить. Открытая война между Америкой и Китаем за Тайвань или между Западом и Россией может привести к грандиозному краху.

Во многих из этих сценариев потери будут более глубокими, чем многие думают. Сейчас модно критиковать ничем не ограниченную глобализацию как причину неравенства, мирового финансового кризиса и пренебрежения к климату. Но достижения 1990-х и 2000-х годов - высшей точки либерального капитализма - не имеют аналогов в истории. Сотни миллионов людей вырвались из нищеты в Китае, который интегрировался в мировую экономику. Уровень младенческой смертности во всем мире в два раза ниже, чем в 1990 году. В 2005 году доля населения планеты, погибшего в результате государственных конфликтов, достигла послевоенного минимума - 0,0002 %; в 1972 году этот показатель был почти в 40 раз выше. Последние исследования показывают, что в эпоху "вашингтонского консенсуса", на смену которому надеются прийти сегодняшние лидеры, бедные страны начали демонстрировать догоняющий рост, сокращая разрыв с богатым миром.

Упадок системы грозит замедлить этот прогресс или даже повернуть его вспять. Если система будет разрушена, её вряд ли удастся заменить новыми правилами. Вместо этого мировые дела перейдут в свое естественное состояние анархии, благоприятствующее бандитизму и насилию. Без доверия и институциональной основы для сотрудничества странам будет всё труднее справляться с вызовами XXI века - от сдерживания гонки вооружений в области искусственного интеллекта до сотрудничества в космосе. Проблемы будут решаться клубами стран-единомышленников. Это может сработать, но чаще будет сопровождаться принуждением и недовольством, как в случае с пограничными тарифами на выбросы углекислого газа в Европе или враждой Китая с Международным валютным фондом. Когда сотрудничество переходит в силовое давление, у стран остаётся меньше причин сохранять мир.

В глазах китайской коммунистической партии, Владимира Путина или других циников система, в которой сила права, не будет чем-то новым. Они видят в либеральном порядке не воплощение высоких идеалов, а реализацию сырой американской силы - силы, которая сейчас находится в относительном упадке.

Постепенно, потом внезапно

Верно, что система, созданная после Второй мировой войны, позволила найти общий язык между интернационалистскими принципами Америки и её стратегическими интересами. Однако либеральный порядок принес огромные выгоды и остальному миру. Многие бедные слои населения мира уже страдают от неспособности МФВ разрешить кризис суверенных долгов, последовавший за пандемией ковида. Страны со средним уровнем дохода, такие как Индия и Индонезия, надеющиеся торговать, чтобы разбогатеть, используют возможности, созданные раздробленностью старого порядка, но в конечном итоге они будут зависеть от того, останется ли глобальная экономика интегрированной и предсказуемой. Процветание большей части развитого мира, особенно небольших стран с открытой экономикой, таких как Великобритания и Южная Корея, в значительной степени зависит от торговли. Благодаря высоким темпам роста в Америке может показаться, что мировая экономика способна выдержать всё, что на нее обрушится. Но это не так.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».