Найти тему
Исторический шик

Русские сарафаны на европейских дворянках. Мода в русском стиле в Европе в прошлые века

Начиная со времен Петра I, переодевшего всех в европейские костюмы, русская знать, как и вельможи других стран, выбирала одежду в основном, следуя общеевропейским тенденциям. Но одновременно в Российской империи достаточно активно развивалось и отечественное национальное направление моды.

Мода Екатерины II

В самой России моду в русском стиле среди знати начала вводить еще Екатерина II. Изменения в эпоху правления этой императрицы коснулись не только политики, культуры и науки, но и одежды.

Екатерина II
Екатерина II

Если во времена Елизаветы Петровны дворяне заказывали себе в основном только французские и немецкие костюмы, то при Екатерине вельможи начали доверять пошив одежды отечественным мастерам. В моду постепенно вошли костюмы и платья с традиционными русскими элементами. Будучи немкой по происхождению, Екатерина Великая обожала все русское и считала своим долгом воспитывать в подданных чувство национальной гордости и ощущение самодостаточности.

Европейские дворянки в русских сарафанах

Во времена любимого внука Екатерины Александра I русский стиль в моде и вовсе начал выходить за пределы России и проникать в салоны высокородных европейских дам. Толчком этому послужила победа российской армии в войне 1912 г. Победив Наполеона, Александр I стал в Европе необыкновенно популярным монархом.

У русских самих русских аристократок в те времена в большой моде были сарафаны и кокошники.

Мария Барятинская, Робер Лефевр 1817 г.
Мария Барятинская, Робер Лефевр 1817 г.
Софья Свечина в синем сарафане, Франсуа Кинсон, 1816 г
Софья Свечина в синем сарафане, Франсуа Кинсон, 1816 г

Точно такую же одежду начали выбирать и представительницы высшей знати в Европе. При этом русские сарафаны за границей зачастую заказывали себе не только дворянки самых элитных слоев, но и представительницы монарших семей.

Доказательством тому служит портрет дочери английского короля Георга IV Шарлотты Уэльской кисти Доу. На этом портрете английская принцесса изображена в традиционном наряде русской крестьянки и в кокошнике.

Шарлотта Уэльская в синем сарафане, Джордж Доу, начало XIX в.
Шарлотта Уэльская в синем сарафане, Джордж Доу, начало XIX в.

Это платье-сарафан Шарлотты сохранилось до наших дней. Ныне он хранится в запасниках английской королевской семьи. Будучи экспонатом королевского музея, сарафан иногда выставляется и на выставках.

Еще один портрет Шарлотты, Доу, примерно 1817 г
Еще один портрет Шарлотты, Доу, примерно 1817 г

Русская мода при Николае I

Пользовалась одежда, сшитая в русском стиле, популярностью в Европе и в более поздние времена. К примеру, известно, что сын английской королевы Виктории очень любил русский костюм, состоявший из белых брюк и белой рубашки. Этот костюм принцу подарил Николай I.

Победа 1812 г. вызвала в России настолько мощный всплеск национального самосознания, что это отражалось на моде в последующем в течение целого столетия.

Во времена Николая I было принято решение ввести специальную одежду для придворных дам, которая должна была содержать элементы национальной культуры допетровского времени. Эта традиция при дворе российских императоров в последующем сохранилась вплоть до начала XX в.

-6

Придворные дамы и даже сами императрицы надевали платья с длинными боярскими рукавами и золотой вышивкой, а голову украшали кокошниками.

Императрица Мария Федоровна, жена Александра III
Императрица Мария Федоровна, жена Александра III

Бал 1903 года

Конечно же, традицию предков продолжил и последний русский император - Николай II. В 1903 г. по инициативе императрицы Александры Федоровны в Петербурге состоялся роскошнейший бал в русском стиле.

Придворные должны были явиться на это торжество в костюмах времен царя Александра Михайловича, отца Петра I. Костюмы обошлись представителям высшей знати в копеечку, что вызвало очередной всплеск недовольства непопулярной Александрой Федоровной. Но сам бал при этом удался на славу.

Александра Федоровна на балу 1903 г.
Александра Федоровна на балу 1903 г.

Русский стиль в европейской моде в XX веке

Не выходил русский национальный стиль из моды у российской знати вплоть до 1917 года. Революция вынудила дворянство бежать из России. Это стало причиной нового всплеска интереса к русскому стилю в Европе и Америке.

За границей многие российские дворянки, оставшиеся без средств к существованию, занялись модельным бизнесом. Оставаясь патриотками своей страны, в течение десятилетий в последующем они пропагандировали в европейской моде русскую культуру.

Головной убор в стиле кокошника, Париж, 1920 год
Головной убор в стиле кокошника, Париж, 1920 год

Благодаря русским дворянкам, в XX в. в Европе в моду вновь начали входить элементы русского национального костюма. В силу своего воспитания, российские дворянки, безусловно, обладали отличным тонким вкусом. Соответственно, и предлагаемая ими одежда пользовалась в Европе, в том числе и в Париже, бешеной популярностью.

Танцовщица кабаре Екатерина Кудрявцева
Танцовщица кабаре Екатерина Кудрявцева

Успех русских модельеров впечатлил европейских коллег и зарубежные дома моды также начали создавать одежду в русском стиле.

Картинка из модного журнала, Париж, 20-е годы
Картинка из модного журнала, Париж, 20-е годы

В Европе вошли в моду вышивка «a la russe», «русские» силуэты в платьях и костюмах, головные уборы, стилизованные под кокошники, и конечно же, русские меха. Русскую одежду начали носить представительницы высшего света Европы, популярные актрисы и т. д.