Глупый, глупый малыш! Злиться на маму, топает ножкой, замахивается кулачком. Все его жизнь с игрушками, вкусной кашей, мягкой постелькой, помещается на ладони любящей мамы. Ей просто поднять, укрывающую его, руку и всю его райскую жизнь, сдует как легкую шелуху с подоконника, порывом ветра. Только в лучах нежной мамы он может покапризничать, выплюнуть конфету и потребовать другую, лечь на пол в магазине и устроить истерику. Но вот он уже не умещается под юбкой у мамули и холодные сквозняки реальной жизни, начинают лезть за пазуху. Он может подрасти еще и еще, но все время будет искать подол, под который можно забраться и вдоволь покапризничать.
Но вот другой. Спит на жестком половике у порога, как пес. Рвет свой кусок без приглашения. И получив от хозяев, не скулит и лезет под лавку, а спокойно отползает на коврик и тихо зализывает раны, готовясь к рывку.
Что будет с малышом, если жизнь его швырнет на босяцкий коврик у холодной двери, мы примерно понимаем. Он может выжить, но скорее сломается. Будет выть и скулить под дверью, пока не подохнет от тоски и обиды на всех вокруг. Может сопьется или потеряет себя и сгинет под забором морозной ночью в сугробе.
Но вот если того, пса-бродягу, отогреть под теплым одеялом, накормить нежной кашкой, положить на кроватку и принести конфеты? Забудет он где жил? Может и забыть. К хорошему быстро привыкаешь.
Но не то и не это. Мудрый понимает где находится, в какой ситуации и на что опирается. Поэтому, когда приходят изменения, он не теряет себя. Практикуя осознанность правильно, будешь устойчив в период штормов.
Созерцание трупа: он увидел труп, брошенный на кладбище день, два, три тому назад, – мёртвый, раздувшийся, бледный, истекающий [нечистотами], – так и монах сравнивает с ним это самое тело так: «Это тело имеет ту же природу, оно будет таким же, оно не избежит этой участи».
он увидел труп, брошенный на кладбище, пожираемый воронами, ястребами, грифами, собаками, шакалами, различными видами червей, – так и монах сравнивает с ним это самое тело так: «Это тело имеет ту же природу, оно будет таким же, оно не избежит этой участи».
Далее, как если бы он увидел труп, брошенный на кладбище, с побелевшими костями, цвета морской раковины… кости, собранные в кучу… кости, которым больше года, сгнившие и стёршиеся в пыль, – так и монах сравнивает с ним это самое тело так: «Это тело имеет ту же природу, оно будет таким же, оно не избежит этой участи».
Далее, как если бы он увидел труп, брошенный на кладбище, с побелевшими костями, цвета морской раковины… кости, собранные в кучу… кости, которым больше года, сгнившие и стёршиеся в пыль, – так и монах сравнивает с ним это самое тело так: «Это тело имеет ту же природу, оно будет таким же, оно не избежит этой участи».
Если счастливый семьянин видит разведенного или вдовствующего, разве не может это навести его на мысли, что и он может оказаться на их месте. Все подвергается изменениям.
Практика:
Мудрый человек, мужчина или женщина, может осмотреться вокруг себя, как полководец осматривает свои позиции. Подсчитать все плюсы и минусы этого положения. Рассмотреть возможные атаки и потери и действия свои при этом.
К примеру: Мужчина имеет семью - жена, двое детей, родственников, работу, жилье. А теперь пусть представит, что умерла жена. Или слегла парализованная. Как измениться его жизнь, что он будет чувствовать и что должен будет чувствовать. Как себя вести и как должен будет себя вести.
И если наоборот, он сам потеряет здоровье. Как и что будет с семьей. Какое отношение он ожидает к себе и будет ли оно таким. И так далее. Не останавливаясь, а полностью исследовать самые невероятные ситуации.
И когда возвращается к обычной жизни, не забывать, какая она могла бы быть.
Когда испытываете боль, не трудно осознать ее. Но когда боли нет, осознавай: Боли нет! Когда беда, понимаешь - беда. Но когда все хорошо, осознает ли: "Все хорошо". И помнит, как может быть не хорошо.
Ни кому не надо говорить об этом, только сам в глубине своего сердца исследует эти состояния. Только страх может стать препятствием. Многие даже боятся допустить мысль о страшном. Но когда случается, теряются.
У меня умер папа. Он болел сильно и смерть была не отвратима. Но я малодушно думал, что все обойдется. Рассказы мамы пугали и я решил заглянуть в бездну. Пришел, когда мамы не было дома. Зрелище меня раздавило. Мой сильный и умный отец, лежал как обтянутый кожей скелет и еле мог говорить. Во мне тогда жил, напуганный смертью, подросток. Еще давно, на похоронах дедушки, папа сказал: - А ведь тебе всех нас хоронить.
Я сжался от ужаса. Но потом жизнь мне открыла смерть, во многих ее аспектах.
Этой же ночью папа умер. Я прибежал ночью весь в чувствах. Дверь открыла сестра, увидев меня резко сказала: - Так! Мне тут сопли не нужны, надо срочно отца раздеть помыть, побрить и одеть до трупного окоченения. Иначе не оденем. Выбирай, моешь или бреешь.
Мы почти успели. Но руку пришлось ломать. Костюм не одевался и сестра сломав папе руку, одела пиджак.
Любой может оказаться в непредвиденной ситуации. Но взрослый и мудрый может предвидеть и готовить себя, выдавливая из себя глупые иллюзии о жизни. Я и в кошмарном сне не мог себе представить, когда маленьким нежился около доброй и веселой мамы под одеялом, что когда то один привезу ее в морг и переступая по каменному полу через голых покойников, положу ее рядом с ними и раздев, буду мыть ее из шланга с холодной водой. Такова реальность. Внутренне надо быть готовым ко всему. Поэтому практика. Она похожа на практику самураев. Представляйте себе, что в ваше тело вонзается стрела или лезвие меча режет вашу плоть. Выбирайте самые больные места и терпите, что бы потом не проявить малодушие и потерять честь.
Наше тело социального положения, так же подвергается атакам. Так же может быть поражено стрелой или рассечено мечем. И надо быть готовым, что бы не потерять. И не говорите, что не слышали и не представляли возможным. Пора взрослеть.