За последние 40-50 лет в мировой лакокрасочной промышленности произошли колоссальные изменения.
Нефтяное эмбарго 70-х, давление со стороны законодателей (законы о чистоте воздуха) и конкуренция толкали лакокрасочную промышленность в нужном направлении — склоняли производителей ЛКМ, в добровольно-принудительном порядке, к сокращению количество твердых отходов и загрязняющих воздух веществ, образующихся в процессе нанесения покрытий.
Интересный факт: на рубеже 80-х автомобильная промышленность США, например, признала, что более 90% выбросов в атмосферу в процессе производства приходится на процесс покраски.
Это про те самые летучие органические соединения (ЛОС), которые можно встретить в описаниях к иностранным лакокрасочным материалам.
Казалось бы, нам-то с вами, что с того. А вот что:
Увеличение процентного содержания твердых веществ в обычной краске на основе растворителей — один из первых методов, направленных на снижение содержания ЛОС в составе покрытия.
Сегодня именно высокое объемное содержание твердых веществ в краске бросается в глаза, при сравнении иностранных материалов и отечественных.
А если мы говорим про ГФ-021 — то в глаза бросается то, что вы не найдете этого показателя в его описании. Там есть массовое содержание твердых веществ.
Вам что проще измерить, массу краски, которую вы сейчас будете наносить на поверхность или её объем?
А заодно вспомните, где лежит ваш вискозиметр (об этом дальше).
— Покрасьте ка мне, сударь, мой контейнер грунтовкой. Да чтобы расход грунтовки был... массой 50 г/м кв (например).
Ну не говорят так нормальные люди.
Все же видели ролики автоподборщиков в соцсетях? Они там тычут своими толщиномерами чтобы узнать что? Толщину лакокрасочного покрытия, а не его массу.
Видео носит шуточный характер, конечно.
Пленка краски на поверхности — величина объемная. У нее есть площадь и высота. Знаешь эти два параметра и можешь достаточно точно подсчитать, какой объем краски лежит на поверхности.
Пример. Объемный сухой остаток краски 50%. Это значит, что если нанести на 1 м² слой краски толщиной 100 мкм. После высыхания краски на поверхности останется пленка толщиной 50 мкм.
— Понятно?
— Понятно.
— Удобно?
— Удобно.
Маляр контролирует толщину мокрой, только что покрашенной, краски специальной измерительной гребенкой. Он точно знает, что 100 мкм мокрой пленки дадут 50 мкм сухой (в нашем примере, если объемный сухой остаток 50%).
Заказчик знает, что для того, чтобы на его металлоконструкциях был слой грунтовки толщиной 50 мкм её надо нанести с толщиной мокрой пленки 100 мкм (плюс технологические потери, которые определяются опытным путем).
Зная площадь металлоконструкций проектировщику легко подсчитать нужный объем краски. И т. д.
Высококонкурентный мировой рынок десятки лет двигал лакокрасочную промышленность в сторону, в том числе, удобства применения материалов для конечного потребителя.
Наша лакокрасочная промышленность в это время стояла на месте, если судить по ГОСТам на ГФ-021 (и не только).
Это я в том числе и к тому, что дело антикоррозионной защиты на месте как раз не стояло.
Появились международные стандарты по проектированию антикоррозионной защиты металлоконструкций в разных коррозионных условиях.
На их основе были написаны наши ГОСТы для того же самого (например серия стандартов ГОСТ 34667 — «Материалы лакокрасочные. Защита стальных конструкций от коррозии при помощи лакокрасочных систем»).
С учетом стандартов разработаны своды правил (например СП 28.13330.2017).
И там везде указывается толщина пленки лакокрасочного покрытия именно в микронах.
В случае с ГФ-021 (и не только) нам предлагают оперировать понятием «слой». Покрасьте в два слоя. Всё.
А какая там толщина? Как на основе этих данных рассчитать расход краски? Обеспечить выполнение технического задания?
Раньше на предприятиях, где была предусмотрена процедура окраски, был участок подготовки краски к нанесению.
Сидели девушки с прибором специальным, — вискозиметром (Вы же вспомнили, где он у вас лежит? Нигде, да?). Они замеряли вязкость материала в банке. После этого добавляли в него растворитель, чтобы эту вязкость уменьшить до указанной в ГОСТ.
Измеряют время за которое краска вытечет из емкости через сопло заданного диаметра. Чем больше растворителя — тем вытекает бодрее.
Надо понимать, что это получалось у них не за один раз. Добавляло работы и то, что вязкость материалов разных партий могла сильно отличаться.
После этого, разбавленный, подготовленный к нанесению материал, передавали малярам.
Это, кстати, в упрощенном виде, — инструкция по применению ГФ-021.
Только после этой процедуры можно было расчитывать на то, что один слой грунтовки будет примерно равен заявленной в ГОСТе толщине покрытия. А это — 15-20 мкм.
Покупая ГФ-021 сегодня помните, что инструкция по его применению до сих пор требует от пользователя доведения материала из банки до рабочей вязкости при помощи вискозиметра.
Предлагаю задуматься, почему наша лакокрасочная промышленность выбрала путь доведения до рабочей вязкости конечным потребителем, а не путь производства товара в состоянии готовом к применению (т.е. партии со стабильной вязкостью)?
Кстати, именно от туда растут ноги неуёмного желания наших маляров разбавлять всё, что им приносят. Они то привыкли, что отечественные материалы в банках именно требуют доведения до рабочей вязкости.
Современные материалы, чаще всего, поставляются в готовом к применению состоянии.
В дополнительном разбавлении они нуждаются или для подгонки под наше, в большинстве своем, убогое распылительное оборудование (а хорошее у нас не принято вовремя обслуживать), или погодные условия в месте нанесения (цеху или на улице) не соответствуют техническому описанию.
Ну любят у нас красить и в +5 °С и в −5 °С, и в −15 °С. Краска в таких условиях густеет.
Пора бы уже перейти к антикоррозионным свойствам нашего чудо-грунта.
Все материалы на тему «ГФ-021» собираю в эту подборку:
P.S.
Если вам срочно понадобились качественные грунты и краски или есть вопросы в подборе антикоррозионных материалов для строительных металлоконструкций, трубопроводов, стадионов, чего угодно (не имеет значения новое это строительство или реконструкция), заходите 👉 tpaint.ru.
20+ лет опыта в решении сложных задач в области антикоррозионной защиты, обеспечение лакокрасочными материалами крупных федеральных проектов, промышленных гигантов и частных заказчиков.