2,1K подписчиков

Немного о падающей тени в рисунке

Тени у объемных предметов бывают двух видов: собственные и падающие.

Те тени, которые находятся на самих телах в их неосвещенных частях - это собственные тени.

Тени, которые предметы отбрасывают на плоскости и другие предметы - это тени падающие.

Закономерности распределения светотени на самих телах, собственные тени, рассматриваются всегда очень подробно, они крайне важны для того, чтобы выразительно и правильно передать объёмную форму предметов.

А для того, чтобы реалистически расположить несколько предметов на поверхности предметной плоскости, мы обязательно должны учесть и падающие тени. К тому же падающие тени несут и тональную нагрузку на вашей работе, поэтому их нужно учитывать в композиции рисунка с самого начала.

Построить на натурном рисунке падающие тени по законам теории теней в научной геометрической архитектурной перспективе, с линейным проецированием лучей от источника света в рисунке обычно не представляется возможным, так как на расположение теней всегда влияет очень много факторов, которые нельзя зафиксировать: точное расположение и дальность источника света, случайные неровности поверхностей, например, складки, и т. д. К тому же рассеивание лучей делает очертания теней размытыми, особенно на расстоянии.

Это построение в перспективе падающих теней. Страница учебника по перспективе.
Это построение в перспективе падающих теней. Страница учебника по перспективе.

Конечно, не представляется возможным построить на учебном рисунке натюрморта аналогичный чертёж.

Однако некоторые закономерности знать необходимо.

Сначала нужно представить себе направление лучей света. Достаточно точно определить для себя, где находится их источник: сверху, справа или слева от зрителя, ближе, чем предметы к зрителю, или дальше их. Тени будут направлены в противоположную от источника света сторону. Важна согласованность этого направления для всех предметов.

Освещение может быть солнечным, когда лучи света параллельны друг другу, или искусственным, когда они расходятся от источника освещения.

Очертания падающих теней примерно повторяют силуэт объемного предмета, так как тень - это проекция предмета на плоскость. Угол падения света вытягивает силуэт на плоскости. Однако перспективой эта проекция, конечно, будет ещё сильнее искажена. Тень, например, от шара, которая при косых лучах на плоскости вытягивается в эллипс, в перспективном построении становится ещё более растянутым эллипсом. В очертаниях тени от конуса и куба можно разглядеть точки - проекции их вершин. Контур тени от цилиндра имеет округлую форму окончания.

А начинается падающая тень у основания предмета. Если он соприкасается своей нижней поверхностью с плоскостью, то падающая тень начинается там, где на самом предмете находится место перехода света в тень. Если предмет шире, чем его точка опоры, как, например, горшок, то тень захватывает большую площадь на плоскости.

Важно обращать внимание на направление штриховки падающей тени. Направление штриха не должно зависеть от контура тени. Он должен повторять не очертания тени, а направление поверхности, на которой лежит тень.

На первом рисунке тень повторяет контур, что нежелательно, на втором - показывает плоскость, на которую падает.
На первом рисунке тень повторяет контур, что нежелательно, на втором - показывает плоскость, на которую падает.

И ещё одна закономерность. Обычно тень самой четкой и контрастной бывает у своего начала, у основания предмета, а удаляясь от предмета - становится более светлой и размытой в очертаниях.

Рисунок схематично иллюстрирует эти закономерности.

Коротко о падающих тенях
Коротко о падающих тенях

Учебный рисунок, начатый как конструктивное построение, с собственными и падающими тенями. Задача тональной характеристики предметов в данном задании не ставилась.

Учебный рисунок
Учебный рисунок

Приглашаю на начальный интерактивный курс по перспективе в рисунке. Разбор работ с преподавателем, удаленно, на портале Stepic. Промокод PROMO DZEN до конца июня -30%.

Подписывайтесь на канал!