Найти в Дзене

Запрос в терапии (продолжение статьи)

В прошлой статье я писала, что запрос - это формулировка "чего я хочу" или "чего я не хочу". Она может быть четко высказана словами и через рот или же с трудом вербализироваться, но ощущаться. Есть еще кое-что, что тоже можно назвать словом "запрос". Это бессознательная цель, с которой человек приходит к терапевту. Вслух клиент может говорить о чем-то конструктивном, хорошем. Он может даже быть уверен, что именно за этим конструктивным и хорошим он и пришел. А на бессознательном уровне цель его совсем иная. Например, доказать, что ему невозможно помочь. Или "разрушить" терапевта. Или обрести подтверждение, что никто и никогда не даст ему любви.  С такой целью клиент может сменить нескольких терапевтов и каждый раз прерывать терапию и расторгать отношения. Если человеку очень нужно что-то доказать, он это докажет, и то, что делает терапевт в процессе, может вообще не играть никакой роли. Занятное свойство нашей психики - трактовать события причудливыми путями. Если нужно встретиться

В прошлой статье я писала, что запрос - это формулировка "чего я хочу" или "чего я не хочу". Она может быть четко высказана словами и через рот или же с трудом вербализироваться, но ощущаться.

Есть еще кое-что, что тоже можно назвать словом "запрос". Это бессознательная цель, с которой человек приходит к терапевту. Вслух клиент может говорить о чем-то конструктивном, хорошем. Он может даже быть уверен, что именно за этим конструктивным и хорошим он и пришел. А на бессознательном уровне цель его совсем иная. Например, доказать, что ему невозможно помочь. Или "разрушить" терапевта. Или обрести подтверждение, что никто и никогда не даст ему любви. 
overclockers.ru
overclockers.ru

С такой целью клиент может сменить нескольких терапевтов и каждый раз прерывать терапию и расторгать отношения. Если человеку очень нужно что-то доказать, он это докажет, и то, что делает терапевт в процессе, может вообще не играть никакой роли. Занятное свойство нашей психики - трактовать события причудливыми путями. Если нужно встретиться с жестоким миром, нелюбящей мамой, отсутствием помощи - человек встретится с этим в лице терапевта. Терапевт-то и готов в своем лице представить мир подружелюбнее, но не всегда готовность и действия будут увидены, встречены и приняты.

Один из моих учителей говорил: "Если клиенту надо что-то доказать об вас, порой лучшее, что вы можете сделать, - это просто дать ему это доказать".

Если сила этой цели велика, она все равно возьмет свое.

Это бессознательное стремление можно, впрочем, осознать в терапии и встретиться с ним лицом к лицу. Тогда становится возможной проработка, а значит, трансформация. Вопрос, что сильнее в клиенте: стремление подтвердить или стремление увидеть и изменить. И вот заранее-то никто не знает: ни сам клиент, ни терапевт. Только в процессе станет понятно.

-2
Елизавета Мусатова