Найти в Дзене
3 • 4

Обеденный перерыв в шахте

Следует сразу же сказать, что в шахте обеденного перерыва нет в принципе. Если говорить проще – когда проголодался, тогда и обед. Я работал на добычном участке и на проходке и могу сказать, что везде имеются некоторые нюансы в организации рабочей времени, включая и перерыв на обед. В одних случаях мы садились подкрепиться в начале смены, в других случаях – в середине, в редких случаях – в конце. Тут есть множество факторов, например: дневная смена или ночная, объём работы на смену, уровень запылённости во время работы и т.д. В общих словах картина получается примерно такая – пришли на смену, оценили фронт работы, кто и где непосредственно будет занят, предполагается ли «окно» при взаимодействии с другими службами... Нюансов много – всех не перечислишь. Сегодня может быть так, а завтра – эдак. Пришли, посмотрели, сели, съели «тормозки» – пошли работать. Или: поработали, сделали какой-то объём работы, сели, подкрепились обедом – пошли дальше работать. И в подавляющих большинстве случаев обед происходит коллективно. И так обычно происходит в проходке и вспомогательных участках.

Небольшое отступление: в наших шахтах на юге Кузбасса говорят не «тормозок», а «забутовка». Хотя на нешахтовых предприятиях говорят «тормозок». Мне привычнее термин «забутовка», поэтому впредь буду его использовать.

Совсем другая ситуация складывается в добычной лаве, когда нет ремонта и вся смена занята добычей угля. Бывает, что добычники новой смены меняют старую смену непосредственно на рабочем месте, не выключая ни лавный конвейер, ни комбайн. Взяли ручки управления, перекинулись парой фраз и без «раскачки» новая смена сразу же включается в работу. Бывает, что конвейер и комбайн останавливаются, старая смена извещает более подробно новую смену на что следует обратить внимание – на «разрывы» между секциями механизированной крепи, состояние зубьев на шнеках комбайна, давление в гидросистеме и т.д. По времени передача смены занимает минут пять и за это время съесть забутовку попросту не успеешь. Коли так, тогда когда же обедают в добычной лаве? Неужто шахтёры всю смену работают голодными?

Нет, не работают голодными, а обедают добычники на протяжении всей смены по одному – всем вместе просто-напросто некогда. Но тут тоже не всё однозначно – время обеда во многом зависит от места работы в лаве.

Вкратце несколько слов для понимания. Свежая струя воздуха в лаву приходит снизу по конвейерному штреку, поднимается вверх по лаве и уже «грязная» (запылённая) уходит по вентиляционному штреку. Рабочие на нижнем сопряжении всю смену работают на свежей струе и обедают обычно, когда комбайн идёт вниз – в это время у них минимум работы. На верхнем сопряжении рабочий наоборот всю смену находится в запылённой струе – времени на обед у него в обрез, когда внизу двигается приводная головка конвейера и комбайн не работает. В это же время быстро-быстро съедает свою забутовку и комбайнёр. У лавщиков (рабочие, двигающие секции механизированного щита – ГРОЗ) самое подходящее время для обеда, когда комбайн двигается наверх. Они по одному садятся ниже комбайна (тут струя свежая, выше комбайна – запылённая), коллеги тебя подменяют по управлению щитом. Затем ты уже двигаешь щит и за себя, и за коллегу, который пошёл обедать. И так по очереди весь коллектив добычной смены.

Порой бывало так, что комбайнёру некогда «тормознуться» даже во время передвижки приводной головки. Когда каждый из рабочих оперативно делал свою работу, процесс передвижки занимал крайне мало времени и проходил очень быстро. Максимум что тут успеешь – это более-менее удобно расположиться в секции крепи, на коленях развернуть газету с провиантом и пару раз откусить бутерброд с колбасой. В таких случаях за рычаги комбайна становился кто-то из ГРОЗ (горнорабочий очистного забоя), пока комбайнёр (он же МГВМ – машинист горновыемочных машин) обедает под нижними секциями механизированной крепи (у нас также говорили – механизированный щит). Да, ГРОЗ не имеет права управлять комбайном, но если надо, то на это даже начальство не обращало внимания.