Найти тему

ЩЕДРОЕ СЕРДЦЕ

(очерк о враче Запрудненской больницы Марии Михайловне Угаровой)

Как и я, мой старый друг Виктор Кондратьевич Гоголюк, бывший начальник штаба объединенных партизанских соединений брянских лесов, – испытанный болельщик московского «Спартака». В этот день в Лужниках играла наша команда. Времени оставалось в обрез. Мы уже собирались выходить и тут зазвонил телефон.

- Этого еще не хватало! – с досадой проговорил мой друг, снимая трубку. Через несколько секунд выражение досады на его лице сменилось широкой улыбкой. Я вышел на лестничную клетку, дав этим понять, чтобы приятель побыстрее закруглялся. Говорил он не долго, а когда мы шли к метро, спросил

- Как ты думаешь, с кем я говорил?

- Ну откуда же я знаю!

- С Марией Михайловной Угаровой

- Но эта фамилия мне ничего не говорит.

- А мне говорит очень многое, и потому я хочу рассказать тебе об этом человеке.

… Осень 1942 года. Пора тяжелых испытаний для брянских партизан. Только презрение к смерти, мужество и отвага могут преодолеть натиски фашистских карателей, которые огнем и мечом пытаются истребить народных мстителей.

Сила партизан - в искусстве маневра, в умении наносить врагу чувствительные удары, оставаясь неуловимыми. А для этого все время надо быть в движении, на марше. После успешно проведенной операции отряд имени Стрельца продвигался по узким лесным тропам. На телеге, которую еле-еле тащила гнедая лошаденка с впалыми боками, стонали двое раненых. Час назад хирург Мария Михайловна Угарова сделала им сложные операции. Сейчас, выбившись из сил после трех бессонных ночей, она едва передвигала ноги. Как ни уговаривали ее сесть в телегу – Мария Михайловна оставалась непреклонной.

хирург М.М. Угарова в начале 1940ых
хирург М.М. Угарова в начале 1940ых

Вдруг за обозом послышался громкий крик. Оглянувшись, Угарова увидела мальчонку лет одиннадцати, который бежал за обозом с высоко поднятой рукой, перебитая кисть которой была залита кровью.

- Колонну остановить! – громко крикнула Мария Михайловна, - Полина, быстро инструмент!

Дорога была каждая минута. Если не сделать операцию немедленно, мальчуган умрет от потери крови. Полина быстро развела возле дороги костер на котором прокипятила инструменты… Когда необычная операция была закончена, Мария Михайловна, как бы про себя произнесла хриплым голосом:

- Будешь жить, мальчуган. С рукой будешь жить!

Необычная операция. Да, в сущности, из 275 операций, выполненных Угаровой в то время, и не было ни одной обычной.

-2

В один из летних дней 1942 года пришло сообщение, что на том берегу Десны тяжело ранен командир одного из отрядов. С огромным трудом перебралась туда хирург со своей верной помощницей Полиной Гордеевной Софроновой. В маленькой деревушке, в полуразрушенной хате на лавках лежал раненый командир. Сейчас Мария Михайловна не помнит ни его имени, ни фамилии. Но волевое лицо, крепко сжатые в огромные кулаки пальцы запомнились ей на всю жизнь. Так стойко и мужественно вести себя во время операции мог только очень сильный человек несгибаемой воли – ведь партизанский вожак был ранен в живот…

Рядовой партизан Пётр Кондратьев в результате сравнительно небольшого ранения получил тяжелую раневую инфекцию столбняка. Болезнь страшнейшая, требующая от врача не только высокой квалификации, но и огромного напряжения всех сил, нечеловеческого терпения. Безграничной любви к человеку. Пять дней боролась Мария Михайловна с болезнью и победила Больного можно было транспортировать на «Большую землю».

- Каким образом? – спрашиваю я.

- О, об этом надо рассказать особо, - говорит Виктор Кондратьевич. – В нашем партизанском отряде действовала своя авиация. Широки просторы брянского леса, и каждый старый дуб или сосна - друзья партизан. Но для врага лес – это черная стена, таинственность и смерть. А в те суровые дни и, особенно ночи, лес был еще строже и чернее. В те ночи, призрев трудности и смерть, летали на большую землю воздушные друзья партизан. Они перевозили почту, медикаменты, боеприпасы, транспортировали раненых.

Много удивительного можно рассказать о партизане-летчике Борисе Лахтине, который вдоль и поперек измерил Брянский партизанский лес. Он 230 раз на своей «фанере» пресекал пылающую линию фронта. И когда ему в августе 1944 года присвоили звание Героя Советского Союза, никто из знавших его не был удивлен. Да, он герой настоящий!

Один из наших отрядов попал в тяжелое положение. Заправившись боеприпасами, медикаментами, Борис, обращаясь к Угаровой и Софроновой, находящимся возле самолета, скомандовал:

- Поршу медицину в «карету скорой помощи»!

И как он потом рассказывал, «медицина» вела себя превосходно. Они выбросились с парашютами точно в том месте, где находился отряд… Задание было успешно выполнено.

Или вот вспоминанию такой случай. В главный госпиталь объединениях партизанских отрядов Брянщины, расположенный возле аэродрома, доставили партизана с остром стенозом гортани (дифтерия). Судьбу человека решали буквально секунды. В таких случаях, чтобы спасти человека делают разрез гортани и вставляют трахеотомическую трубку. Но где взять специальную трубку. Когда недалеко за поворотом шумят немецкие танки, вздрагивает земля от тяжелых бомб и без умолку строчат автоматы? Мария Михайловна нашла выход: немедля сделала рассечение и ввела кусок простой резиновой трубки. Больной был спасен.

- Большое сердце, золотые руки, - так говорили о своем враче партизаны. Так говорят о ней и в Запрудненской больнице и в заводской поликлинике, где она сейчас работает цеховым врачом.

***

Рассказ В.К. Гоголюка произвел на меня большое впечатление. Мне захотелось лично встретиться с Марией Михайловной. И вот недавно такой случай представился. Мы долго беседовали. Уже немолодая, но очень энергичная и подвижная, она живо вспоминала военные года. Но больше всего Угарова говорила о своей больнице, о поликлинике завода.

Запрудненская больница и заводская поликлиника сегодня – это большие медицинские учреждения. Здесь стационар на 90 коек, современное медицинское оборудование.

врач Запрудненской больницы  М.М. Угарова в середине 1960ых
врач Запрудненской больницы М.М. Угарова в середине 1960ых

Больные с благодарностью отзываются о враче Угаровой, которая вот уже тридцать с лишним лет на посту врача верно служит людям. Она давно бы могла уйти на пенсию, но для неё, сохранившей изумительные качества бойца-партизана, главное в жизни – охрана здоровья советских людей.

из ходатайства 1966 года о персональной пенсии для М.М. Угаровой
из ходатайства 1966 года о персональной пенсии для М.М. Угаровой

Мария Михайловна показывает мне красивую бордовую сафьяновую папку. На ней золотом вытеснено: «Памятный адрес», а внутри можно прочитать следующее:

«Дорогой товарищ Угарова Мария Михайловна! 17 сентября 1963 года исполняется 20 лет со дня освобождения города Брянска и Брянской области от немецко-фашистских захватчиков

Брянский промышленный и сельский обкомы КПСС, исполкомы областных Советов депутатов трудящихся горячо поздравляют Вас, активного участник борьбы с врагом на землях Брянщины, с этой славной годовщиной.

От всей души желаем Вам доброго здоровья, большого счастья и новых успехов в труде на благо нашей любимой Родины, в борьбе за осуществление великой Программы строительства коммунизма в нашей стране».

От всего сердца хочется поддержать это поздравление брянских товарищей и, заканчивая расказ о человеке щедрого, большого сердца и золотых рук, сказать:

- С Новым годом, дорогая Мария Михайловна, с новым счастьем!

О. ВИНОГРАДОВ

-5

примечания:

- материалы о В.К. Гоголюке можно легко найти в интернете.

- данный очерк был опубликован в новогоднем номере газеты.

- стиль и орфография очерка сохранены.