Найти в Дзене
Не хлебом единым

Ты знаешь, Прасковья? Женщины войны.

Оглавление

С праздником Великой Победы, дорогие друзья! Сегодня хочу поделиться с вами историей удивительной женщины - Прасковьи Ивановны Щеголевой, которая олицетворяет собой ушедшее поколение истинно верующих и верных жен и матерей.

В сентябре 1942 г. Прасковья Ивановна со своей престарелой мамой, пятью детьми и племянником копала картошку. Для этого крестьянка оккупированного немцами села Семилуки, что в Воронежской области, получила у коменданта разрешение. Днем ранее она отправила старшую дочь Татьяну с пожитками в соседнюю деревню - семья Прасковьи, как и другие, переселялась к родственникам из-за начинавшегося нового наступления.

Так вот. Немцы подбили советский самолет, который упал на пригорок и буквально сполз в огород Прасковьи. Летчик был ранен. Прасковья с матерью потушила пожар, помогла ему выбраться и показала, как убежать. Это были считанные минуты, спасшие летчику Михаилу Мальцеву жизнь.

За те самые 5-7 минут в дом Прасковьи нагрянул комендант с полицаями и собаками. Женщина только успела сказать детям, чтобы они молчали. А дальше начался допрос с пристрастием, то есть с собаками. Прасковья Ивановна не выдала летчика даже когда на нее набросились овчарки, даже когда стали стрелять в детей... Сына Александра пытали отдельно, угрожая смертью матери. Но и он не сдался: нарушить запрет матери, видимо, было более стыдно... Почему-то после пыток мальчика бросили в соседнем заброшенном доме, откуда он и уполз, когда услышал выстрелы. Может быть о том, что он был жив, забыли?

Именно со слов спасшегося 12-летнего сына Александра мы знаем историю подвига этой женщины. Прасковья Ивановна Щёголева посмертно награждена орденом Отечественной Войны I степени.

памятник семье Щеголевых в Семилуках
памятник семье Щеголевых в Семилуках

М. Мальцева, кстати, через некоторое время выдала жительница соседней деревни, но казни он избежал, был отправлен в концлагерь. Уже в 1960-ые годы Михаил Мальцев от дочери, прочитавшей в газете историю семьи Щеголевых, приезжал в Семилуки, плакал на могиле своей спасительницы, встречался с ее спасшимися детьми.

Стихотворение Михаила Исаковского - моего земляка - "Враги сожгли родную хату" - не про эту Прасковью и не про ее мужа, погибшего на войне тракториста Степана Щеголева. Но мне кажется, что они воплотили коллективный образ солдата и его Прасковьи - жены-солдатки.

В этой и многих других историях ясно одно: совершить такой подвиг без веры в вечную жизнь, без презрения к земному богатству и удовольствиям, поправ все материнские чувства и поставив выше них правду - невозможно!

Друзья, а какие истории о героях Войны, быть может, ваших предках, поразили вас больше всего?

Враги сожгли родную хату

Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский.

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошёл солдат в глубоком горе

На перекрёсток двух дорог,

Нашёл солдат в широком поле,

Травой заросший, бугорок.

Стоит солдат — и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,

Героя — мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришёл…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только тёплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришёл к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»,

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил — солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

«Я шёл к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.