Найти тему
Алиса Вэйстон

ЭНТОНИ БЁРДЖЕСС «Заводной апельсин» - Можно ли насилием искоренить насилие?

Оглавление

На днях прочитала это произведение, и у меня есть о чем поговорить с тобой. Эмоций было много, преимущественно – отвращение, непонимание и желание отмыться от истории, в которую с каждой страницей погружаешься все больше. Не буду затягивать, лишь пожелаю приятного прочтения! Перед тобой – рецензия на «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса.

Начну с того, что Энтони Бёрджесс – английский писатель, а его роман «Заводной апельсин» был написан в 1962 году, и является антиутопией, действие которой происходит в Лондоне будущего. Писателю диагностировали опухоль мозга, сказав, что ему осталось жить не больше года, и он приступил к написанию этого романа «пропитанного болью».

Энтони Бёрджесс
Энтони Бёрджесс

Повествование ведется от лица антигероя – Алекса, который постоянно использует в своей речи диалект «надсат», который Бёрджесс изобрел, взяв за основу русский язык. Наглядно продемонстрирую некоторые из слов, что использует Алекс: dratsing, stari kashka, kisa. Что же можно сказать про самого героя? Он получает удовольствие от насилия и классической музыки, не осознает границ дозволенного, и в свои пятнадцать уже совершил бесчисленное множество, как мелких хулиганств, так и крупных разбоев. Его история делится на три части, каждую из которых мы сейчас разберем. Дальше читай с осторожностью – будут присутствовать спойлеры.

Алекс - антигерой книги (экранизация 1971 года)
Алекс - антигерой книги (экранизация 1971 года)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДО ЛЕЧЕНИЯ.

Первый тридцать четыре страницы погружают читателя в Ад, вселяют ужас и отвращение. Алекс знакомит нас со своей компанией, в которой он занимает лидерскую позицию. За несколько глав они с друзьями успевают избить пожилого мужчину, вышедшего из библиотеки; ограбить мясную лавку; подраться с враждебной группировкой; угнать машину; проникнуть в дом к некому писателю (который работал над книгой «Заводной апельсин»), устроить там погром, избить мужчину, и на его глазах по очереди изнасиловать его жену. Алекс получает истинное удовольствие от всего происходящего, о раскаянии или сострадании не может быть и речи. После ночных «развлечений» парни расходятся, и мы идем в дом к нашему антигерою. Здесь узнаем, что он обожает музыку, при чем именно классическую.

«Что касается музыки, то она как раз все во мне всегда обостряла, давала мне почувствовать себя равным богу, готовым метать громы и молнии, терзая kis и vekov, рыдающих в моей – ха-ха-ха – безраздельной власти»

У Алекса есть оба родителя, но они в позиции «ничего не замечаю», поэтому принимают всю ложь парня о том, что у него ночная работа, и никак не вмешиваются в ночные похождения. За день, который мы проводим с ним, он успевает надругаться над двумя десятилетними (!) девочками, предварительно напоив их крепким алкоголем. Вечер же, начинается, с попытки «друзей» подорвать авторитет их главаря, но через привычное насилие, Алекс разрешает эту проблему, и ставит ребят на место. Тем не менее, это важно запомнить, в конце первой части это еще сыграет свою роль.

Опущу некоторые подробности, и перейду сразу к переломному моменту. Вновь герои хотят проникнуть в частный дом, на этот раз, чтобы обокрасть бабулю, живущую в одиночестве с множеством кошек. Только на этот раз Алекс, все еще держащий в голове недавний конфликт, решает провернуть это дело самостоятельно, дабы утвердить свое место в группе. Мы видим в нем излишнюю самоуверенность, он не сомневается, что старушка не окажет сопротивления, не боится правосудия, поэтому и игнорирует то, что бабушка говорит с кем-то по телефону. Со стороны читателя же, сразу есть осознание, что она звонит в милицию. Помимо этого, оказывает неожиданное сопротивление герою, вплоть до того, как он её не вырубает. А затем – вой сирен. Попытка бежать. Но вспомни, о чем я просила тебя не забывать – перелом в компании. Тём, которого Алекс задирал больше всего, движимый жаждой мести, подставляет героя, зарядив ему металлической цепью по глазам. Итог – все сбегают, кроме нашего «главаря». Таким образом, череда обстоятельств приводит к тюремному заключению.

-3

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛЕЧЕНИЕ.

Спустя два года заключения, Алекс узнает о том, что появилась некая новая программа для таких, как он. Лечение должно раз и навсегда искоренить тягу к насилию, и благодаря этому можно сразу после освободиться, ведь он станет безопасен для общества. Он решает узнать у священника подробности, ведь за это время, он наладил с ним контакт. И получает следующий ответ.

«Весь вопрос в том, действительно ли с помощью лечения можно сделать человека добрым. Добро исходит изнутри, номер 6655321. Добро надо избрать. Лишившись возможности выбора, человек перестает быть человеком»

Но обстоятельства вновь подталкивают сюжет, поэтому именно наш антигерой становится первым участником этой программы лечения. Терапия проводится через отвращение. Пациента привязывают к стулу, широко распахивая его глаза, и заставляют смотреть на сцены насилия, предварительно, по началу, вводя ему некий препарат. Важный момент: на фоне играет классическая музыка, которую так любит наш герой. Почти сразу, Алекс замечает, что любые мысли о том, что раньше было его стилем жизни, вызывают тошноту, и единственный способ избавиться от плохого самочувствия – представлять себе противоположные ситуации, использовать слова-антонимы к тем, что раньше были в его речи. Спустя две недели с ним, как с безвольной зверушкой, устраивают показательное выступление, чтобы доказать, что лечение сработало. И действительно, его избивают, а он облизывает обидчику ботинки.

«Что нужно Господу? Нужно ли ему добро или выбор добра? Быть может, человек, выбравший зло, в чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?»

-4

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПОСЛЕ ЛЕЧЕНИЯ.

Заключительная часть романа является моей самой любимой, ведь в ней мы обращаемся к началу, но смотрим на всё через новую призму. Алекс возвращается к родителям, только там его не ждали – его комната отдана съемщику, который заявляет, что он «больше им сын, чем ты». Затем в библиотеке, его узнает тот самый stary kashka, которого он с компанией избил в первой главе. Тот в ярости, призывает всех к тому, чтобы отплатить негодяю той же монетой. Его избивают. Приезжает милиция, и здесь новый «удар», ведь его бывший друг Тём с их общим врагом теперь работают в органах. Они, пользуясь своим положением, вывозят Алекса в лес, избивают, и оставляют там же. Измученный, жалкий и разбитый, он доходит до ближайшего дома. И, как ты думаешь, кто же в нем живет? Тот самый писатель! Он не узнает Алекса, ведь ребята совершали свои преступления в масках, более того – впускает его к себе переночевать. Писатель из газет знает историю «чудесно излечившегося» парня.

«Ты, надо полагать, очень грешен, но наказание оказалось совершенно несоразмерным. Они тебя я даже не знаю во что превратили. Лишили человеческой сущности. У тебя больше нет свободы выбора. Тебя сделали способным лишь на социально приемлемые действия, сделали машиной, производящей добродетель. И вот еще что ясно видится: маргинальные эффекты. Музыка, половая любовь, литература и искусство – все это теперь для тебя источник не удовольствия, а только лишь боли»

Еще из разговора мы узнаем, что женщина умерла от шока. В книге появляются политические подтексты, ведь Александр (так зовут писателя) с его друзьями хотели бы выступить против подобной системы перевоспитания. Да и, в целом, их многое не устраивает. Но об этом уже утром. Приезжают друзья автора, и в разговоре с ними, у Алекса прорывается привычный сленг, и он случайно называет имя Тёма. Александр начинает о чем-то догадываться, но друзья писателя уже увозят нашего героя. Они предлагают ему остановиться в квартире, заверяя, что проблем не будет, а после – он поможет им в их политических играх. Перед тем, как уйти, уламывают на подтверждение того, что Алекс причастен к смерти жены Александра. Обещают, что никому не скажут. Уезжают.

Алекс просыпается под звуки классической музыки. А, как ты помнишь, она играла на фоне сцен с насилием, поэтому и к ней у него отвращение. Дверь заперта. Решение остается одно – наш антигерой прыгает из окна.

И нет, это не конец. Он приходит в себя в больнице. Узнает, что его действие привело к общественным волнениям. Воссоединяется с семьей (ведь их съемщика задержала полиция, а позже он был вынужден покинуть страну). И в конечном итоге, к нему приходит министр внутренних дел, и, под прицелом камер, они сходятся на том, что Алекс претензий не имеет. Да и какие претензии? Ведь после падения, результаты лечения сошли на нет. Наш антигерой вновь становится собой.

В последней главе, тем не менее, Алекс приходит к выводу о том, что перерос насилие, больше оно не приносит ему такого удовольствия. Ему уже восемнадцать, он повзрослел, задумался о семье и ребенке. Ребенке, который обязательно пойдет по его стопам. Ведь «он не сможет остановить его».

-5

ВЫВОДЫ

Для себя выделила две ключевые мысли - насилием не искоренить насилие; человек способен к изменениям, но лишь посредством самосознания.

Мне не понравилась финальная рефлексия главного героя. По его мнению, насилие – лишь одна из ступеней взросления. Все через неё проходят. И вот, он, всю книгу будучи моральным уродом, резко поменялся. Задумался о будущей семье. Я не смогла в это поверить. Но, вероятно, и не нужно было верить. В очередной раз убедилась, насколько отвратительно насилие в любых его проявлениях. Эта книга достойна внимания, и прочтения. Как минимум, чтобы посмотреть на то – как не нужно делать.

Есть экранизация 1971 года. Фильм я не смотрела, но из разговора с подругой узнала, что в нем многие моменты сильно смягчены.

-6

ПОЧЕМУ «ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН»?

"Оrange" на малайском языке означает "человек", а на английском – "апельсин". Вот и получается – заводной человек. Алекса завели, как часы, чтобы он четко действовал по выверенной программе.

-7

А что ты думаешь об этой книге? Как относишься к Алексу и его поступкам? Веришь в его исправление? Буду очень рада твоему комментарию.

С любовью,

твой друг – А.Вэйстон

#АлисаВэйстон #поэзия #проза #грехи #зарисовки #праздники #мотивашки #чтопочитать #эстетики #АВэйстон #автор #проза #творчество #писатель #стихи #ЭнтониБерджесс #Заводнойапельсин #рецензия #популярное #рекомендации #литература #творчество #артхаус #чтение