Девять из десяти россиян обсуждают Великую Отечественную войну в кругу семьи.
Сегодня большинство россиян, а именно 61%, называют День Победы самым важным для себя праздником. Таковы результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «9 мая и память о Великой войне». Память о событиях войны с течением времени трансформируется, однако значение Дня Победы для россиян всех поколений остается фундаментальным и не ставится под сомнение даже молодежью.
9 Мая — особая дата в жизни России, ее главный исторический праздник. Начиная с 2018 г. именно он возглавляет рейтинг важных для наших граждан событий, опережая Новый год и Пасху. Однако в последние годы значимость этой даты снижается (2018, 2020 г. — по 71%, 2021 г. — 69%, 2022 г. — 67%, 2023 г. — 65%). Возможно, на это повлияли такие события, как пандемия и отказ от проведения праздничных парадов и шествий «Бессмертного полка».
Изменение восприятия Дня Победы, считают авторы исследования, отражает естественный процесс трансформации исторической памяти с течением времени. По мере удаления от событий коллективная память общества постепенно деперсонализируется и обобщается. Тем не менее, несмотря на смену поколений, значимость Великой Отечественной войны не ставится под сомнение даже молодежью. Только 4% опрошенных говорят о том, что та война — это уже далекая история, которая не слишком волнует нынешнее поколение, с 2005 г. это мнение не стало популярнее (5%).
В следующем году страна отметит 80 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Вместе с уходом тех, кто был ее непосредственным участником, меняется и представление о значении этой даты. За последние два десятилетия мы стали чаще говорить о Дне Победы как о дне памяти и скорби, — сегодня так считают четверть россиян (25%, +7 п.п. к 2005 г.). Эта позиция особенно близка тем, кто родился после 1992 г.— 41–42%.
Большая часть россиян (67%, −9 п.п. к 2005 г.) по-прежнему воспринимают 9 Мая как праздник и самую большую военную победу в истории России. Чаще об этом говорят рожденные до 1981 г. (74–78%), те, кто хорошо помнит многих фронтовиков и, вероятно, кто успел пообщаться лично с участниками войны.
Память о Великой Отечественной войне продолжает жить не только в исторических документах и кинохрониках, но и в личных семейных историях. Девять из десяти наших сограждан говорят в своей семье о Великой Отечественной войне, и в последние годы этот показатель вырос (2018 г. — 81%, 2024 г. — 89%). Таких разговоров практически не бывает в семье лишь у каждого десятого (2018 г. — 19%). Каждый второй (45%, +6 п.п. к 2023 г.) также много знает о родственниках — участниках Великой Отечественной войны из рассказов своих близких, семейных архивов, писем, фото. Только 5% россиян ничего не знают о том, участвовали ли их родные в войне против фашистской Германии или нет. Это свидетельствует о том, что для подавляющего большинства война 1941–1945 гг. — важная часть семейной истории.
Роль семьи (семейных воспоминаний, историй) в передаче памяти о войне является наиважнейшей, отмечает к.э.н., доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Юлия Косенкова. Именно это делает глобальные события близкими, понятными, рассматриваемыми через призму человеческой жизни, эмоций, событий.
«Воспоминания о ежедневных рутинных вещах, наиболее запомнившихся страшных событиях, рассказы о боевых товарищах, курьезные случаи позволяют подрастающему поколению почувствовать себя там, внутри ситуации. И это очень важно. Ведь война — это не только подробности войсковых операций и история побед, не только бесценный повод для национальной гордости. Это — величайшая трагедия народа, ведь каждый подвиг покупается ценой человеческих жизней. Это — величие духа каждого отдельного маленького человека, как на фронте, так и в тылу. И об этом никогда не надо забывать», — указывает Юлия Косенкова.
Государственное, казенное восприятие победы нашего народа в войне, зачастую формально передаваемое молодому поколению через массовые мероприятия, приводит к непониманию цены этого события. Стране, уверена эксперт, нужны мероприятия, которые трогают душу человека, а сделать это очень сложно. В патриотическом воспитании и передаче памяти о войне должно быть как можно меньше формализма и обязательности.
К сожалению, живых носителей этой памяти все меньше. Но нашему обществу очень нужно связать историю своей страны, ее героические и трагические страницы, с историей своей семьи, почувствовать сопричастность. И информация эта должна быть открыта, доступна любому желающему. На государстве лежит ответственность за донесение, распространение этих данных, заключает Юлия Косенкова.
На трансформацию памяти, в том числе и коллективной, влияет, в первую очередь, отношение общественности и государства, соглашается директор благотворительного фонда «Из прошлого и настоящего — для будущего», автор патриотического проекта «Малая родина» Валентина Щепеткова. По ее словам, если о важности и значимости тех или иных событий, в том числе исторических, не говорят постоянно в медиапространстве — значит, по мнению молодых людей, это не важно. Мероприятия, напоминающие о событии, должны происходить постоянно, ненавязчиво, информативно и красиво.
Для этого, полагает эксперт, нужно создавать произведения как художественного содержания, так и в документальном формате.
В настоящее время интерес и уважение к историческим событиям необходимо прививать не только молодому поколению, но и их родителям. Это систематическая деятельность, и она должна производиться на государственном уровне, на постоянной основе, но не навязчиво и не агрессивно.
В последнее время государство все больше уделяет внимание и соответственно средств сохранению исторической памяти и семьи, отмечает руководитель движения «Волонтеры Победы» в Орловской области Кирилл Ишков. «Особенно ярко это проявилось с началом СВО. Последствия прерывания исторической связи в семье мы видим как раз на Украине, где деньги в массовые коммуникации вкладывало не государство, а западные частные инвесторы. И если государство не будет вкладываться в сохранение исторической памяти, молодежь будет получать необходимые ей знания из других источников: иностранные соцсети, мессенджеры. Результат для России окажется предсказуемо катастрофичным», — отмечает он.
Кстати, еще в одном исследовании, посвященном Великой Победе, говорится, что российские СМИ недостаточно освещают эту важную для жителей страны тему. Так, согласно данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), каждый третий участник опроса считает, что в средствах массовой информации слишком мало говорится о Великой Отечественной войне, 7% — что слишком много, 53% опрошенных полагают, что столько, сколько нужно. По мнению 77% россиян, историю войны у нас освещают скорее правдиво, лишь 12% респондентов придерживаются противоположной точки зрения.
Автор: Алла Кораблева
Материалы по теме:
- Плати и смотри. Как зарабатывал советский кинематограф
- Пасха превращается в семейную традицию. В 2024 году христианский праздник намерены отмечать 85% россиян
- Майские праздники дачникам не указ. Традиция работать на приусадебных участках в весенние выходные идет на убыль
- В России посчитали уровень смартфонозависимости. Две трети граждан не готовы отказаться от «умного помощника»
Все материалы «Эксперта» на expert.ru