Найти в Дзене
Сергей Михеев

Правильный, честный поступок. Глава государства не стесняется этого

Особая часть инаугурации - это благодарственный молебен в древнем Благовещенском соборе Кремля, который провел Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Церкви благословил Владимира Путина на службу Родине и сказал: «Благословение Божие, покров Царицы Небесной да пребывает с Вами во все дни жизни Вашей, до скончания века, как мы говорим. И с дерзновением скажу: дай Бог, чтобы конец века и означал конец Вашего пребывания во власти». По поводу последней фразы Патриарха есть некие споры: что это означает?

Сергей Михеев: Не знаю – я с Патриархом с тех пор не встречался, и пока никто меня не зовет (смеется). У меня нет возможности задать ему вопрос. Параллели с помазанием на царство, на мой взгляд, не выдерживают серьезной критики. Для меня важно, что молебен был проведен и власть получила благословение со стороны православного христианства, Русской Православной Церкви. Это единство с РПЦ, с метафизикой, которая сопровождает судьбу России на протяжении многих веков, крайне важно. В том числе это важно на фоне нападок на Русскую Церковь, которые повсеместно происходят. Важно, чтобы русскому православному большинству было очевидно это благословение со стороны Церкви в отношении нашего государства. Все-таки государство, Церковь и православное христианство исторически очень близко связаны.

Я вспоминаю ситуацию, которая произошла в начале и середине войны в Советском Союзе со Сталиным. Пели-пели «Интернационал», а потом отказались! Иосиф Сталин сделал очень серьезные шаги по реабилитации Церкви и многих исторических символов. Гимн поменяли, потому что «Интернационал» не сработал. Это случилось в связи с тем, что произошло в голове и в душе Сталина и его ближайшего окружения. В трудные моменты к помощи Божией люди всегда обращались и будут обращаться.

Этот символизм был очень важен. И вообще было очень красиво - мощное дополнение ко всей церемонии.

Слушатель спрашивает: считаете ли Вы правильным прямую трансляцию молебна Патриарха? Это же таинство.

Сергей Михеев: Это не таинство. В Православной Церкви установлены семь таинств: Евхаристия (Причастие), покаяние (исповедь), Крещение, брак (венчание), хиротония (священство), елеосвящение (соборование) и Миропомазание. Сам по себе молебен таинством не является – учите матчасть. Никого не хочу обидеть, но, если вы хотите в этом разбираться, то почитайте книги. Это первое.

Второе: таинство в Церкви совершается не вследствие механических действий - оно происходит в том пространстве, которое вы не видите. Поэтому любое из таинств может транслироваться, записываться и показываться. Это всё к вероучению не имеет ни малейшего отношения. Светские люди путают понятия «таинство» и «тайна». В последнем случае вы, к примеру, где-то закрылись на ключ, чтобы вас никто не видел, и что-то тайно делаете (перекладываете деньги из подвала на чердак и пр.). В данном случае речь идет о таинстве, совершаемом на Небесах, а священники - проводники этого обряда.

По итогам молебна Патриарх Кирилл подарил Владимиру Путину Владимирскую икону Божией Матери XVII века, которая считается защитницей земли русской. В чём здесь символизм?

Сергей Михеев: Во-первых, символизм в том, что Путин открыто показывает свою православную христианскую веру, и это важно, что глава государства не стесняется этого. Во-вторых, это историческая преемственность, потому что икона тоже историческая. В-третьих, большинство лидеров стран (западного мира, Латинской Америки) приносят присягу на Библии, а у нас приносят присягу на Конституции. Конституция - это то, что касается многонационального, многоконфессионального государства. Но подчеркнуть личный религиозный выбор - это тоже важно для главы государства. Это правильный, честный поступок.

И историческая преемственность: исторический храм, историческая икона, и исторические обстоятельства.

Как пишут политологи, сразу после инаугурации Владимир Путин на личном примере показал ценности, которые главенствуют в стране. Глава государства пригласил к себе в кабинет известного детского хирурга Леонида Рошаля и свою школьную учительницу Веру Гуревич. И почитание пожилых, и традиционные ценности, и народосбережение - всё в этом есть.

Сергей Михеев: Мне тоже это очень понравилось, потому что уважение к старшим, иерархия - это и есть традиционное общество, которое в разумном виде перенимает опыт старших поколений и передает младшим.