Великолепный британский триллер, рассказывающий страшную историю слепой девушки. Мир жесток и когда ты его видишь, но если ты всё время находишься во мраке, что уже само по себе жутко, то его безумие и жестокость особенно чудовищны. И хотя сам режиссёр Ричард Флейшер назвал фильм "чистым развлечением", созданным "для того, чтобы напугать публику до чёртиков", но в итоге получась не какая-то глупая страшилка, а добротный и динамичный триллер, который заставляет искренне переживать за главную героиню.
Миа Фэрроу сыграла слепую девушку очень натурально. Я уже писал в статье про фильм "Дождись темноты" (1967) как "оскароносная" бездарная актриса Одри Хепбёрн безобразно исполнила подобную роль. Здесь же совсем другой уровень. Фэрроу посетила больницу для слепых, прежде чем начать работу. Во время съёмок она также использовала специальные контактные линзы, помогающие передать слепоту. Это был первый фильм Фэрроу с момента рождения её близнецов в феврале.
Следует также отметить отличную работу оператора Джерри Фишера. Во много это его заслуга. А если добавить замечательное музыкальное сопровождение Андре Превина (на тот момент мужа исполнительницы главной роли Миа Фэрроу) и Эрни Бернштейна, то в итоге мы получили очень хорошее кино - классику жанра. Всё-таки раньше умели снимать кино в отличие от "киношников" XXI века.
В США, к слову, фильм вышел под их многоразовым названием "Не вижу зла" и не имел большого успеха. Как мы уже не раз разбирали, американцы вообще весьма странная публика и способна воспринимать только примитивное кино.
Сара (Миа Фэрроу) ослепла в результате падения с лошади и после долгого лечения и отсутствия, посещает дом своего дяди Джорджа Рекстона (Робин Бейли). Её радушно встречают тётя Бетти (Дороти Элисон) и кузина Сэнди (Дайэн Грейсон). По дороге домой произошёл небольшой конфликт: какой-то болван встал перед их автомобилем, не давая проехать. Но вскоре всё разрешилось и они благополучно добрались до дома. Тут не совсем понятно, что случилось с родителями Сары, но ещё более непонятно как дядя живёт в таком огромном доме с такой огромной территорией, при отсутствии конюха, дворецкого и даже обычной кухарки. Да и вообще на что живёт и чем занимается. Но это просто отступление - странное ощущение вначале создаётся, когда во всей этой пустоте живут лишь трое человек и иногда забредает садовник.
Сара потихоньку старается привыкнуть к своей новой жизни. К жизни во мраке. Здесь по соседству живёт её парень Стив (Норман Эшли), владеющий своей конюшней. Она отправляется с ним на свидание, когда в дом Рекстоном приходит тот самый болван, преградивший им вчера путь... Когда Сара возвращается ещё днём и проводит ночь в доме, она даже не подозревает, что трупы трёх членов её семьи разбросаны по разным комнатам... Она спокойно будет спать, хотя на соседней кровати будет лежать мёртвое тело Сэнди... Она проснётся и решит, что Рекстоны поздно вернулись домой и ещё не встали, а потому она тихонько нальёт себе чаю и отправится на новое свидание со Стивом - прогулку на лошадях. Но вот она вернулась...
Сара в конце концов обнаруживает тела. Она в ужасе, когда натыкается на садовника Баркера (Брайан Роулинсон), который выжил после выстрела, и сообщает Саре о том, что произошло. Он также говорит Саре, что убийца вернётся, чтобы забрать браслет, который он уронил, и указывает ей, где его найти, прежде чем скончаться. Сара обнаруживает пальцами, что на браслете выгравировано какое-то имя, которое, как она правильно предполагает, принадлежит убийце.
Маньяк вскоре действительно возвращается, чтобы найти потерянный браслет. Его лицо будет показано зрителям только в последней сцене фильма, в остальном он показан только ниже колен, в джинсах и смешных ковбойских сапогах со звёздами - предмете его гордости, судя по всему. Убийца обнаруживает Сару, которой удаётся сбежать верхом в лес, где она падает с лошади, ударившись о ветку и натыкается на табор цыган.
Когда Сара показывает им браслет, они видят имя на нём "Джеко". Это почему-то приводит Тома (Майкл Элфик), главу семьи, к выводу, что его брат Джек (Барри Хьютон), должно быть, убийца, поскольку он встречался с одной девушкой из поместья. Это действительно была дурочка Сэнди. Пытаясь спасти Джека, Том делает вид, что отвозит Сару в полицию, но вместо этого запирает её в уединённом сарае. Затем его план состоит в том, чтобы собрать семью и бежать из этого района. Это даже хуже чем убить! Бросить слепую в грязи, в закрытом сарае. Честно говоря, я бы потом весь этот табор спалит дотла. Уж Тома-то точно уничтожил.
Саре удаётся кое-как выбраться из сарая и она долго будет бродить по жуткой свалке и заброшенному карьеру, прежде чем её найдёт Стив. Лошадь, с которой упала Сара, прискакала "домой", к Стиву. Он понял что случилось что-то плохое и отправился в дом Рекстонов. Тогда и были найдены их трупы.
Сара рассказывает ему всё, что знает. И про браслет, и про цыган тоже. Стив и его люди оставляют Сару у него дома, чтобы она восстановила силы, и начинают поиски убийцы, который, как они предполагают, цыган. Они находят Тома и Джека, но испугавшийся до ужаса Джек объясняет, что его брат лишь подозревал его в том, что он убийца, из-за имени на браслете. Однако Джек настаивает, что он не имеет к этому никакого отношения. Они снова смотрят на браслет и видят, что на нем на самом деле имя "Джеко", а не "Джек".
Стив, узнав настоящее имя убийцы, понимает что это один из его работников на конюшне, которого он как раз оставил присматривать за Сарой... Он спешит прочь со своими людьми. Убийца, всё ещё ищущий свой потерянный браслет, украдкой роется в карманах одежды Сары, оставленной рядом с ванной, пока она её принимает. Когда девушка тянется за полотенцем, то касается его руки. Оба на мгновение поражены, затем Джеко пытается утопить Сару в ванне. В последний момент, когда кажется, что ему это удалось, вбегает Стив как раз вовремя, чтобы спасти Сару.
Смотрится очень увлекательно. Лично мне этот фильм нравится. Это не какая-то страшилка или кровавый слэшер. Тут вообще не будет сцен убийств, но оттого не будет менее интересно.
Съёмки проходили в Беркшире, Англия, с преимущественно британским актёрским составом, начиная с октября 1970 года. Всё было снято в доме, показанном в фильме, и вокруг него. Студийной работы не было.