ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫМ ЛЮДЯМ ТАК ТРУДНО УЧИТЬ РОДНОЙ ЯЗЫК
Выучить родной язык, правильнее сказать, овладеть умением им пользоваться, традиционно представляется задачей не осуществимой для тех, кому "не дано" природой. Если математику можно зубрить, осваивая формулы и типы задач, если теоремы поддаются логическому восприятию и памяти, то для русского языка нужно "что-то ещё", не связанное с количеством затраченных усилий. Правильно ли это?
Итак, наболевшая тема. Изучение родного языка как задача из самых непосильных и вызывающих раздражение. Ибо если родной язык даётся легко, зачем его учить – мы ведь итак знаем! Если же язык освоить можно только с трудом, зачем учить то, что освоить невозможно. В последнем случае любимое объяснение звучит так: ” У меня врождённая неграмотность!” “У моего сына генетическая непредрасположенность к русскому языку”, – с полной серьёзностью заявила мне уверенная в правильности своего мнения мама старшеклассника. В 90-е годы – я сама была тому свидетелем – жертвы вновь открытой врождённой особенности пытались в индивидуальном порядке добиться отмены экзамена по русскому языку при поступлении в вуз. К счастью, эти попытки успеха не имели даже на фоне безумного реформирования во всех сферах. Однако народное представление о праве не учить родной язык и не читать “никому не нужную классику” никогда, видимо, не перестанет быть мечтой радикально настроенных учащихся и их родителей.
И всё-таки: можно ли выучить русский язык, если к этому отсутствует “предрасположенность”? Сразу возникает потребность выяснить, что же такое эта самая предрасположенность и откуда берётся нечто альтернативное – “врождённая неграмотнось”.
Предрасположенность к усвоению теоретического материала, особенно гуманитарных дисциплин, действительно существует. Но зависит это качество не только от природных физиологических данных, здоровой ЦНС и нормального мышления. Кроме здоровой физиологии, существует ещё процесс развития полученных от природы способностей. Один из секретов в том, что язык является формой существования сознания, мышление человека реализуется в форме определения и называния понятий. Поэтому развитие интеллекта и личности каждого из нас невозможно без своевременного развития речи. На практике это значит, что уже до пяти лет ребёнок должен усвоить не только достаточное количество слов, но и определять их связь между собой интуитивно, на основе опыта пользования языком. Именно это и есть основа тех трудностей, которые иногда любят выдавать за непреодолимые, – неуловимая интуитивная составляющая.
Хорошее лингвистическое мышление предполагает точное и безошибочное определение значения слова, то есть родства корневых морфем даже в словах, которые были однокоренными только исторически. Например, родства между словами "поворот", "ворота", "превращение", "превратный"; "город", "огород","ограда", "преграда"; "укрощать" и "кроткий"; "предатель" и "передать". Необходимо безошибочно чувствовать все оттенки смысла, которые придают корню аффиксы: приставки и суффиксы. Тогда не возникнет никаких сложностей с написанием слов "приступить" к работе, взять "приступом", "неприступный" и "преступник", "преступить". Языковое мышление является результатом "лингвистической гимнастики" – достаточным опытом пользования языком в речи. Когда ко мне обращается старшеклассник, не знающий, что такое "оккупация", "баллотироваться", "суррогатный", как соотносятся по смыслу слова"коммуна", "коммунальный", "коммунистический" , причины пресловутой непредрасположенности к усвоению языка налицо. Это значит, что база хорошей успеваемости по родному языку предполагает, во-первых, знание достаточного количества слов, во-вторых, достаточный опыт "говорения", использования языка. Закладываются эти основы в раннем детстве, и начинать следует буквально с пелёнок: ребёнок должен разговаривать, рассказывать как можно больше, слушать чтение и читать сам.
Но есть и третье условие – уровень общения. Ориентировать маленького человека на телевизионную эстрадную клоунаду, ширпотреб ИНЕТа, телесериалы про "крутых" с соответствующим жаргоном означает совершать преступление против личности ребёнка. Развитая речь существует для сложного мышления и враждебна примитиву. Именно поэтому раннее знакомство детей с классической литературой, которую создавали образованные и талантливые люди, необходимо. Родители, убеждённые, что в средних классах читать роман "Тарас Бульба" рано и вредно, что сказки Андерсена должны преподноситься детям в адаптированном виде, а читать Толстого и Достоевского в школьные годы не нужно, закладывают основы невежества и лишают ребёнка возможности мыслить полноценно. Представьте себе, что ребёнок с раннего детства должен общаться с умственно отсталым наставником, не выходя за пределы этого взаимодействия. Как это скажется на развитии мышления и речи, объяснять не стоит.
Есть ли выход для тех, кто испытывает сложности в усвоении русского языка и не может определить причину? Да, сейчас существуют методики, учебники, тесты для логического определения упущенных в своё время возможностей и пути преодоления неудач. Более того, серьёзное изучение предмета по таким методикам совершенствует мышление и повышает уровень культуры учащихся.