Найти тему

Третий Рим: как Русь стала царством?

"Москва - Третий Рим" – не просто красивая фраза!

В течение многих лет теория "Москва - Третий Рим" привлекала и продолжает привлекать внимание у историков, философов и обычных граждан. Россияне, будучи знакомы с этой фразой, задумывались о ее значении и влиянии на формирование российской идентичности. В этой статье я докажу, почему "Москва - третий Рим" – не просто философское утверждение прошедших лет, а настоящая историческая эпоха, за период которой три московских государя безвозвратно изменили вектор развития нашего государства и установили его на сотни лет вперёд.

На Руси в разное время господствовали разные идеи собственной государственности – до Владимира I (в языческих княжествах) это было простое желание выжить в агрессивном окружающем мире кочевников Востока и новообразующихся королевств Запада, при Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом главенствовала идея о необходимости единства множества русских княжеств (которая просуществовала не так уж и долго, вплоть до смерти самого Мстислава), затем, в период феодальной раздробленности и политической независимости русских княжеств, у князей, правителей своих собственных мини-государств, главенствовала идея о независимой светской власти и желании сохранить за собой как можно больше экономических преимуществ перед другими княжествами.

После сбрасывания с себя ордынской зависимости, перед Иваном III и его союзниками стояла цель – грамотно выстроить процесс присоединения некогда независимых государств под началом невероятно быстро набирающей обороты Москвы. Одним из инструментов, поспособствовавших процессу объединения русских земель, являлась идея о «Третьем царстве» – Москве, которая должна была стать третьей известной на тот момент крупной империей. Получилось ли у русских государей оправдать возложенную на них «ношу» третьего царства? Узнаем в этой статье:

С чего всё началось? Иван III:

То, что среди всех русских княжеств именно Москва станет центром объединения раздробленных земель, было ясно ещё при Иване Калите, далёком предке Ивана III, ведь именно он начал этот процесс, выкупая или захватывая мелкие княжества и включая их в свою гегемонию. Фактической отправной точкой этого процесса стало подавление антиордынского восстания в Твери в 1327, которое отбросило политическое развитие Тверского княжества на годы назад.

Чуть более чем через сто лет назад, Русское государство уже под начальством Ивана III освобождается от ордынской зависимости и перед московским князем, уже по-настоящему независимым, появилась куча путей, по которым можно было повести только-только зарождавшееся независимое государство, и один из этих путей – вернуть территории, бывшие некогда частью одного государственного образования – Киево-Новгородской Руси.

Памятник Ивану III в Калуге
Памятник Ивану III в Калуге

За два года до стояния на р. Угре (1480), переломного момента в процессе освобождения от монгольского ига, в 1478 г. Московское княжество под начальством Ивана III уже присоединило к своим территориям некогда независимую Новгородскую землю, ранее управлявшуюся народным вече. После освобождения от ига, в 1485 г. к Москве была присоединена Тверь, старый соперник Москвы в борьбе за звание «центра» Руси. Политическая почва для построения «имперскости» уже появилась – некогда независимые, главные экономические и политические противники Москвы были поглощены.

Далее последовало правовое закрепление центральной власти в Москве – создание Судебника (1497), единого нормативно-правового акта, распространявшегося на все территории уже единого Русского государства, заложил правовую основу единоначалия Московского князя, превратив его в настоящего автократа своей земли.

Результатом правления Ивана III стало полное освобождение Руси от зависимости орде и становление русской земли на пусть самостоятельного государства, за что он и получил прозвище «Великий». Но после его смерти в 1505 году централизованная автократия вновь сошла на нет, уступив место боярскому феодализму «по старинке».

Василий III. Иосифляне и Нестяжатели:

Внешняя политика второго сына и наследника Ивана Великого, Василия III в общем смысле повторяла действия его отца и основывалась на расширении Русского государства за счёт присоединения к Москве всё больше новых ранее независимых княжеств: Рязани и двух древних республик – Пскова и Смоленска.

Несмотря на то, что территориальные присоединения в значительной степени повлияли на политический статус нашей страны и в целом внесли большой вклад в развитие новой русской государственности, в первую очередь Василий III запомнился как активный участник внутрицерковных распрей.

Василий III на французской гравюре
Василий III на французской гравюре

В конце XVI – начале XVII вв. в Русском государстве шёл активный богословский спор о роли православной веры в стране: враждовали две «партии» философов и священников – Иосифлян и Нестяжателей. Первые (произв. от имени Иосифа Волоцкого – основателя философского течения) считали, что церковь, в условиях новообретённой свободы русской земли, должна повысить значимость землевладения и увеличить подконтрольные монастырям территории по примеру светского процесса феодализации, а также утверждали, что власть главы церкви всегда должна стоять выше княжеской, который, в свою очередь, должен исполнять роль соправителя. Нестяжатели (произв. от слов «не стяжать» - не собирать), противопоставляя свои идеи Иосифлянам, выступали против церковного землевладения, желая княжеской власти лишь усиления и обогащения.

Основатели двух богословский течений - Нил Сорский и Иосиф Волоцкий
Основатели двух богословский течений - Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

Василий III, в отличие от своего отца, решил активно участвовать в этом бурном церковном споре, приняв радикально «проиосифлянскую» политику. Сделано это было потому, что первая жена Василия, Соломония Сабурова, согласно историческим источникам, была бездетна и не родила от мужа ни одного ребёнка. Находясь уже в преклонных годах, Василий начал беспокоиться о будущем наследнике престола, ведь он очень хотел видеть наследником именно своего сына. Было принято решение разводиться с первой женой, но церковь яро противостояла этому решению – ведь на Руси это было беспрецедентной практикой и пойти на такой радикальный шаг священство пойти не могло.

На стороне «семейного конфликта» Василия III как раз и выступили Иосифляне, которые, в ответ на взаимную поддержку в богословском споре готовы были реализовать инициативу развода Московского князя.

Оба спора были решены. Иосифляне при поддержке Московского князя одержали победу над Нестяжателями, большинство из которых были сосланы в монастыри по уголкам страны, а остальные казнены. Победившие богословы, как и обещали, поддержали желание Василия развестись со своей «неплодовитой» женой, и князь добился развода.

Таким образом, уже к концу правления Василия III отношения власти и церкви уже были тесно сплетены, что подготовило почву для идеи о «Божественности» власти русского государя и о его богоприемственности.

Василий III. Филофей:

Формальное начало идеям о «Русском царстве» положил в своих богословских письмах монах Филофей, утверждая в них о преемственности Москвы Константинополю и Риму. Что интересно, Филофей был ярым сподвижником Иосифлян и в своих письмах активно придерживался их взглядов, говоря о споре с Нестяжателями.

Если Москва – это третий Рим, то где второй и первый?

Согласно идеям Филофея, Москва по праву преемства являлась последней обителью православия, то есть право быть центром «истинного христианского учения» переходило от павшего под нашествием турок-Османов Константинополя к Москве – так пал второй Рим. Первый Рим пал в результате Великой Схизмы 1054 (раскол христианской церкви на Католическую и Православную), приняв «неверную», по мнению монаха, веру – Западный обряд.

Политическая карта раздробленной Европы к концу XVI в.
Политическая карта раздробленной Европы к концу XVI в.

Исходя из этой мысли, Филофей сделал вывод о том, что последнее «царство» (происх. от лат. слова «caesar» – император, т.е. империя) теперь формируется вокруг Москвы, которая, в свою очередь уже не падёт никогда – «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быть».

Этой идее отлично сопутствовало происхождение русского государя – он был внуком наследника Константинопольского престола, а его мать, Софья Палеолог, племянницей Византийского императора.

Помимо происхождения, Софья привезла на Русь и новый государственный герб, который был утверждён Иваном III как всероссийский: известный всем россиянам Двуглавый орёл – это фамильный герб рода Палеологов – последней династии византийских императоров.

Признавая идею московской правопреемственности от Константинополя, Василий III до конца своего правления всё равно не принял титул царя, так активно ему присваиваемый различными русскими богословами того времени. Он ушёл в мир иной в 1533 году, оставив своё государство и право царствования малолетнему сыну Ивану, в будущем «Грозному».

В результате правления Василия III окончательно была сформулирована теория о благоверности и правомочии царя в русском государстве, а также формализовалась идея о «Третьем царстве», в прошлом продвигаемая лишь в узких кругах философов Руси после падения Византийской империи. Церковь и правящая династия Рюриковичей достигли пика своей близости благодаря взаимной поддержке князя и Иосифлян в условиях идеологического и семейного кризисов. Такой близости, которая в конечном итоге приведёт к культурному расцвету Русского «уже царства» при Иване IV.

Иван IV Грозный. Венчание:

Когда мы говорим об Иване Грозном, скорее всего первое, что приходит на ум это казни. Страшные боярские погромы, опричники в чёрном, Малюта Скуратов и прочие зверства его второй половины правления. Но вообще-то это было так не всегда. Даже более того, это происходило в гораздо меньший период, чем его «здравое» правление.

Становление Ивана Грозного из экранизации С. Эйзенштейна
Становление Ивана Грозного из экранизации С. Эйзенштейна

Конечно, помимо опричнины, мы можем вспомнить включение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, говоря о внешней политике. А говоря о политике внутренней, то это отличные, позитивно сказавшиеся реформы Избранной Рады, результатом которых стало сработавшее на практике ослабление позиций родовитого боярства и первая попытка в известной нам русской истории «поднять» людей за их заслуги, а не за их происхождение. Но это происходило уже в период взрослого Ивана Васильевича, а что же было до этого? С чего всё началось? И как правление первого в России царя повлияло на теории «Москва – третий Рим»?

Полноправную и независимую власть Иван обрёл со своего 17-летия. В 1547 году митрополит Макарий организовал венчание Московского князя, переняв традиции от византийских императоров.

Венчание на царство стало не только важной вехой в развитии идеи о «Третьем царстве», но и необходимым политическим шагом: Дело в том, что в период малолетства Ивана Васильевича (1533-1547) воспитанием и регентством несовершеннолетнего князя занимался узкий круг родовитых бояр во главе с Шуйскими. В период боярского руководства страной идея и благоверном и богоприемственном царе была забыта среди обычного населения и более того, не вспоминалась даже при взрослении князя. К совершеннолетию царя и вступлению его в права государя, московским митрополитом Макарием было принято решение провести первый в Русском государстве обряд венчания на царство, чтобы возродить и заставить играть новыми красками теорию «Третьего царства». Теперь Иван должен был стать русским царём, преемником Римских и Византийских императоров.

Венчания Ивана IV на царство
Венчания Ивана IV на царство

Обряд венчания был продуман очень тщательно: грамотно выбраны регалии будущему царю, на манер византийских, а шапка Мономаха – легендарный венец, якобы подаренный Киевскому князю Владимиру Мономаху от его деда, Византийского императора, только сильнее закрепило за молодым Московским князем его преемство от павшей православной державы.

Венчание на царство стало пиком главенства теории «Москва – третий Рим». Этим обрядом были претворены в жизнь идеи монаха Филофея о полной преемственности Русского государства от Византии. Теперь Иван Васильевич – царь, помазанный так, как когда-то на венчание были помазаны Византийские императоры за сотни лет до него.

Иван IV. Продолжение «имперской» политики своих предков:

Продолжая достижения своих отца и деда, Иван Васильевич, как настоящий император, провёл активную политику по присоединению к своему государству колоссального количества территорий. Это и Казанское ханство (1552), и Астраханское ханство (1556), и Сибирское ханство (1582).

А. Кившенко "Взятие Казани"
А. Кившенко "Взятие Казани"

Если говорить в общем, то Иван IV отлично повторил и даже переплюнул успех своих предков, присоединив к Русскому государству такие земли, которые даже не могли представить себе в качестве подчинённых.

По централизации государства Иван Васильевич был очень схож со своим дедом Иваном III. В 1550 г. царь издаёт новый Судебник, повторяющий все предыдущие пункты старого правового акта, но дополняющий его новыми, актуальными для того времени статьями, преимущественно регулирующие отношения крестьян и помещиков.

Говоря об усилении царской власти, нельзя не упомянуть и то, что стало первопричиной редакции Судебника – Земский собор.

Власть нового царя была крайне шаткой в условиях усиления боярской власти периода малолетства Ивана, и власть русского монарха граничила со статусом ограниченной, где бояре имели практически полноправную власть в своём владении и обязываясь только платить налог. Осознавая это, молодой царь вместе со своим наставником митрополитом Макарием созывают первый в истории Земский собор, на котором присутствуют представители всех свободных сословий Российского государства. Благодаря этому органу (если быть точнее – его членов), царю ещё не раз удастся продвинуть свои законотворческие инициативы, направленные, в общей сути, против боярского феодального ополчения.

Вся политика Ивана IV строилась преимущественно на централизации и автократизации государства, чему активно способствовала уже крепко тогда устоявшаяся теория «Москва – третий Рим». По итогам присоединения Казани к России, уже ни у кого не было сомнения в том, что государь – кто-либо иной, кроме преемника Бога на земле.

С. Иванов "Приказная изба"
С. Иванов "Приказная изба"

Как царь «разрушил» Третий Рим:

Без сомнения, Иван IV принял невероятное количество грандиозных исторических решений, которые навсегда останутся за ним. Присоединение новых территорий, централизация государства, смещение власти боярства – это всё заслуги Русского царя и эти факты были ярким подтверждением божественного статуса власти государя. Но царь всё ещё оставался человеком и у него проявились свои человеческие проблемы.

1 марта 1553 году Иван Васильевич тяжело заболел и уже 11 марта находился при смерти. Его состояние было ясно уже всем при дворе – среди бояр началась смута, которая породила множество претендентов на престол, в обход прямого наследника государя, царевича Дмитрия Ивановича. Правитель был сильно болен, но всё же ещё сохранял рассудок, чтобы осознать – его положение как правителя было непрочно. Но мор обошёл государя стороной и спустя скорое время он уже полностью выздоровел и вновь обрёл былую энергию, которая, впрочем, была направлена уже совсем не на прогрессивные политические реформы.

М. Клодт "Иван Грозный и тени его жертв"
М. Клодт "Иван Грозный и тени его жертв"

После чудесного выздоровления, Иван Васильевич принял решение вместе со своей женой Анастасией Романовой и сыном Дмитрием отправиться на богослужение в Кирилло-Белозерский монастырь. Находясь на реке Сора, царская ладья попала под волну, перевернулась, и царевич был уронен своей кормилицей. Взрослым удалось спастись, но к тому времени, как они добрались до ребёнка, Дмитрий уже утонул. Этот роковой момент стал вторым ударом по душевному состоянию царя.

Третий удар пришёлся со смертью царицы Анастасии, жены Ивана, которая умерла в 1560 г. спустя всего 7 лет после смерти Дмитрия. Причины её смерти приводят множество: от отравления правящей верхушкой (Избранной Радой - Сильвестром и Адашевым) до несчастно пришедшей болезни. В 2000 году в результате спектрального анализа сохранившейся косы, было выяснено, что царицу всё же отравили – в ней была обнаружена несовместимая с жизнью концентрация ртути, мышьяка и свинца.

Три горя подряд как проклятия напали на Ивана IV, и здесь он уже не мог не заметить явный характер желания смерти его близких, как чью-то злую волю. По мнению царя, эту «злую волю» исполняли именно бояре, до конца так и не признавших богоприемственность русского государя и продолжая видеть его лишь в качестве светского правителя.

Опричнина. Попытка вернуть целостность Третьего Рима:

В 1565 году Иван Васильевич установил на территории Русского царства режим опричнины, по условиям которого, территория государства делилась на Земщину, управляемую «земскими» боярами, и Опричнину, подконтрольную лично царю.

Опричнина времён Ивана Грозного
Опричнина времён Ивана Грозного

Опричнина по сути своей явилась жёстким ответом на все козни боярского ополчения, что (как казалось царю) строили «неверные умы» Русского государства и продлилась периодом в 7 лет. Столько же, сколько прошло с момента заболевания Ивана (1553) и до смерти его жены Анастасии (1560).

Об Опричнине слышал, хоть немного, но каждый. Она известна своими жестокими погромами, несправедливыми грабежами населения и, в апогее своём, массовом разорении Новгорода (1570), а также популярным в широкой среде и не раз воспроизведённым в памятниках культуры убийством митрополита Филиппа Малютой Скуратовым.

Все зверства, творимые с попечительства Ивана Грозного, нельзя оправдать благими целями ради определённой цели или миссии царя. Период Опричнины вошёл в нашу историю как мрачный период казней и погромов, которые были направлены даже на представителей духовенства. Всё это не просто не придавало царю богуприятный вид, но, наоборот, превращало его в настоящее олицетворение зла, своего рода антихриста, противника даже церкви.

По окончанию Опричнины Русское государство находилось в состоянии порухи. В стране был голод, спровоцированный ещё и продолжавшейся в тот момент затяжной Ливонской войны. Попытка царя Ивана IV вернуть престолу прежний божественный облик окончилась повальной неудачей, а идея о «Третьем христианском царстве» потеряла свою священную сущность, оставив от себя лишь титул «Царь», который просто определял порядок венчания и права управления государством.

П. Рыженко "Царёво молчание"
П. Рыженко "Царёво молчание"

Падение Третьего Рима:

Теория "Москва - третий Рим" представляет собой интересное и многозначительное историческое утверждение, которое отражает стремление России к преемственности и продолжению идеалов Рима и Византии. Важно отметить, что Москва, как преемница этих великих империй, смогла сохранить свою самобытность и культурное наследие на протяжении веков.

Однако, несмотря на все свои триумфы и достижения, Москва также столкнулась с темными периодами в своей истории. Под руководством Ивана Грозного она пережила эпоху Опричнины, которая принесла жестокость, террор и разрушение. Иван Грозный, стремившийся к централизации власти и уничтожению оппозиции, оставил свой след на истории Москвы.

Таким образом, теория "Москва - третий Рим" являлась уникальным феноменом, который отражал сложную историю Российской государственности в период с обретения независимости (1480) до смерти первого царя (1584), унёсшего вместе с собой не только огромную историческую эпоху России, но и саму концепцию преемственности Третьего божьего царства на земле.

-13

Несмотря на внешние конфликты и внутренние разрушительные испытания, Московское государство смогло выжить и развиться благодаря «государям Третьего Рима» - Ивану III, Василию III и Ивану IV.

Действительно, теория "Москва - Третий Рим" не просто фраза или абстрактная теория, а скорее исторический концепт, который играл значительную роль в формировании русской идентичности. Этот концепт оказал значительное влияние на развитие Российского государства, укрепление авторитета царской власти и формирование идеи о России как православной державы. Именно через призму теории "Москва - Третий Рим" можно понять многие аспекты истории и культуры России, а также ее стремление к утверждению себя как великой державы.

Таким образом, концепция "Москва - Третий Рим" не только символизирует историческое наследие, но и оказывает влияние на формирование самосознания русского народа и его представлений о своей роли в мировой истории.