Найти тему
Гид Сама Себе Настя

Первый тучерез Москвы

Тучерезами на рубеже XIX-XX веков называли небоскрёбы. В речи слово просуществовало недолго, не прижилось, зато здание, которое вошло в историю Москвы как первый высотный жилой дом, до сих пор стоит в переулках Тверской улицы. Давайте обсудим его историю, вместе побываем внутри и посмотрим, какие виды открываются с его крыши!

Читайте - Наслаждайтесь - Просвещайтесь!

1939 год, из открытых источников интернета
1939 год, из открытых источников интернета

Чтобы оценить, насколько наши сегодняшние реалии отличаются от тех, что были чуть больше 100 лет назад, обозначим сразу высоту этого небоскрёба - 9 этажей (плюс 10-ый - это небольшая надстройка). Сейчас его не видно с Тверской улицы, но чему удивлялись прохожие, становится понятно по старым фотографиям.

1924 год, из открытых источников интернета
1924 год, из открытых источников интернета

И эти масштабы именно жилого здания для того времени впечатляли любого москвича. А впечатлить их взялся архитектор Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее. Его стараниями в 1912-1913 году в Большом Гнездниковском переулке (№10) вырос доходный дом. В переулке ему сегодня настолько тесно, что сделать хорошие фотографии фасада и его декоративных элементов практически невозможно.

В шутку здание называли "домом холостяков", причина тому в том числе внутренняя планировка: квартиры выстроены в коридорную систему, все небольшие (~28-47 кв.м.), но с высокими потолками. Кухни в них нет, зачем она, если человек без семьи и в ресторане может поесть? Подъезда всего два, которые соединены между собой, поэтому входи/выходи в любой.

Дом и сегодня жилой. К сожалению, например, оригинальные двери на этажах встречаются редко. Есть ещё жители-ценители!

Оригинальная дверь дома Нирнзее
Оригинальная дверь дома Нирнзее

Просто так внутрь не попадёшь. Но у меня появилась возможность подняться в редакцию журнала "Вопросы литературы", которая находится на крыше дома Нирнзее, в той самой надстройке, считавшейся 10-ым этажом. По невероятно атмосферным комнатам нас провёл директор редакции, литературовед и журналист Игорь Дуардович.

Кабинет в редакции "Вопросы литературы"
Кабинет в редакции "Вопросы литературы"

До того, как крыша стала литературной, в ней был ресторан, куда любили заглядывать поэты и писатели Серебряного века:

Судя по рассказам москвоведов, большую часть тех лет зал на десятом этаже пустовал, пока в начале 1920-х годов здесь не появился ресторан «Крыша», которым ведал Моссельпром: «Нигде кроме как в Моссельпроме» - знаменитая фраза Маяковского, ставшая основным лозунгом треста. Крышу дома Нирнзее тогда уже успели окрестить «русским Нью-Йорком», но сочинители рекламы продолжали изощряться: «Единственное летом место отдыха, — писали они, — где в центре города предоставляется возможность дышать горным воздухом...» И здесь же были дешевая еда, оркестр с девяти вечера до двух ночи, подъем на лифтах, что само по себе было аттракционом (лифты еще были диковинкой), наконец, показывали первое кино. А еще здесь «находилась бильярдная комната, где иногда Сергей Есенин нехотя играл в американку».
Именно в это время в доме часто бывал Булгаков. <...> В доме случилась судьбоносная встреча писателя со своей третьей женой Еленой Шиловской, ставшей прототипом Маргариты.
Из статьи Игоря Дуардовича "Век литературы на одной крыше" в журнале "Юность", ноябрь 2022 год.
Крыша дома Нирнзее, 1920-е годы, из открытых источников интернета
Крыша дома Нирнзее, 1920-е годы, из открытых источников интернета

Кроме того сама крыша была приспособлена под отдых и лёгкое времяпрепровождение - со сквером, фонтаном, панорамным видом на ещё невысокую застройку Москвы. Пейзажи из кабинета сейчас:

Между отдельными частями крыши располагался мост, по которому можно было легко перейти на другую сторону. Более того, он был прозрачным! Не сохранился.

И конечно, это был дом со всеми возможными удобствами. Нам показали секретную комнату - бывшие туалеты, вход в которые был отдельным, с крыши. С видовым окошечком - есть о чём посидеть подумать:) Предполагается, что сам унитаз старый, начала XX века. Здесь же в туалетах на антресоли нашли разорванный портрет царя Николая II.

Виды из окон туалета:)

Кухонная история в итоге оказалась короткой, поскольку уже в середине 1930-х годов на последнем этаже прочно обосновалась литература. Не вполне ясно, правда, кто пользовался помещениями в самом начале десятилетия. <...> Как бы то ни было, а в 1934 году (по другим сведениям - в 1933) появилось издательство "Советский писатель". В начале - середине 1930-х - зал-столовую разгородили стенами-перегородками, дверями и встроенными шкафами, зашили в короба стальные колонны и замуровали часть балюстрады на антресоли, устроив там хранилище. С этого момента десятый этаж обрел свою современную планировку, и в таком виде он сохранился до наших дней <...> «Советский писатель» просуществовал в этих стенах сорок лет - до 1974 года. Какие только книги не выходили в одном из крупнейших издательств страны, и кто только не поднимался на десятый этаж: Твардовский, Пастернак, А. Толстой, Ахматова, Маршак, Солженицын, Ильф, Шолохов, Тарковский, Шкловский, Паустовский... Перечислять можно бесконечно.
Из статьи Игоря Дуардовича "Век литературы на одной крыше" в журнале "Юность", ноябрь 2022 год.

С 1975 года помещения заняла редакция "Вопросы литературы", которая продолжила традиции литературной жизни на крыше дома Нирнзее. Вы бы знали, какое глубокое уважение вызывает их бережное отношение к истории места! Отдельное спасибо стоит сказать директору Игорю Дуардовичу. Мебель 1920-1930-х годов, часть из которой оригинальная, доставшаяся в наследство от издательства "Советский писатель", есть даже пронумерованная. В шкафах собирается коллекция книг разных лет, выпущенных в этом доме. На аукционах продолжаются поиски документов.

-13

Здесь всё имеет значение - от отдельных предметов, до покрытия стен. На вторых сохраняется уникальное, дорогостоящее в начале XX века, моющееся рельефное покрытие - линкруст.

Второй кабинет.

-15

Здесь же висит старое объявление времён столовой Моссельпрома, где не может не вызвать улыбку фраза:

Единственное летом место отдыха, где в центре города предоставляется возможность дышать горным воздухом и наслаждаться широким открытым горизонтом - незабываемые виды на всю Москву с птичьего полёта.

На какой бы московской высотке сегодня подышать горным воздухом?:)

-16

А третий кабинет вы даже можете узнать...

Здесь снимали фильм "Курьер", пара кадров.

Из артефактов оригинальная бобина от киноплёнки "Курьера".

-19

Панорамная крыша дома Нирнзее не могла не привлечь внимание кинематографа. Часть сцен из "Служебного романа" тоже снимались здесь. Помните этот роскошный диалог:

-... Вот видите, превратила себя в старуху. А мне ведь только 36.

- Как 36?

- Да-да, я моложе вас, Анатолий Ефремович. А на сколько я выгляжу?

- ... Н-на 30... 5

-20

Редакция "Вопросы литературы" не заканчивается на трёх кабинетах. В длинном коридоре, выполняющем в том числе функцию выставок, не одна дверь, за которой бурлит насыщенная жизнь журнала.

Все это невозможно и невероятно - век литературы в одном месте прямо посреди Москвы. Кажется, что этот заповедник возник и существует подобно уголкам природы, которые обходит стихия, меняющийся климат и человек. Об этом мирке нужно знать. Этот мирок отважен, но очень хрупок. Погубить его может банальное равнодушие, непонимание и неверная расстановка приоритетов в культурной политике.
Из статьи Игоря Дуардовича "Век литературы на одной крыше" в журнале "Юность", ноябрь 2022 год.

Увлекательную экскурсию по редакции журнала нам провёл её директор, литературовед и журналист Игорь Дуардович

С фотоматериалом мне помогала фотограф Ксения Панфилова.

А я экскурсовод Мащенко Анастасия

Пишу о Москве и истории, выкладываю расписание экскурсий и интересные посты в своих соц. сетях и на сайте:

Телеграм - https://t.me/sama_sebe_nastya

Группа ВКонтакте - https://vk.com/sama_sebe_nastya

Сайт - https://taplink.cc/sama_sebe_nastya

Дзен - https://dzen.ru/sama_sebe_nastya