Или МОНОЛИТ ДЮРЕРА.
Помните легендарную гравюру Альбрехта Дюрера "Меланхолия" 1514 года?
Каждая деталь на ней многократно и со вкусом обсосана толпами знатоков живописи, мастеров контекста, чемпионов по поиску скрытых смыслов - пила, рубанок, гвозди, шар, собака, магический квадрат, колокольчик, весы, песочные часы, ангел, ангелок...
Но, что интересно, геометрическое тело слева, над животным, выглядит довольно необычно. То есть это вроде бы поставленный на угол куб, у которого срезали верхнюю и нижнюю части. А вроде бы и нет.
Математики, падкие до изобразительных искусств, окрестили это тело МНОГОГРАННИКОМ ДЮРЕРА. И всерьёз спорят, что же это всё-таки больше - усечённый куб или усечённый ромбоэдр. А по мнению некоторых, это и вовсе проекция трёхмерное пространство четырёхмерного гиперкуба, повёрнутого на 45° относительно всех осей координат.
Короче, когда коту нечего делать, математики развлекаются поиском тайных смыслов в картинах гениев.
А ведь если присмотреться, на одной из граней этого геометрического тела можно угадать черты лица... То ли автор именно так всё и задумал, то ли это коллективное бессознательное дурит.
Что бы там ни было, и что бы оно ни означало, а МОНОЛИТ ДЮРЕРА сегодня стоит в виде отдельного монумента в Нюрнберге, перед музеем Tucherschloss. И привлекает внимание многих тысяч туристов, которые любят фотографировать и его отдельно, и себя на его фоне, и его на своём фоне.
Альбрехт Дюрер (21 мая 1471 - 6 апреля 1528) - немецкий художник, гравёр, теоретик искусства среди североевропейских художников, основоположник сравнительной антропометрии, теоретик в области фортификации.
Родился в Нюрнберге, земля Бавария, в семье ювелира. Посещал латинскую школу, затем начал помогать отцу. А когда заинтересовался изобразительным искусством, папа отдал его в обучение художнику Михаэлю Вольгемуту. Тот научил мальчика не только рисованию, но и искусству гравировки по дереву.
В возрасте 19 лет Альбрехт отправился в странствия по Европе, чтобы набраться опыта у других мастеров. Он объездил немало городов Германии, Швейцарии, Нидерландов, научился гравировать по меди, освоил азы книгопечатания.
А когда вернулся домой, то сразу же женился. Но потом снова уехал, на этот раз в Италию. Возможно, потому, что с женой у него не сложилось, и даже детей у них не было.
Тем не менее, в 1495 году Дюрер открыл в Нюрнберге собственную мастерскую и начал создавать отличные гравюры и писать картины. Он делал иллюстрации к популярным в те времена книгам, в том числе, украшал ими труды Лукиана, Фукидида, Теофраста, Аристофана, Аристотеля и пр. Потом принялся за библейские темы.
Неизвестно, почему, но в 1505 году Дюрер снова уехал в Италию. Одна из лучших его работ, созданных в этот период - картина «Праздник венков из роз». После этого даже те художники, которые считали его лишь успешным гравёром, признали в нём настоящего живописца.
Помимо этого он написал там больше количество других выдающихся полотен. Но потом всё-таки был вынужден опять вернуться на родину, где его избрали названным членом Большого совета Нюрнберга. Благосостояние мастера значительно улучшилось, и в 1509 году купил дом в Циссельгассе, где сегодня располагается его музей.
Большинство картин он создавал под заказ, причём заказчики хоть и платили большие деньги, были недовольные, если художник, по их мнению, работал медленно и долго. А порой даже пытались взыскать с него неустойку. Так, когда Дюрер писал "Вознесение Марии" для франкфуртского купца Геллера, тому не понравилось, что дело движется не так быстро. И хотя сама работа заказчику понравилась, денег он за неё дал столь мало, что едва хватило покрыть стоимость затраченных материалов. По крайней мере, сам Дюрер именно так и описал ситуацию в своих мемуарах.
Для императора Священной Римской империи Максимилиана I Дюрер создал иллюстрированную «Книгу фехтования», где с полным знанием дела, ибо сам неплохо владел мечом, изложил множество приёмов борьбы.
После этого император проникся к нему особым уважением и в дальнейшем покровительствовал художнику во всём. А потом назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год, из сумм, вносимых городом Нюрнбергом в императорскую казну.
Во времена реформации Дюрер, по словам друзей, испытывал симпатии к Мартину Лютеру, более того, он даже разделял взгляды иконоборцев, выступавших против обожествления «чудотворных» изображений. Но не до такой степени, чтобы призывать удалить из церквей все изображения святых. Всё-таки, церковники ему за них хорошо платили.
После того как император Максимилиан умер, Дюрер лишился годовой пенсии, ибо нюрнбергский Совет отказался продолжать выплату без указаний нового властителя.
Поэтому он уехал в Нидерланды, где король Карл V подтвердил право Дюрера на пенсию в 100 гульденов в год. Путешествие в эту страну дало художники новые впечатления, которые от отразил в своих последних полотнах.
Однако там же, в стране вечной сырости и каналов, Дюрер заразился какой-то болезнью, возможно, COVID-19 малярией, от которой страдал до конца жизни.
Но ему повезло - он умер дома, на родине.
Я уже упоминал об этом человеке в статье СЕТКА АЛЬБЕРТИ. И говорил, что Дюрер очень внимательно изучал теорию перспективы. А ещё он плотно интересовался геометрией, создал теорию кривых. Одна из них так и называется - КОНХОИДА ДЮРЕРА.
А другая кривая, более известная как "золотая спираль" или "логарифмическая спираль", построена им же по принципу золотого сечения. И её во многих источниках называют СПИРАЛЬЮ ДЮРЕРА.
Кстати, тот самый магический квадрат с цифрами на упомянутой в самом начале гравюре составил тоже он. Художник сумел так расположить чи́сла от 1 до 16, что сумма 34 получается не только при их сложении по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении чисел из четырёх угловых клеток. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17.
Помимо прочего, художник создал изображения южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли, создал учебник живописи, «Руководство к измерению циркулем и линейкой», разработал ряд шрифтов.
И, как тонкий ценитель красоты во всех её проявлениях, он разработал каноны идеального строения женского и мужского тела.
Хотя я бы с ним поспорил...