"Дешёвая милость — смертельный враг нашей Церкви..." Из писем Дитриха Бонхёффера

Дитрих Бонхёффер (1906 - 1945)
Дитрих Бонхёффер (1906 - 1945)

Оправдание греха

Дешёвая милость — смертельный враг нашей Церкви. Это милость как бросовый товар, задёшево полученное прощение, утешение, таинство; милость как неистощимый церковный склад, откуда беспечно и расточительно идёт легкомысленная раздача; милость без цены, без стоимости.
Будто сущность милости состоит именно в том, что счета оплачены вперёд на все времена. А по оплаченному счёту всё можно получить задаром. Раз бесконечно велика уплаченная цена, то бесконечно велики и возможности пользования и мотовства. Да и что это за милость, если она не достаётся задёшево?
В такой Церкви мир получает дешёвое покрытие грехов, от которых не собирается избавляться. Поэтому дешёвая милость — это отрицание живого Слова Божьего, отрицание Его вочеловечения.
Дешёвая милость — это оправдание греха. Раз всё творит только милость, то пусть всё остаётся по-старому.

Собственные мнения

Не мы ли сами часто преграждаем путь слову Иисуса, слишком сильно привязываясь к некоторым формулам, к известному типу проповеди, который приспособлен к своему времени, месту, общественному устройству; проповедуя чересчур "догматически" и очень редко - "жизненно"; охотно повторяя одни места Писания и пропуская другие — не менее важные? Слишком часто проповедуя собственные мнения и убеждения и слишком редко — самого Иисуса Христа...

Не ставя вопросов и условий...

Разве крах организованной Церкви, которым мы сегодня расплачиваемся, — это не следствие слишком задёшево полученной милости? Провозвестие и таинства раздавались задаром, целый народ крестили, отпускали ему грехи, не ставя вопросов и условий, из человеколюбия давали святыню насмешникам и неверующим, изливали бесконечные потоки милости, но призыв к строгому хождению вслед Христу звучал всё реже.
Где опыт ранней Церкви, которая так тщательно охраняла границу между Церковью и миром, охраняла дорогую милость? Дешёвая милость оказалась очень немилосердна к нашей Евангелической Церкви. Разумеется, она оказалась немилосердна и к большинству из нас лично. Она не открыла, а закрыла нам путь к Христу.

Готовность к послушанию

За долгую историю нам, немцам, пришлось познать необходимость и силу послушания. Смысл и величие нашей жизни мы видели в подчинении всех личных желаний и мыслей данному нам заданию. Глаза наши были уставлены вверх, не в рабском страхе, но в свободном доверии, видевшем в выполнении задачи своё ремесло, а в ремесле — своё призвание.
Готовность следовать приказанию «свыше» скорее, чем собственному разумению, проистекает из частично оправданного недоверия к своему собственному сердцу. Кто отнимет у немца, что в послушании, при исполнении приказа, в своём ремесле он всегда показывал чудеса храбрости и самоотвержения.
Но за свою свободу немец держался для того, чтобы освободиться от собственной воли в служении целому. И просчитался: он не мог представить, что его готовность к подчинению, к самоотвержению при выполнении приказа смогут использовать во имя зла.