Найти в Дзене

"Тень войны: наследие и память"

Ибрагимов Эмиржан, 1910 года рождения. Фото 1940 г.
Ибрагимов Эмиржан, 1910 года рождения. Фото 1940 г.

В 1941 году, когда народ Советского Союза встал на защиту Родины от нашествия фашистской агрессии, многие мужчины со всех уголков страны откликнулись на призыв к борьбе за свободу и независимость. В каждом уголке России звучал призыв к сражению, и Южный Урал не стал исключением. В те тяжелые годы войны многие мужчины уже сражались на фронтах, защищая родную землю от вражеских войск. Но когда потребность в новых солдатах на фронте становилась все более острая, райисполкомы вынуждены были прибегнуть к решительным мерам. Между тем, мой, дед Эмиржан, был назначен на ответственную роль - собирать мужчин на войну. Ему было поручено довести их до железнодорожной станции в городе Бугульма, откуда они отправлялись на фронт. Верный своему долгу, Эмиржан прошел через множество деревень, каждый раз собирая новую группу мужчин, готовых идти на защиту Родины. Но задача оказалась непростой. Матери, жены и сестры этих мужчин плакали и молились за своих родных, проклиная тот день, когда война забрала их семьи. Сердца этих женщин были переполнены болезненным страхом и тревогой за судьбу своих близких. Каждый раз, когда Эмиржан появлялся в деревне, воздух наполнялся горькими слезами прощания и надеждой на скорое возвращение. Но война не знала пощады, и многие из этих мужчин, отправленных на фронт, не вернулись.

К концу войны деревни стали молчаливыми и опустевшими. Потери были слишком велики...

С весной 1945 года наступило и новое дыхание надежды. Деду сняли бронь, и он, наконец, мог уйти на фронт. Как же он был счастлив, представляя себя уже в строю, готовым защищать свою Родину! Ведь не мог он больше слушать те проклятия, которые летели в его адрес от сельских жителей, страдающих от утраты своих мужей, отцов и сыновей. Однако, судьба имела свои планы. Пока дед отправлялся на войну, по дороге к железнодорожной станции, раздался громкий голос, объявляющий, что война окончена. Великий праздник мира охватил страну, но в душе деда были смешаны чувства радости и разочарования. Он был рад, что война закончилась, и смерть больше никому из сельчан не угрожала. Но в тоже время, он испытывал горькое разочарование от того, что не смог отправиться на фронт, чтобы вместе с товарищами защищать родную землю.

Несмотря на конец войны, Эмиржан не мог забыть тяжелые моменты, которые он пережил во время мобилизации мужчин на фронт. Слова проклятия и обвинения, направленные в его сторону, будто вонзались в его сердце и не давали покоя. Каждый раз, когда он вспоминал мучительные моменты тех дней, душа его пронзалась новой болью, а горькая реальность войны и потерь не давала покоя. Под тяжестью вины, болью и потерей, Эмиржан начал терять надежду и волю к жизни. Он не мог простить себе того, что не смог защитить этих людей, что не смог избежать их страданий и гибели. Страдания и боль стали его постоянными спутниками, а он, не находя исцеления внутри себя, обратился к алкоголю в поисках забвения и утешения. Пьянство стало его убежищем от боли и страданий. Пьяный, он пытался забыть муки своей души, но вместо этого лишь вспоминал лица тех, кто ушел на войну и не вернулся. Слезы и стоны сменялись мольбами о прощении, но болезненные воспоминания не оставляли его.

Трагический конец дня настал неожиданно. Душевные страдания и пустота внутри него стали нестерпимыми, и, не найдя исцеления от своего горя, Эмиржан ушел из жизни, погребенный своими собственными демонами и страданиями. Горе его убило, оставив только пустоту и скорбь в сердцах его шестерых детей. Младшему из них было всего лишь семь лет, и он не мог понять, что произошло с его отцом и чувствовал острую боль и утрату, охватившую его маленькое сердце. Для остальных детей, стоявших у края жизни, смерть отца стала тяжелым ударом. Они оказались лишены не только заботливого отца, но и надежды на будущее. Внезапно они остались одни с мамой , сами по себе, с бременем большой утраты и ответственности за свою судьбу. Пустота, оставленная гибелью отца, заполнила их сердца скорбью и печалью. Они были лишены тепла и поддержки, которые могли бы получить от него. Все их детство было обернуто горечью утраты и тоской по родительской заботе, которой им так не хватало.

Дети Эмиржан. Фото начало 1950х годов.
Дети Эмиржан. Фото начало 1950х годов.

Чувство вины и страдания военных лет передались потомкам по наследству, оставляя свой отпечаток на каждом поколении. День победы стал для нас, потомков Эмиржана, не только праздником, но и днем великого горя и покаяния перед памятью предков. Сознание того, что дед стал одной из причин гибели сотен и тысяч солдат, было тяжелым бременем на душе каждого из нас. Мы осознавали, что его деяния, хоть и были совершены в рамках приказов, принесли множество страданий и потерь многим семьям.

День Победы стал для нас временем глубокого размышления и памяти о всех жертвах войны. Мы учились уважать и помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее, и в то же время испытывали тяжелое бремя вины за действия деда.

День Победы стал для нас не только временем памяти о погибших, но и днем самопознания, покаяния и обещания никогда не забывать уроки войны и стремиться к миру и согласию на земле.