Найти тему

Как в Самаре большой гараж строили

С началом индустриализации и подъёма народного хозяйства в СССР острейшим образом встал вопрос автомобильного транспорта. Ещё не существовало единого централизованного управления автотранспортом. Для решения этой задачи Советом Народных Комиссаров (СНК) СССР 23 февраля 1930 года принято решение об объединении разрозненных предприятий в единый орган - Всесоюзное объединение складского и транспортно-экспедиционного дела "Союзтранс". Создаётся Средневолжская краевая контора "Союзтранс" с правлением в Самаре и конторами в Пензе, Ульяновске, Сызрани, Оренбурге и других городах. Основной вид деятельности - перевозка и хранение грузов в крае.

В августе 1930 года "Союзтранс" сообщает Самарской стройконторе, что в строительный сезон 1930-1931 гг намечает строительство гаража на 115 машин, склада на 4950 тонн, жилого дома на 12 квартир и конюшни деревянной на 100 голов. За основу был взят переработанный проект Сталинградской автобазы. Для размещения гаража был выбран участок на окраине города между радиостанцией и Семейкинском шоссе. Сегодня самарцам это место известно, как рынок "Караван", но, забегая вперёд, здание рынка к гаражу не имеет отношения.

На схеме ниже изображён участок под строительство гаража. Сегодня Семейкинское шоссе - это Московское, Семейкинская улица - Киевская. Позднее левую часть участка отдадут под строительство хлебозавода №9.

Один из вариантов планировки гаража. Источник: ЦГАСО. Схема "перевёрнута" - север находится снизу.
Один из вариантов планировки гаража. Источник: ЦГАСО. Схема "перевёрнута" - север находится снизу.

В 1931 году только начинается подготовка к строительству. На заседании Президиума горсовета 27 июля 1931 г. поднимается вопрос о строительстве гаража и отмечается, что оно ещё не начато: нет проектов и рабочих чертежей, хотя площадка есть и фонды выделены. Строительство гаража под угрозой и "Союзтранс" лично несёт ответственность. Поэтому ему предлагается все выделенные фонды передать Горстройконторе, чтобы она начала завоз материалов. Крайисполком должен обязать другие организации, кто намерен пользоваться мастерскими и гаражом "Союзтранса", внести соответствующие суммы на строительство.

Строительство гаража попало на страницы газеты "Волжская коммуна" и пока это фото является единственным изображением гаража.

Заметка в газете "Волжская Коммуна" от 1 сентября 1933 года.
Заметка в газете "Волжская Коммуна" от 1 сентября 1933 года.

С 1 января 1933 Средневолжский "Союзтранс" реорганизуется в Средневолжский краевой автомобильно-гужевой транспортный трест "Автогужтрест" Народного комиссариата коммунального хозяйства. Это обстоятельство не ускорило, а наоборот затормозило стройку. В документах 1934 года упоминается про гараж: строительство начато в 1931 году бывшим отделением "Союзтранса". В марте 1933 строительство гаража законсервировано, но ведутся работы по строительству станции техобслуживания. К январю планируется сдать 2 секции гаража из 5 и разместить там гараж Автогужтреста.

Как ориентиром и адресом гаража служил рынок по соседству - Линдовский, он же в народе Цыганский. В телефонных справочниках так и указывалось:

В 1939 году создан Наркомат автомобильного транспорта. Ему подчинили Куйбышевский Автогужтрест и Горкомтранс (который обслуживал город грузовыми и пассажирскими перевозками). Новое предприятие получило название Куйбышевское областное автоуправление. Автотранспортные конторы были в Куйбышеве, Сызрани, Ульяновске. Из первых отчётов управления мы узнаём, что гараж имеет незаконченное строительство 2-й очереди. Здание 1-й очереди на 70 автомашин построены в 1934-1935 годах, без приточно-вытяжной вентиляции, отопительного хозяйства, нет освещения и подъездных путей. Кроме того нет акта о вводе здания в эксплуатацию, что говорит о самовольном его использовании. По зданию второй очереди - возведены только стены, хотя фермы, рамы и другие материалы находятся на стройплощадке с 1933-1934 годов и требуют замены. Управление отмечает, что строительство нужно закончить в 1939 году, чтобы не допустить разрушения зданий. В здании 1-й очереди 2 секции с 1936 по 1939 годы занимал гараж строительства Гидроузла, который самовольно установил три котла отопления. Само здание требует срочного капитального ремонта.

С началом Великой Отечественной войны в Куйбышев эвакуирован из Москвы Государственный подшипниковый завод №1. Под его размещения были переданы бывшие военные казармы в Линдовом городке, а также гараж Куйбышевской автотранспортной конторы, который находился через дорогу. Автомобилисты же переехали на необорудованную площадку гаража Управления рынками (ул. Мечникова, 3).

ГПЗ-4 (такое название получил завод в Куйбышеве) счёт здания гаража не пригодными к эксплуатации и вскоре снёс, построив на его месте производственный корпус.

О том, что Подшипниковый завод получил гараж Союзтранса неоднократно упоминалось в заводской многотиражке в заметках про историю завода.

В конце 1990-х гг этот заводской корпус пустовал и 5 февраля 2000 года в его стенах был открыт рынок "Караван", на тот момент самый большой вещевой рынок в Самаре.

Заметка из газеты "Самарские известия".
Заметка из газеты "Самарские известия".

В заключении можно отметить, что первый настоящий автомобильный гараж в Самаре получился, как первый блин, комом. Но это никак не умаляет значения и важности автотранспортной отрасти в Самарском крае. Дальнейшее развитие Куйбышевское областное автоуправление получило уже после Великой Отечественной войны. Но это уже тема будущих публикаций.

Использовались материалы: газеты "Волжская коммуна", "Красное знамя" (4 ГПЗ), "Самарские известия", телефонные справочники по г. Куйбышеву за 1936 и 1937 годы.

За газетные вырезки отдельная благодарность hazelsamara

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)

Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.