Более трех столетий испанский галеон, известный как “святой грааль” кораблекрушений из-за его впечатляющих сокровищ, покоился без вести на дне Карибского моря. Затем, в 2014 году, правительство Колумбии объявило, что обнаружило "Сан-Хосе" на глубине примерно 2000 футов при содействии британских экспертов и океанографического института "Вудс-Хоул" (WHOI). К марту 2024 года правительство объявило о планах начать подъем сокровищ и того, что осталось от затонувшего судна, с морского дна.
В то время как "Сан-Хосе" стал центром международных споров из-за права собственности на его запасы золота, серебра и изумрудов стоимостью почти в 20 миллиардов долларов, историкам интересно узнать больше о битве начала XVIII века, в результате которой затонул корабль, и о 600 душах, погибших на борту.
Призван на войну за испанское наследство
"Сан-Хосе" представлял собой 64-пушечный, трехмачтовый, трехпалубный галеон длиной около 128 футов и шириной 40 футов в поперечнике, построенный и спущенный на воду в Сан-Себастьяне в Стране Басков в 1698 году. По словам Энн Коутс, адъюнкт-профессора морской истории Портсмутского университета в Англии, вторая палуба была отведена под вооружение, что свидетельствует о том, что в то время границы между торговыми судами и военно-морскими были размыты.
“Поскольку они перевозили такой ценный груз, у них было также много боеприпасов”, – говорит Коутс. “Их часто сопровождал морской эскорт, но сами они были хорошо вооружены”.
Через два года после спуска на воду "Сан-Хосе" оказался втянутым в конфликт во время войны за испанское наследство, которая разгорелась после того, как король Испании Карл II умер бездетным в 1700 году. Образовавшийся вакуум привел к появлению двух конкурирующих претендентов на трон: Филиппа Анжуйского, внука французского короля Людовика XIV, которого поддерживала Франция, и эрцгерцога Карла Австрийского, которого поддерживал альянс, включавший Священную Римскую империю, Голландскую республику и Великобританию.
Хотя формально спор шел о том, кто должен занять испанский трон, конфликт был скорее из-за контроля над морскими путями, объясняет Коутс.
“Британия и ее союзники хотели ограничить власть французов и Бурбонов”, – говорит она. Королевскому военно-морскому флоту Великобритании необходимо было контролировать Атлантику, чтобы защитить своих торговых агентов, возвращающихся из Америки”.
Война закончилась в 1713 году Утрехтским мирным договором, но "Сан-Хосе" не дожил до ее завершения. Днем 8 июня 1708 года он стоял на якоре у острова Исла-де-Бару, Колумбия, в составе флота, который грузился сокровищами и готовился доставить их домой, в Испанию, когда к нему приблизилась эскадра из четырех британских кораблей. Между одним из британских кораблей, "Кингстоном", и однотипным кораблем "Сан-Хосе", "Сан-Хоакином", завязался бой, но через два часа "Сан-Хоакин" смог уйти, не отдав свою добычу.
В результате взрыва сокровища оказались на дне моря
Затем "Сан-Хосе" подвергся обстрелу с самого крупного из британских кораблей "Экспедишн"; после часового боя "Экспедишн" уже приближался и готовился к абордажу, когда на испанском судне внезапно прогремел взрыв.
Через несколько минут "Сан-Хосе" погиб, унося с собой в водяную могилу всех пассажиров и экипаж, кроме 11 человек.
Если для испанцев это сражение обернулось катастрофой, то для Британии оно тоже не было полной победой. Целью было не просто отобрать сокровища у Филиппа и Испании, но и вернуть их домой, в Англию, к королеве Анне. Вместо этого, единственной добычей, захваченной британским флотом, была небольшая сумма на борту третьего испанского корабля, "Санта Крус". Капитаны "Кингстона" и другого британского корабля, "Портленда", позже предстали перед военным трибуналом за то, что позволили "Сан-Хоакину" скрыться.
Многочисленные претензии на сокровища Сан-Хосе
Затонувшее судно и его сокровища в течение многих лет были в центре многогранного судебного спора между Колумбией, частной компанией, которая утверждает, что первой обнаружила обломки, правительствами Испании и Перу, а также потомками коренного боливийского народа кагара-кагара и порабощенными африканскими рабочими в Новой Гранаде.
Спор разгорелся из-за огромной ценности сокровищ, которые были на борту "Сан-Хосе". Но для таких историков, как Коутс, который является участником исследовательского проекта "Unpath'd Waters", целью которого является объединение морских коллекций по всему миру в цифровом формате, “чтобы привлечь новую аудиторию к богатству историй о кораблекрушениях”, истинная ценность затонувшего судна заключается в том свете, который оно может пролить на тех, кто пострадал, кто построил "Сан-Хосе" и плавал на нем.
“Просто взглянув на корпус, вы можете сказать, как был построен корабль”, – объяснила она. "Очевидно, что сохранилось много внутренней древесины. И там должны были быть личные вещи пассажиров, свидетельствующие об их социальном статусе: посуда, украшения, одежда”.
Министр культуры Колумбии заявил, что “история – это сокровище”, и, хотя есть 20 миллиардов причин считать иначе, Коутс поддерживает это мнение.
“Важность музея "Сан-Хосе" заключается не в финансовом благополучии, а в культурном богатстве”, – подчеркивает она, – и в том свете, который он может пролить на тех, кто встретил свою судьбу солнечным вечером более 300 лет назад.
Дорогой читатель, больше интересной информации ты найдешь на сайте - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».
Мы в «Тelegram», в VK»
___________________________________________
Возможно Вам будут интересны другие каналы:
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС» - Свежие новости и обзор событий, мнения экспертов и аналитика.