428,4K подписчиков

Почему фото сфинкса на "красную плёнку" заставило побледнеть: загадка Древнего Египта, которую не могли решить 108 лет

86K прочитали
И, как всегда, традиционный анекдот в тему:  Несколько сотрудников следственного отдела провинциального городка поехали отдохнуть в Египет.

И, как всегда, традиционный анекдот в тему:

Несколько сотрудников следственного отдела провинциального городка поехали отдохнуть в Египет. Гуляют по пустыне, смотрят на пирамиды, Сфинкса и внезапно прямо между лап последнего проваливаются в подземелье. Собралась толпа, оцепили место провала, вызвали спасателей, археологов. И только собираются залезть в провал, как из него вылазят наши. К ним побегают, спрашивают:
- Вы живы? Что случилось?
- Ничего страшного, гуляли по гробнице Фараона Рамзеса 35?
- А как вы узнали?
- Там его мумия!
- А как вы узнали, что 35? Вы прочитали надпись на гробнице?
- Да нет, сам признался.

Людей всегда, во все времена привлекает всё новое, неизведанное, необычное, тогда как всё то, что находится рядом, под боком считается обыденным. Это как с морем: приезжаешь весь такой замёрзший на море, восхищаешься им, каждый день бегаешь купаться, а местные пожимают плечами и улыбаются: "Ну и что такого, море как море".

Когда первые европейцы попали в Египет и нашли пирамиды, статую Великого сфинкса в Гизе, они приняли их за творение древних божеств. И были очень неприятно поражены, когда узнали, что эти "божественные творения" были уже порядком подразобраны местными для постройки городских шалманов.

Да и, если честно, многие европейцы ценили египетские древности не ради их тайн или связи с древними богами, сколько ради неплохого заработка. Его, в своё время оценил ещё Наполеон Бонапарт, который в сфинкса из пушки ни разу не стрелял.

Нос у каменной кошки с головой человека, по сообщениям арабских путешественников, был отбит уже в 15 веке. Согласитесь, Наполеона тогда ещё и в проекте не было. Зато он хорошо понял, как на древностях можно заработать и наладил поставки мумий, гробниц, фресок и прочих каменюк в старушку-Европу, в первую очередь, в Англию.

Но, тем не менее, людей, для которых Египет - одна большая загадка всё же большинство. И об одной из этих загадок, долгое время мучивших научное сообщество, я сегодня расскажу.

И, как всегда, традиционный анекдот в тему:  Несколько сотрудников следственного отдела провинциального городка поехали отдохнуть в Египет.-2

Сгонять в Египет и наделать фоточек на фоне Великой кошки - забава совсем не поколения Инстаграм* (краем уха слышал, что он запрещён). Эту фишку придумали европейцы ещё в 19 веке. Все состоятельные мадамы и мадемуазели, которых вывезли дальше Геленджика, обожали фотографироваться на пикнике прямо у лапок этой статуи. Там даже дежурили бомбилы-фотографы, быстро понявшие, что на этом можно очень хорошо заработать.

Фотографии получались всегда, главное постоять неподвижно, чтобы не было шевелёнки!

Однако в 1910 году перед сфинксом стоял мужчина по имени Роберт Уильямс Вуд, который... изобрёл инфракрасную фотографию.

Да, да, да ту самую "красную плёнку" о которой среди советских школьников ходили легенды, что на неё можно сфотографировать любую тётеньку и на фото она окажется без одежды. Увы, эти липкие мечты подростков, прославленному физику не были известны, сфотографировать сфинкса он приехал ради другой цели - продемонстрировать всему миру возможность видеть в инфракрасном спектре.

И, как всегда, традиционный анекдот в тему:  Несколько сотрудников следственного отдела провинциального городка поехали отдохнуть в Египет.-3

И у него фото не получилось!

Ну как не получилось, нет, всё было нормальным, только стелла с фресками между лап отдыхающей 5 тысяч лет кошечки оказалась засвечена. Было решено повторить фотографию, изменив настройки съёмки и всё равно все окружающие предметы, пустыня, песок, камни и даже местные попрошайки получались нормальными, а все древности были засвечены.

В инфракрасном спектре большая часть камней светилась!

Камни, надписи, статуи, фрески - всё, чего касались руки древнеегипетских зодчих светились в невидимом для человеческих глаз спектре. И снова всколыхнулись сердца свидетелей внеземных цивилизаций и наличия божественной благодати в древних камнях. Сколько было написано статей, сломано копий, естественно, в научном смысле... иногда вообще без смысла.

Ответ на вопрос, почему светятся египетские фрески, статуи, камни, надписи и прочие древности удалось получить только после того, как часть из них просветили спектрографом и сделали химический анализ.

Оказалось...

Египетский фаянс с добавлением синего пигмента. 2600 г. до н.э.
Египетский фаянс с добавлением синего пигмента. 2600 г. до н.э.

Оказалось, абсолютное большинство египетских древностей когда-то были... синими.

Египтяне очень любили... даже не так... боготворили синий цвет. Это сегодня цветом власти, всех королей, императоров является красный. В Египте самым главным и дорогим цветом был насыщенный синий цвет. Именно поэтому египтяне из всех камней почитали бирюзу и лазурит.

Однако перемалывать эти камни и делать из них красители считалось святотатством, поэтому египтяне ПЕРВЫМИ в истории человечества синтезировали химически стойкий пигмент: египетский синий.

Его получали из смеси кремнезёма, извести, щёлочи и оксидов меди, при помощи обжига в высокотемпературной печи. Из печи выходили небольшие синие шарики из стеклообразной массы, которые дробили и перетирали вручную в мельчайшую пыль.

Это и был синий краситель!

Получив такое сокровище в руки, египтян было уже не остановить, они натуральным образом начали "синячить". Синюю пыль добавляли везде: в кладочные растворы, краски, наносили на папирус, посыпали дорожки, красили ткани, добавляли в стекло и фаянс, все статуи, помещения, стены и дворцы... абсолютно всё, что было связано с фараоном и высшей аристократией, окрашивалось синим. Даже простые люди старались носить синюю одежду, красить дома синим.

Именно египетский синий пигмент, ставший невидимым человеческому глазу несколько тысяч лет, оказался прекрасно видим на "красную плёнку", он излучал в ближнем инфракрасном диапазоне.

Это свойство египетских древностей было открыто Национальной лабораторией Лоуренса в Беркли в 2018 году. И, как оказалось, имело весьма практичное применение: синий египетский краситель прекрасно отражает солнечный свет, поэтому каменные поверхности, покрытые синим, нагреваются даже меньше, чем белые.

Краситель применялся несколько тысяч лет, со временем он распространился в Грецию и Рим. Римляне называли его церулем и тоже активно применяли. Однако с крахом римской империи применение красителя прекратилось, а технология его производства забылась почти на 1500 лет.

И, как всегда, традиционный анекдот в тему:  Несколько сотрудников следственного отдела провинциального городка поехали отдохнуть в Египет.-5