Перед погружением в интересный и многогранный мир финансов, я хочу рассказать о основных этапах становления экономической науки и проследить логические взаимосвязи между ними.
Изучение экономики так или иначе происходило на протяжении всего времени существования человечества в его разумном виде. Не будем уходить глубоко в историю, так как наша задача только познакомиться с основными идеями экономических школ, поэтому скажем, что осознанное понимание экономики появилось только в Древней Греции, где данный термин ввёл великий философ и мыслитель - Аристотель (384-322 гг до н. э.) В своих трудах он подразделял науку о богатстве на "Экономию" и "Хрематистику", если с 1 всё понятно, то второе название, так интересно звучащее на русском языке, обозначает "искусство делать деньги", то есть торговлю и ростовщичество. Изучая труды великого ученого надо помнить об одном важном обстоятельстве - его экономические взгляды формировались во время усугубляющегося кризиса полисной организации общественной жизни в Древней Греции и обострения противоречий рабовладельческого строя. Аристотель стремился сохранить и усилить общественный строй и экономику полисов путем усиления экономической и политической роли среднего рабовладельца.
По мнению Аристотеля, рабство является экономической необходимостью и не противоречит никаким человеческим рамкам морали, так как без тяжелого физического труда невозможен процесс производства. Что же должны тогда делать свободные люди? Они должны заниматься вопросами управления хозяйством и государственной жизни, то есть умственным трудом.
Базисом любых древних экономик было рабство, чем больше у государства рабов, тем оно богаче, поэтому неудивительно, что Аристотель не видел в этом какой-либо проблемы. Хочется заметить, что у Аристотеля также прослеживается идея классового деления, которая в будущем будет часто всплывать в том или ином смысле.
Ещё одним человеком, который развивал экономическую мысль был Ксенофонт (430-355 гг до н. э.) с его произведением "Домострой". Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени (от распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). По определению Ксенофонта, экономия - это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Предметом экономии является домоводство и сельское хозяйство. Торговля и ростовщичество считалось делом небогоугодным, поэтому всячески отрицалось и запрещалось. Кроме того, Древний философов впервые поднимает очень важную экономическую идею, которую положил в основу своей школы Адам Смит - это Разделение труда. "Чем проще работа, тем быстрее и качественнее она будет выполнена." Спорить с этим глупо, действительно, чем проще операция, тем быстрее можно научиться её делать, однако тут же появляются другие проблемы - психологические травмы и выгорания.
Подведём небольшой итог и выделим основные экономические идеи Античности:
1) Рабство — источник богатства
2) Разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение
3) Всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (стоимость)
4) Деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение
5) Необходима частная собственность для дальнейшего развития экономики
6) Разделение труда
Античность не так богата экономическими идеями, философы описывали то, что видели, сильно не вдаваясь в сущность этих процессов, поэтому не считаю, что стоит сильно задерживаться на Древней греции и досконально изучать томы великих мыслителей. Краткого экскурса вполне достаточно для общего понимания происходящего. Следующий раз мы поговорим о Меркантилизме и зарождение классической экономической школы.
Продолжение следует