Найти в Дзене

Храм-маяк святителя Николая Чудотворца. Музей катастроф на водах.

Оглавление

Есть такое место в Крыму, посещение которого оставляет в душе особые чувства красоты, печали и надежды…

Место это находится в селе Малореченском, на юго-восточном побережье полуострова.

Храм-маяк святителя Николая. с. Малореченское. Вид со смотровой площадки.
Храм-маяк святителя Николая. с. Малореченское. Вид со смотровой площадки.

Необычный мемориальный комплекс «Памяти погибших на водах» выполнен в виде корабля, палубой которого является помещение музея с круглыми окнами-иллюминаторами, а храм, расположенный сверху, словно плывет по морю. 

Храм святителя Николая Мирликийского. На цокольном этаже разместился Музей катастроф на водах.
Храм святителя Николая Мирликийского. На цокольном этаже разместился Музей катастроф на водах.

Мемориал состоит из четырёх зон:

⚜️Храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца;

⚜️ Аллея памяти погибших на водах;

Мемориальная аллея погибших на водах.
Мемориальная аллея погибших на водах.

⚜️ Музей катастроф на водах;

Комплексный Указатель
Комплексный Указатель

⚜️Смотровая площадка «Летучий голландец».

Смотровая площадка «Летучий голландец»
Смотровая площадка «Летучий голландец»

Создание мемориального комплекса началось с поиска благоприятного участка для храма.

На протяжении полугода геологи искали подходящее место для строительства храма-маяка, который должен стоять на берегу моря. Однако сложность поиска заключалась в том, что юго-восточное побережье Крыма подвержено частым оползням.

с. Малореченское. Крым. Вид с храмовой площадки. Вдали видны горы Национального Парка «Крымский».
с. Малореченское. Крым. Вид с храмовой площадки. Вдали видны горы Национального Парка «Крымский».

И несмотря на то, что наиболее подходящий участок был найден, через десять лет после окончания строительства понадобилось проведение берегоукрепительных сооружений вокруг храма.

Причиной тому послужил оползень, который начался в 2016 году во время ремонта дороги Алушта — Судак. Дорожные работы тогда были приостановлены - решено было укрепить склон. К 2021 году все работы по строительству противооползневых сооружений и ремонту дороги завершились.

Сумма контракта на противооползневые работы составила около 175 млн.руб.
Сумма контракта на противооползневые работы составила около 175 млн.руб.

Храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца

Удивительный храм, построенный на прибрежном склоне, напоминает своим видом корабль, рассекающий морские волны.

Храм-маяк святителя Николая. с. Малореченское. Вид с дороги.
Храм-маяк святителя Николая. с. Малореченское. Вид с дороги.

Всё в этом храме необычно:

  • На возвышающихся постаментах стоят кованые парусники и золотые якоря;
  • Окна, обрамлённые лепниной, выполнены в виде иллюминаторов с векторной диаграммой - Розой ветров;
Северный фасад храма святителя Николая. Изображение иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
Северный фасад храма святителя Николая. Изображение иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
  • На месте купола разместилась изящная колокольня с электронным приводом колоколов;
  • А над колокольней, в позолоченной ажурной сфере с лампами накаливания внутри, расположился маячный прожектор; который включают по большим церковным праздникам;
Маяк храма святителя Николая не внесён в официальные лоции.
Маяк храма святителя Николая не внесён в официальные лоции.

Крест же, венчающий храм, сделан в двух горизонтальных плоскостях и показывает на четыре стороны света.

Храм-маяк святителя Николая. с. Малореченское. Крым. Храм возведён в неовизантийском архитектурном стиле.
Храм-маяк святителя Николая. с. Малореченское. Крым. Храм возведён в неовизантийском архитектурном стиле.

Храм-маяк построили по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Хронология событий:

14 октября 2004 г. - Закладка первого камня в основание будущего храма. Начало лета 2006 г. - Окончание строительства храма.
9 мая 2006 г. - Начало внутренней храмовой росписи.
15 мая 2007 г. - Освящение храма предстоятелем УПЦ МП - митрополитом Владимиром.
29 июля 2007 г. - Храм открыл двери в день праздника Военно-морского флота РФ.
7 мая 2009 г. - Открытие «Музея катастроф на водах» и его освящение митрополитом Симферопольским и Крымский Лазарем.
Храм-маяк святителя Николая является самым высоким в Крыму.
Храм-маяк святителя Николая является самым высоким в Крыму.

Храм в честь святителя Николая Мирликийского в Малореченске был построен благодаря инициативе сельской головы - Игоря Костромцова. Его усилиями были найдены жертвователи богоугодного дела, построившие менее чем за три года, удивительный храм у моря.

Памятная доска. Храм святителя Николая Мирликийского, с. Малореченское. Меценатами выступили: предприниматель и политический деятель Александр Лебедев, российский Национальный резервный банк - Юрий Кудимов, банк «НРБ-Украина» - Вячеслав Юткин и пансионат «Море». Стоимость постройки храма обошлись около 7 млн.дол.
Памятная доска. Храм святителя Николая Мирликийского, с. Малореченское. Меценатами выступили: предприниматель и политический деятель Александр Лебедев, российский Национальный резервный банк - Юрий Кудимов, банк «НРБ-Украина» - Вячеслав Юткин и пансионат «Море». Стоимость постройки храма обошлись около 7 млн.дол.

В октябре 2004 года, в праздник Покрова Божьей Матери был заложен первый камень в основание будущего храма.

Храм святителя Николая, с. Малореченское. Справа от храма вдали видна гора Аюдаг/«Медведь-гора».
Храм святителя Николая, с. Малореченское. Справа от храма вдали видна гора Аюдаг/«Медведь-гора».

О необычном происшествии во время закладки рассказал настоятель храма - протоиерей Сергий (Слободонюк):

«Когда закладывался первый камень, вон в том треугольнике, появилась большая стая дельфинов, более 50 штук! А второй раз они пришли, когда освящался крест на куполе храма. Что они только не вытворяли здесь: и танцевали, и пели на глазах у изумленных гостей праздника. Как это объяснить? Кто их пригласил именно в эти моменты? Одному Богу известно...»

В связи с этим событием, по согласованию с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, было принято решение запечатлеть дельфинов на полу храма.

Морская акватория с. Малореченское.
Морская акватория с. Малореченское.

Два с половиной года велось строительство храма по авторскому проекту народного художника Украины - Анатолия Гайдамаки.

Всего же в отборочном конкурсе участвовало 17 проектов, среди которых один предполагал построить деревянную часовню, затем разобрать её, опустить на несколько лет в море, а после того, как она обрастет солью и водорослями, поднять и собрать, словно затонувший корабль!

Изящный декор из лепнины украшает фасады храма.
Изящный декор из лепнины украшает фасады храма.

Но одобрение получил лишь проект, предложенный народным художником Анатолием Васильевичем Гайдамаком.

Анатолий Васильевич Гайдама́ка (9.06.1939г.-27.10.2023г.) Советский художник-монументалист,архитектор, народный художник Украины (1998). Автор оформления Государственного историко-культурного заповедника на о.Хортица (1977-1988 г.), музеев: Н.А.Островского в Шепетовке (1979 г.), Т.Г.Шевченко в г.Киеве (1984-1987 г.г.), литературного музея в Одессе (1984-1985 г.г.) и др. Автор оформитель: интерьеров администрации культурного центра «Россия» в Харбине (Китай, 1997 г.), церкви Святой Троицы (Македония, 1998-1999 г.г.), художественного оформления Национального музея «Чернобыль» в г.Киеве (1994-1996 г.г.).
Анатолий Васильевич Гайдама́ка (9.06.1939г.-27.10.2023г.) Советский художник-монументалист,архитектор, народный художник Украины (1998). Автор оформления Государственного историко-культурного заповедника на о.Хортица (1977-1988 г.), музеев: Н.А.Островского в Шепетовке (1979 г.), Т.Г.Шевченко в г.Киеве (1984-1987 г.г.), литературного музея в Одессе (1984-1985 г.г.) и др. Автор оформитель: интерьеров администрации культурного центра «Россия» в Харбине (Китай, 1997 г.), церкви Святой Троицы (Македония, 1998-1999 г.г.), художественного оформления Национального музея «Чернобыль» в г.Киеве (1994-1996 г.г.).

И вот над побережьем поднялся однопрестольный, ярусный, 64-х метровый храм, поражающий оригинальной красотой и великолепием.

Однопрестольный, ярусный, храм святителя Николая Мирликийского. Несколько убывающих четвериков на высоком стилобате завершены ротондальной звонницей под маячным фонарём.
Однопрестольный, ярусный, храм святителя Николая Мирликийского. Несколько убывающих четвериков на высоком стилобате завершены ротондальной звонницей под маячным фонарём.

Одним из главных украшений фасадов храма являются мозаичные панно из греческой смальты.

В формы из четырёх крестов, выложены три изображения Богородицы и одно изображение святителя Николая - с восточной стороны.

Высота каждого креста составляет 15 метров, площадь - 60 кв.м.
Высота каждого креста составляет 15 метров, площадь - 60 кв.м.

Северный фасад украшает изображение Богородицы «Знамение», западный фасад, обращённый к селу Малореченское, выложен изображением «Покрова Пресвятой Богородицы», южный, обращённый в сторону моря, - «Афонской Божьей Матери».

Северный фасад храма святителя Николая, изображение Богородицы «Знамение».
Северный фасад храма святителя Николая, изображение Богородицы «Знамение».

Автора проекта, народный художник Украины Анатолий Гайдамака так говорил о возведенном храме:

«Подобный проект ещё никому не удавалось осуществить. Но главное то, что каждый потрудившийся над этим храмом оставил здесь частичку своей души. Мы отдали этой святыне колоссальное количество любви, таланта и труда».
Южный фасад храма святителя Николая. Изображение Богородицы «Афонская». Справа видна наружная лестница, идущая снизу до икон-мозаик, внутри здания, винтовые ступеньки ведут к колоколам и маяку.
Южный фасад храма святителя Николая. Изображение Богородицы «Афонская». Справа видна наружная лестница, идущая снизу до икон-мозаик, внутри здания, винтовые ступеньки ведут к колоколам и маяку.

Настоятель храма - протоиерей Сергий Слободенюк рассказывал:

«Как-то была у меня большая группа туристов из Германии, - посмотрели здесь все и разводят руками - «Рус шедевр! У нас в Германии такого сейчас не строят!»...
Западный фасад храма святителя Николая. Изображение Пресвятой Богородицы «Покрова».
Западный фасад храма святителя Николая. Изображение Пресвятой Богородицы «Покрова».

К большому сожалению, фото и видеосъёмка внутри храма запрещена.

-23
Однако, на просторах интернета, я нашла интервью с главным художником внутренней росписи храма - Владимиром Сирко, и так как видео открыто находится в публичном пространстве, некоторыми снимками из него я проиллюстрирую статью.
Центральный вход в храм святителя Николая. Главные и боковые двери сделаны из твёрдых пород дерева. Авторы резных парных композиций - мастера Владимир Кузьмич, Игорь Дьяков и Егор Ершов.
Центральный вход в храм святителя Николая. Главные и боковые двери сделаны из твёрдых пород дерева. Авторы резных парных композиций - мастера Владимир Кузьмич, Игорь Дьяков и Егор Ершов.

По словам Владимира Сирко внутренняя роспись храма была начата 9 мая 2006 года и длилась полтора года, за это время было расписано более 700 кв. метров.

Некотрые площади переписывались несколько раз, какие-то композиции изменялись.

Владимир Сирко, главный художник росписи внутреннего интерьера храма святителя Николая в с. Малореченском в Крыму. Закончил Художественный Институт во Львове  по специальности- интерьер и оборудование. Работал с Анатолием Гайдамаком в Македонии по росписи храма Святой Троицы и иконостасу.
Владимир Сирко, главный художник росписи внутреннего интерьера храма святителя Николая в с. Малореченском в Крыму. Закончил Художественный Институт во Львове по специальности- интерьер и оборудование. Работал с Анатолием Гайдамаком в Македонии по росписи храма Святой Троицы и иконостасу.
Около 14 художников с западной Украины трудились не покладая рук, (иногда по 14-16 часов в сутки) над росписью храма, семеро из них окончили Ивано-Франковский институт Искусств.

Роспись храма началась с разметки центральной оси купола и длилась три месяца.

Купол храма святителя Николая, с Малореченское. Художники выполнявшие роспись купола: Степан Осташо, Роман Горгула, Андрей Бойчук, Владимир Сирко.  Цветовая гамма давалась с трудом, небо переписывалось несколько раз. Позолочение купола выполнила Людмила Сирко.
Купол храма святителя Николая, с Малореченское. Художники выполнявшие роспись купола: Степан Осташо, Роман Горгула, Андрей Бойчук, Владимир Сирко. Цветовая гамма давалась с трудом, небо переписывалось несколько раз. Позолочение купола выполнила Людмила Сирко.
«Монументальная живопись в храме должна быть единой с архитектурной формой.» - Владимир Сирко.

Художники много времени провели в раздумьях, какое решение найти, чтобы отделить купол от стен храма и им на помощь в этом пришёл сам архитектор - Анатолий Гайдамака, он придумал удачный орнамент дубовых листиков, отрезающий купол от стен храма.

Купол храма святителя Николая. Крым, с. Малореченское.
Купол храма святителя Николая. Крым, с. Малореченское.
«Для нас, для художников, каждая работа на стене - это и есть наша молитва.» - Владимир Сирко.

Роспись храма выполнена в морской тематике, так как храм освящён в честь святителя Николая Мирликийского - заступника всех мореплавающих и путешествующих.

Однако, интересен тот факт, что монументальная живопись в храме повествует не о случаях из жизни святителя Николая, а о других событиях связанных с водной стихией.

Северная сторона - Вход Ноя на ковчег с животными. «…Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И (из птиц чистых, и из птиц нечистых) из скотов чистых и из скотов нечистых (и из зверей), и из всех пресмыкающихся по земле. Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.»
Северная сторона - Вход Ноя на ковчег с животными. «…Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И (из птиц чистых, и из птиц нечистых) из скотов чистых и из скотов нечистых (и из зверей), и из всех пресмыкающихся по земле. Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.»

Сюжетная линия центральных композиций связана со Всемирным Потопом.

Слева от царских врат изображена сцена захода животных на ковчег.

Ёжики парой поднимаются на ковчег. Разыгравшиеся волны говорят о приближающейся катастрофе, которая совсем скоро смоет всякий грех на земле.
Ёжики парой поднимаются на ковчег. Разыгравшиеся волны говорят о приближающейся катастрофе, которая совсем скоро смоет всякий грех на земле.

На южной стороне художники изобразили окончание потопа - выход Ноя и зверей из ковчега на горе Арарат.

«…И сказал (Господь) Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, пусть разойдутся они по земле, и пусть размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и (весь скот, и) все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега».
«…И сказал (Господь) Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, пусть разойдутся они по земле, и пусть размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и (весь скот, и) все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега».

Над радостной сценой спасения изображена радуга - Завет Бога с человеком о том, что больше никогда не будет такого разрушительного воздаяния за грешную жизнь.

Южная сторона храма - Выход Ноя из ковчега.                                                        «… И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Ягве (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.» (Быт. 8:21–22).
Южная сторона храма - Выход Ноя из ковчега. «… И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Ягве (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.» (Быт. 8:21–22).

После своего сошествия на землю Ной воздал благодарение Господу - совершив жертвоприношение. Под приятным благоуханием принято понимать внутреннее расположение приносящего жертву Ноя.

Сошествие зверей с ковчега, жертвенный огонь Ноя.
Сошествие зверей с ковчега, жертвенный огонь Ноя.

Иосиф Флавий Ноя называет даже «заступником», ради которого Бог уже не будет столь строго взыскивать за людские прегрешения. Ной, в некотором смысле, ходатай этого второго завета Божия. 

Господь хочет не гибели человека падшего, а его восстановления и спасения. Спасти же людей потоп был не в силах. Зло не искореняется уничтожением злых. Зло в сердце человека. Помышление сердца человеческого – зло от юности его. И, хотя в живых осталось одно семейство праведника, но и из их сердца изошло зло – грех Ноя, грех Хама, грех Ханаана. Поэтому и искоренять надо не злых, а зло в сердце человека
Господь хочет не гибели человека падшего, а его восстановления и спасения. Спасти же людей потоп был не в силах. Зло не искореняется уничтожением злых. Зло в сердце человека. Помышление сердца человеческого – зло от юности его. И, хотя в живых осталось одно семейство праведника, но и из их сердца изошло зло – грех Ноя, грех Хама, грех Ханаана. Поэтому и искоренять надо не злых, а зло в сердце человека
Один священник во время перестройки в СССР стал вести Закон Божий в средней школе. Увидев, как дети впитывают Слово Божие, он подумал – вот теперь изъять бы этих детей из безбожных семей и среды, и получилось бы совершенно новое поколение. Но потом он вспомнил потоп и семейство Ноево, и осознал – все будет и впредь, как прежде. Это – не путь!

Вот об этом и сказал Бог, при заключении Им завета с Ноем и избирает иной путь – не физическое уничтожение грешных, не влияющее на исправление сердца, а духовное преображение сердца человеческого. 

«И сказал Господь Бог Ною то, что и желательно было ему услышать: за праведность твою сохранен остаток тварей и не погиб в волнах потопа, и ради жертвы твоей, принесенной тобою от всякой плоти и за всякую плоть, не наведу более потопа на землю» - прп. Ефрем Сирин.
«И сказал Господь Бог Ною то, что и желательно было ему услышать: за праведность твою сохранен остаток тварей и не погиб в волнах потопа, и ради жертвы твоей, принесенной тобою от всякой плоти и за всякую плоть, не наведу более потопа на землю» - прп. Ефрем Сирин.

Прп. Ефрем отмечает, что Бог обещает не губить более жизни на земле не только по причине ходатайственной жертвы Ноя, но и «за праведность» его личную. 

«Символ Ноя - очищение человечества от грехопадения, нового человека и чистоты.» - Владимир Сирко.
Владимир Сирко. Главный художник внутренней росписи храма святителя Николая, с. Малореченское, Крым.
Владимир Сирко. Главный художник внутренней росписи храма святителя Николая, с. Малореченское, Крым.

Центральной композицией храма является - Иконостас.

Создавался он более трёх лет из четырёх пород дерева: черешни, дуба, липы и сосны. Черешня - на каркасе, дуб - центральная часть инконостаса, все позолоченные детали выполнены из липы.

Иконостас храма святителя Николая. с. Малореченское, Крым. Иконостас проектировал Анатолий Гайдамака. Иконы в иконостас написала Лариса Мищенко. Самый нижний декоративный ряд составляют красивые интарсии по дереву (техника декорирования какой-либо поверхности, при которой один материал углубляется, врезается в толщу другого).
Иконостас храма святителя Николая. с. Малореченское, Крым. Иконостас проектировал Анатолий Гайдамака. Иконы в иконостас написала Лариса Мищенко. Самый нижний декоративный ряд составляют красивые интарсии по дереву (техника декорирования какой-либо поверхности, при которой один материал углубляется, врезается в толщу другого).
«К сожалению, иконостас позолочен поталью (недорогая имитация сусального золота, не имеющая в своём составе драгоценных металлов, состоящей в основном из сплава меди и цинка ), а не сусусальным золотом. Гарантия потали - 25 лет, затем детали необходимо будет заново «перезолачивать». - Владимир Сирко.
Всё золочение делалось женскими руками: Ирина Витович, Леся Клинчак, Людмила Сирко. На позолоту интерьера сусальным золотом ушло 80 кв.метров, на купол - 40 кв. метров.
Всё золочение делалось женскими руками: Ирина Витович, Леся Клинчак, Людмила Сирко. На позолоту интерьера сусальным золотом ушло 80 кв.метров, на купол - 40 кв. метров.

Иконостас венчается величественным крестом и является его центральной частью.

Решение заполнить алтарную часть ажурным крестом, парящим в воздухе - неординарно и является уникальным в своём роде.

Каркас креста - дуб, а резьба - лесная черешня. Деревянный крест весит 264 кг. Над крестом арка украшена черниговским рушником.
Каркас креста - дуб, а резьба - лесная черешня. Деревянный крест весит 264 кг. Над крестом арка украшена черниговским рушником.

За иконостасом, в алтарной части, можно увидеть Архангела Гавриила и Архистратига Михаила, над которыми написан образ Богородицы «Знамение».

Образ «Знамение» изображен в сферической поверхности. Автор Владимир Сирко, срок написания - 3 месяца.
Образ «Знамение» изображен в сферической поверхности. Автор Владимир Сирко, срок написания - 3 месяца.

Интересны мысли художника при выборе цветовой гаммы:

«Фон специально сделали золотым для свечения. Свет, исходящий из-за иконостаса и престола, первыми лучами пробивается через крест-окно - далее свет струится на тетрапод, стоящий в центре храма и на икону святителя Николая» - Владимир Сирко.
Крест-окно в алтарной части храма. Восточная сторона.
Крест-окно в алтарной части храма. Восточная сторона.

Тетрапод, или аналойный стол, стоит в середине храма и представляет собой четырёхугольник, декорированный по краям вазочками с крестиками. В центре этого четырёхугольника - круглая форма, резная резьба в черешне с символами Иисуса Христа. По краям от символов с четырёх сторон - Шестикрылатые Серафимы, которые оберегают эти надписи.

Тетрапод сделан из черешни и дуба мастером резьбы по дереву - Игорем Дьяковым.
Тетрапод сделан из черешни и дуба мастером резьбы по дереву - Игорем Дьяковым.

Обычно посещение таких мест ограничено временем и, к сожалению, нет возможности рассматривать всё в деталях, как хотелось бы, поэтому данное интервью с художником восполнило этот недостаток и более того - появилась не просто возможность увидеть подробности интерьера, а познакомиться с историей их создания: храм ожил, монументальные росписи заговорили, а декоративная резьба по дереву заявила о себе и стала видима глазу.

Распятие в центре деревянного креста. Какая тонкая работа проведена при создании виноградных лоз, обвивающих крест!
Распятие в центре деревянного креста. Какая тонкая работа проведена при создании виноградных лоз, обвивающих крест!

Все изображения прописаны с любовью и верой, идеи рождены в творческих муках, как и любое подлинное искусство.

Владимир Сирко пишет Архангела Михаила. Написание Архангела давалось не сразу, художник несколько раз приступал к работе и оставлял её, пока однажды не нашёл то самый творческий порыв, который дал возможность завершить образ.
Владимир Сирко пишет Архангела Михаила. Написание Архангела давалось не сразу, художник несколько раз приступал к работе и оставлял её, пока однажды не нашёл то самый творческий порыв, который дал возможность завершить образ.

Особое внимание привлекает к себе центральная часть пола, украшенная Розой Ветров, которую по диаметру окружают дельфины. Такая морская красота уникальна!

Полное интервью с Владимиром Сирко можно смотреть здесь⬇️

Храм-маяк святого Николая Чудотворца. Малореченское.

Льняные иконы

В храме находятся четыре уникальные иконы, оклады которых выполнены в технике макраме. Это иконы Николая Чудотворца, Казанской Божьей Матери, Серафима Саровского и Блаженной Матроны Московской.

В каждой иконе количество льняных узелков связанных руками, составляет несколько миллионов, а в некоторых может доходить до девяти миллионов. Создание такого оклада занимает около полугода.

Аналойная икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
Аналойная икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
Автором этих необычных икон является Владимир Анатольевич Денщиков, единственный в мире человек, который создал оклады из кручёной льняной нити, пропаренной в воске, в запатентованной технике «узелковое плетение - макраме коллаж». Лики на иконах также написаны В.А. Денщиковым.
Владимир Анатольевич Денщиков (1.07.1952, Киев - 29.04.2022гг.) Советский, украинский и российский актёр и художник, народный артист Украины, заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, почётный академик Крымской академии наук, профессор. Лауреат премии АРК за 2009 г. в номинации прикладное искусство.
Владимир Анатольевич Денщиков (1.07.1952, Киев - 29.04.2022гг.) Советский, украинский и российский актёр и художник, народный артист Украины, заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, почётный академик Крымской академии наук, профессор. Лауреат премии АРК за 2009 г. в номинации прикладное искусство.

Помимо основной деятельности в театре Владимир Анатольевич с 1970-х годов увлекался макраме, а к вязанию икон его привёл интересный случай:

«Как-то в храме посмотрел на икону Владимирской Богородицы. Она не была написана на деревянной доске, а изготовлена: оклад серебряный, некоторые детальки металлические. Икона объемная, и я подумал: попробую такое же сделать из льняной нити».
Образ Божией Матери «Казанская». На создание икон В.А.Денщиков получил благословение митрополита Киевскому и Всея Украины Владимира.
Образ Божией Матери «Казанская». На создание икон В.А.Денщиков получил благословение митрополита Киевскому и Всея Украины Владимира.

Владимиром Денщиковым запатентована также и «рукотворная ткань», из которой он создал одежду святым. Ткань состоит из тонких полумиллиметровых нитей из чистого льна, смоченных водой и сложенных одна к другой.

Святой Благоверный князь Александр Невский. Владимир Анатольевич работал над иконой 14 месяцев и завязал на ней 9 миллионов узелков. Икона предназначена для кафедрального собора Симферополя.
Святой Благоверный князь Александр Невский. Владимир Анатольевич работал над иконой 14 месяцев и завязал на ней 9 миллионов узелков. Икона предназначена для кафедрального собора Симферополя.

Инсульт поставил точку в театральной карьере Владимира Денщикова. В театр, которому было отдано 35 лет жизни, он больше не вернулся. 

Незадолго до инсульта Владимир Анатольевич начал работу над одной из первых своих икон — Николая Чудотворца, которая предназначалась для храма в Малореченском, носящего имя Святителя. Денщиков обещал закончить икону к Пасхе 2007 года, и он твердо решил, что, несмотря на болезнь, выполнит свое обещание. Это решение, считает Денщиков, и стало одним из главных шагов на пути к выздоровлению.

— Я попросил принести незаконченную икону ко мне в палату, — вспоминает Владимир Анатольевич. — Доктор не возражал — ведь, как известно, с медицинской точки зрения развитие так называемой мелкой моторики очень полезно для восстановления двигательных функций у больных, которые перенесли инсульт. В первое время я даже не мог держать в руках ножницы, мне помогали родные, а я ими «руководил», лежа под капельницей. Но, как говорят, Бог рукой водит. Постепенно я заново научился выполнять работу сам. Причем, что удивительно, я не мог держать больной рукой ложку, но когда начинал работать над иконой, меня «отпускало».
Колокола. Каждый фрагмент создаётся отдельно, затем формируется в единый образ при помощи клея.
Колокола. Каждый фрагмент создаётся отдельно, затем формируется в единый образ при помощи клея.

Икону Святителя Николая Денщиков закончил в срок. На Пасху 2007 года она была освящена и торжественно внесена в храм. Правда, сам художник не смог при этом присутствовать — врачи запретили.

Святые Кирилл и Мефодий. Каждая из икон, при каноническом сюжете, уникальна: лики пишутся краской, а оклады и все остальные детали, сделанные из льняной нити, никогда не повторяются. На вопрос о том, почему он пользуется именно льняной нитью, Владимир Анатольевич отвечал, что лен ассоциируется у него с Православием — он такой же простой и чистый.
Святые Кирилл и Мефодий. Каждая из икон, при каноническом сюжете, уникальна: лики пишутся краской, а оклады и все остальные детали, сделанные из льняной нити, никогда не повторяются. На вопрос о том, почему он пользуется именно льняной нитью, Владимир Анатольевич отвечал, что лен ассоциируется у него с Православием — он такой же простой и чистый.

Льняные иконы Владимира Денщикова участвовали в многочисленных выставках (в том числе его персональных), ими восхищались в разных странах Европы, они есть у американских, чешских, украинских, венгерских, немецких коллекционеров. Художник дарил свои работы Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, Митрополиту Киевскому и Всея Украины Владимиру.

Икона Божьей Матери «Умиление», подаренная Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.
Икона Божьей Матери «Умиление», подаренная Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.
Думаю, работая в театре, я не обделял зрителей своим вниманием и мастерством, — говорит Владимир Денщиков. — Но, когда я вижу, как люди со слезами молятся перед моими иконами в церкви, вижу лица посетителей моих выставок, особенно молодых людей и детей, я понимаю: то, что я делаю сейчас — гораздо важнее работы в театре. Одна 12-летняя девочка во время выставки в Северодонецке в 2010 году написала в книге отзывов: «Владимир Анатольевич, продолжайте заниматься творчеством. Я хочу, чтобы мои дети увидели ваши иконы».

Вот ради этого действительно стоит жить и творить.

Более полная информация об уникальной технике исполнения льняных икон в ссылках:

Выйдем через резные двери храма на четырехлепестковую площадку, которая символизирует собой крест.

Благодаря карпатским краснодеревщикам входные двери из дуба гармонично вписались в общую морскую концепцию. Двери, испещрены густой резьбой: по дереву тонко вырезаны якорные кресты и виноградные лозы.
Благодаря карпатским краснодеревщикам входные двери из дуба гармонично вписались в общую морскую концепцию. Двери, испещрены густой резьбой: по дереву тонко вырезаны якорные кресты и виноградные лозы.

В благоустройстве территории храмового комплекса архитектор также использовал элементы, связанные с морской тематикой.

Храмовая площадка. Вымощенные дорожки на территории представляют собой векторную диаграмму - Розу Ветров, центром которой является храм святителя Николая Мирликийского.
Храмовая площадка. Вымощенные дорожки на территории представляют собой векторную диаграмму - Розу Ветров, центром которой является храм святителя Николая Мирликийского.

Храмовая площадка стилизована под палубу и капитанский мостик. Повсюду можно видеть множество якорей и якорные цепи, поднятые со дна моря.

Корабельный якорь возле мемориальной стены храма святителя Николая Мирликийского.
Корабельный якорь возле мемориальной стены храма святителя Николая Мирликийского.

Освещение на территории храма соответствует архитектурно-планировочному заданию: фонари выполнены в виде указателей сторон света.

Объёмностей-пространственная композиция уличного освещения. Якоря адмиралтейские. Вид на село Малореченское. Справа вдали  - заказник Демерджи-Яйла.
Объёмностей-пространственная композиция уличного освещения. Якоря адмиралтейские. Вид на село Малореченское. Справа вдали - заказник Демерджи-Яйла.

Все якоря, цепи и старинные пушки на территории комплекса подняты дайверами с затонувших кораблей у крымского побережья.

Храмовая площадка. На заднем плане - мемориальная аллея.
Храмовая площадка. На заднем плане - мемориальная аллея.

Мемориальная аллея памяти погибших на водах.

На декоративных стенах коплекса установлены мемориальные таблички с названиями затонувших кораблей и именами погибших мореплавателей.

Мемориальная аллея. Справа - мемориальная доска в память о моряках-пограничниках, погибших при исполнении воинского долга и в годы Великой Отечественной войны.
Мемориальная аллея. Справа - мемориальная доска в память о моряках-пограничниках, погибших при исполнении воинского долга и в годы Великой Отечественной войны.

В память о погибших моряках: с подлодок "Курск" и "Комсомолец", крымского буксира "Нефтегаз-67", потерпевшего крушение в акватории Гонконга, линкора «Новороссийск», парохода «Адмирал Нахимов» и многих других…

Кусок рубки со смотровым окном, вырезанный с поднятой лодки «Курск».
Кусок рубки со смотровым окном, вырезанный с поднятой лодки «Курск».

Мемориальные таблички открывают торжественно, как например,была открыта 25 июня 2016 года памятная гранитная доска воинам-десантникам, погибшим в войнах и локальных конфликтах. На официальном открытии присутствовали представители администрации и городского отделения партии "Единая России", жители и гости полуострова.

Музей катастроф на водах.

Музей морских катастроф расположен под зданием храма, в цокольном этаже-платформе.

Храм святителя Николая Мирликийского. Цокольный этаж, вход в музей катастроф на водах.
Храм святителя Николая Мирликийского. Цокольный этаж, вход в музей катастроф на водах.

Автором идеи создания художественной концепции Музея катастроф на водах является – Борис Степанович Дедов.

Борис Степанович Дедов (21.02.1957г. Новгород-Северский) украинский художник, Член Национального союза художников Украины с 1993 г., Заслуженный деятель искусств Украины с 2006г.,
Борис Степанович Дедов (21.02.1957г. Новгород-Северский) украинский художник, Член Национального союза художников Украины с 1993 г., Заслуженный деятель искусств Украины с 2006г.,
«В 2004 году, в канун Рождества, мы вместе с художественным руководителем проекта, народным художником Украины Анатолием Гайдамакой именно здесь, над горами увидели две огромные радуги. Сейчас думаем, что это был знак свыше, указавший на благие дела, которые должны быть воплощены в храме и музее» - рассказывает Борис Степанович Дедов.
Храм святителя Николая Мирликийского, с. Малореченское, Крым. На заднем фоне, вдали  - Заказник Демерджи-Яйла, горы: Южная Демерджи и Демерджи.
Храм святителя Николая Мирликийского, с. Малореченское, Крым. На заднем фоне, вдали - Заказник Демерджи-Яйла, горы: Южная Демерджи и Демерджи.
«С самого начала не думали о музее именно тут, в нижнем ярусе, но как зашли — почувствовали себя в трюме, и проблемы выбора исчезли сами собой».
Цокольный этаж храма святителя Николая Мирликийского.
Цокольный этаж храма святителя Николая Мирликийского.

Создание музея началось в феврале 2008 года.

С помощью компьютерного моделирования был создан трехмерный объемный макет всего музея, а затем началась разрабатываться тематика каждого зала.

Информационный стенд у входа в Музей катастроф на водах.
Информационный стенд у входа в Музей катастроф на водах.

Архитектурно-художественные работы выполнены черниговской городской общественной организацией Пласт-Арт «ПКХ АРТ-центр», под руководством Дедова Б.С.

Музей катастроф на водах. На заднем фоне - бегущая строка перечня кораблекрушений с указанием даты, места гибели и количества жертв трагедии.
Музей катастроф на водах. На заднем фоне - бегущая строка перечня кораблекрушений с указанием даты, места гибели и количества жертв трагедии.

Музей располагается в 14 помещениях, каждое из которых повествует, с помощью видеосюжетов и стендов, о наиболее резонансных трагедиях на водах Мирового океана.

Музей катастроф на водах. Полы выполнены из тёсаной палубной доски.
Музей катастроф на водах. Полы выполнены из тёсаной палубной доски.

Художественный замысел оформления музея состоит в том, чтобы посетитель двигаясь из отсека в отсек, прочувствовал атмосферу затонувшего корабля и ощутил эффект присутствия в каждой из морских трагедий…

Музей катастроф на водах. Стены выполнены в виде корабельных переборок с заклепками.
Музей катастроф на водах. Стены выполнены в виде корабельных переборок с заклепками.

Или лучше сказать, некую причастность к произошедшему в глубинах вод и на их поверхности.

Музей катастроф на водах. Все стены декорированы рельефами морских растений и расписаны в мрачных тонах.
Музей катастроф на водах. Все стены декорированы рельефами морских растений и расписаны в мрачных тонах.
«Да, море жадное и самая злая стихия для людей, — размышляет Борис Степанович Дедов. — Хоть жизнь и вышла из воды, но человек, если пренебрегает некими правилами, то часто возвращается в воду. По статистике морских катастроф, а мы специально изучаем её в музее, лишь пять-семь процентов случаев гибели происходит от природных факторов — ураганы, штормы, наводнения.»
Музей катастроф на завтра. Экспозиция катастрофы гибели «Титаника».
Музей катастроф на завтра. Экспозиция катастрофы гибели «Титаника».
«А всё остальное человеческий фактор: в первую очередь - война, потом - пьянка, халатность, самоуверенность и пренебрежение определёнными правилами, которые написаны и кровью, и водой в лёгких. Потому наш музей не развлекает, а заставляет задуматься».
Музей катастроф на водах. Гибель греческого круизного лайнера «Си Даймонд» 5 апреля 2007 года, без вести пропали 2 человека.
Музей катастроф на водах. Гибель греческого круизного лайнера «Си Даймонд» 5 апреля 2007 года, без вести пропали 2 человека.

Основными экспонатами в музее являются документальные свидетельства катастроф: газетные статьи, кинохроника, а также макеты, остатки шлюпок, обломки кораблей, пушечные ядра, якоря, цепи, водолазные костюмы и другие предметы, обнаруженные на затонувших в разное время судах.

Музей катастроф на водах.
Музей катастроф на водах.

В некоторых залах демонстрируются, с помощью замаскированных видеопроекторов, видеосюжеты с документальной хроникой о трагедиях на водах, архивные видеозаписи, свидетельства очевидцев.

Музей катастроф на водах. Первый экспозиционный зал посвящён трагедии гибели «Титаника». 14 —15 апреля 1912 г. — после столкновения с айсбергом в Северной Атлантике затонул пассажирский лайнер «Титаник». Погибли 1517 пассажиров и членов экипажа.
Музей катастроф на водах. Первый экспозиционный зал посвящён трагедии гибели «Титаника». 14 —15 апреля 1912 г. — после столкновения с айсбергом в Северной Атлантике затонул пассажирский лайнер «Титаник». Погибли 1517 пассажиров и членов экипажа.

Корабельное ограждение, выполненное из металла и пенькового каната, отделяет экспозицию от зоны движения посетителей.

Музей катастроф на водах. Морской прибой является основным звуковым фоном.
Музей катастроф на водах. Морской прибой является основным звуковым фоном.

Передний план имитирует морское дно, на котором выставлены экспонаты кораблекрушений: якоря, цепи, фонари, остатки шлюпок, обрывки старых рыбацких сетей, почерневшее дерево, обросший ракушками металл.

Музей катастроф на водах.
Музей катастроф на водах.

Все 500 с лишним экспонатов подлинные.

«Люди приходят, приносят их сами. Невеста одного из моряков, погибших во время гибели теплохода "Адмирал Нахимов", передала в музей свое свадебное платье. Она так и не вышла замуж, поскольку ее жених погиб», — рассказывает настоятель храма протоиерей Сергий (Слободонюк).
Музей катастроф на водах. Столкновение сухогруза «Пётр Васёв» с пассажирским пароходом «Адмирал Нахимов» произошло в 23:12 31 августа 1986 года в 13 км от морского порта Новороссийска. В результате «Адмирал Нахимов» затонул за 8 минут, перевернувшись на правый борт, из 1243 пассажиров и членов экипажа 423 человека погибли. Гибель «Адмирала Нахимова» стала крупнейшей катастрофой на Чёрном море в мирное время.
Музей катастроф на водах. Столкновение сухогруза «Пётр Васёв» с пассажирским пароходом «Адмирал Нахимов» произошло в 23:12 31 августа 1986 года в 13 км от морского порта Новороссийска. В результате «Адмирал Нахимов» затонул за 8 минут, перевернувшись на правый борт, из 1243 пассажиров и членов экипажа 423 человека погибли. Гибель «Адмирала Нахимова» стала крупнейшей катастрофой на Чёрном море в мирное время.
«Приезжают матери и вдовы погибших моряков с "Курска". Они тоже передают подлинные вещи музею».
Музей катастроф на водах. 12 августа 2000 года в Баренцевом море произошёл взрыв кислородно-керосиновой смеси на атомной подлодке «Курск», возник пожар, который привел к выходу из строя экипажа первых трёх отсеков, включая главный командный пункт. Неуправляемая лодка пошла ко дну, удар об него привёл ко взрыву торпедного боезапаса лодки. Все 118 человек, находившиеся на борту, погибли.
Музей катастроф на водах. 12 августа 2000 года в Баренцевом море произошёл взрыв кислородно-керосиновой смеси на атомной подлодке «Курск», возник пожар, который привел к выходу из строя экипажа первых трёх отсеков, включая главный командный пункт. Неуправляемая лодка пошла ко дну, удар об него привёл ко взрыву торпедного боезапаса лодки. Все 118 человек, находившиеся на борту, погибли.
«В наш храм пришел капитан одного из судов. Он сказал, что в своей жизни пережил практически три смерти в море. И однажды была такая ситуация, что судно буквально уже уходило под воду. И казалось, что спасения более нет. Крен судна был критическим. Капитан встал на колени и стал молиться, чтобы Николай Чудотворец даровал спасение. После этого качка внезапно улеглась и установился штиль. Никто из экипажа тогда не погиб».
Музей катастроф на водах.
Музей катастроф на водах.
«Мы хотим показать посетителям, что необходимо беречь и ценить каждую минуту жизни, ценить отношение к Богу и людям», - говорит отец Сергий.
Музей катастроф на водах. Список погибших подводной лодки С-117 в 1952г.  14 декабря 1952 года подводная лодка вышла на учение в районе южной части Татарского пролива. На следующий день в установленное время связи, лодка молчала. Установить с ней связь так и не получилось, лодка словно исчезла.  Причина гибели 52 моряков с подводной лодки «С-117» неизвестна и сегодня.
Музей катастроф на водах. Список погибших подводной лодки С-117 в 1952г. 14 декабря 1952 года подводная лодка вышла на учение в районе южной части Татарского пролива. На следующий день в установленное время связи, лодка молчала. Установить с ней связь так и не получилось, лодка словно исчезла. Причина гибели 52 моряков с подводной лодки «С-117» неизвестна и сегодня.
«Многие моряки из Севастополя и Керчи, - говорит отец Сергий - перед уходом в море и после возвращения специально приезжают помолиться именно в эту церковь. Здесь они венчаются, крестят детей».
Площадка перед входом в музей катастроф на водах. На заднем плане - вход на смотровую площадку. Вход платный, посетителям, купившим билет в музей, посещение смотровой входит в стоимость.
Площадка перед входом в музей катастроф на водах. На заднем плане - вход на смотровую площадку. Вход платный, посетителям, купившим билет в музей, посещение смотровой входит в стоимость.

Смотровая площадка

Смотровая площадка - «Летучий голландец», пожалуй, самая радостная и безмятежная часть мемориального комплекса.

Смотровая площадка. Можно пофантазировать и представить, что смотровая является макетом корабля, застрявшего на вершине обрыва во время шторма.
Смотровая площадка. Можно пофантазировать и представить, что смотровая является макетом корабля, застрявшего на вершине обрыва во время шторма.

Стоящая на краю обрыва, сказочная беседка с капитанским мостиком и парусами, смягчает эмоциональное напряжение, полученное от погружения в мир катастроф.

Смотровая площадка.
Смотровая площадка.

Сундук с монетами, лестница, ведущая на второй этаж и штурвал порадуют не только детей.

Смотровая площадка.
Смотровая площадка.

Гора «Аю-Даг», она же Медведь гора - прямо по курсу волшебного корабля, справа возвышается горный Заказник Демерджи яйла и горы Демерджи. В сочетании с бескрайним морем пейзаж просто восхитительный. Это одна из лучших смотровых площадок полуострова!

Вид со смотровой площадки.
Вид со смотровой площадки.

Весь мемориал — это дань памяти, реквием морякам, рыбакам и путешественникам, ставшим жертвами водной стихии, а также вечным символом единства земной и небесной жизни каждого человека.

-83

Слова Псалтири, написанные двенадцать веков назад царём Давидом, актуальны, как никогда именно в этом месте памяти:

«Узрели Тебя воды, Боже, узрели Тебя воды и устрашились; содрогнулись бездны; Восшумели воды великие; возгремели облака, и стрелы Твои разящие летят.
В море пути Твои, и стези Твои на водах многих, и следов Твоих никто не узрит».(Пс. 76)
-84
«И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения твоего, Господи, от дохновения духа гнева твоего.
Ниспосла с высоты, и прият мя, восприят мя от вод многих». (Пс. 17)
-85
«Ты владычестуешь державою морскою: возмущение же волн его ты укрочаеши». (Пс. 88)
-86

Упокой, Господи, души всех погибших, имена Ты их Сам знаешь…