Есть такая поговорка: «Умереть легко. Комедия — это сложно». По крайней мере, так сказал на смертном одре Эдмунд Кин, шекспировский актер XVIII века. Но примечательно, что его цитата достаточно трансцендентна, чтобы ее можно было применить и 188 лет спустя. И это определенно так, когда мы говорим об общем неуважении комедии по сравнению с более «серьезными» произведениями искусства.
Критики и даже случайные зрители считают, что комедия уступает драме, а для того, чтобы быть популярной, она должна вызывать эмоции, а значит, быть эффективной и значимой. Слишком часто смех и радость отводятся в разряд неважных или лишних, а фильмы, нацеленные на такую реакцию, помечаются уничижительными терминами, такими как «дешевый» или «легкий». Но спросите любого хорошего актера, и он скажет вам, что создать персонажа, который будет вызывать умиление и искренний смех, очень сложно. Те, кто не в курсе, считают, что актер может просто щелкнуть переключатель в своем мозгу и внезапно стать обаятельным, милым и остроумным. Но это далеко не так.
Но если это сложно, это не значит, что этого не было сделано. Было несколько случаев, когда актеры работали вопреки типажу и показывали отличные комедийные работы, меняя при этом свое восприятие. Будь то проверенная звезда боевиков, показывающая свою мягкую сторону, кокетливый характерный актер, раскрывающий свою глубину, когда на него падает свет софитов, или кто-то со стоическим характером, напоминающий вам, что да, они тоже могут быть глупыми - вот десять отличных комедийных работ от некомедийных актеров.
1. Энтони Хопкинс – Дорога в Уэллвилл (1994)
Энтони Хопкинс, несомненно, один из величайших актеров, когда-либо живших на свете. С его резюме, включающим семь десятилетий работы в киноиндустрии, более пятидесяти актерских наград и восьмидесяти шести номинаций, никто никогда не обвинит его в том, что он не подходит для какой-либо роли. Но было немного странно увидеть Хопкинса в роли доктора Джона Харви Келлога в фильме 1994 года «Дорога в Уэллвилл». Несмотря на то, что фильм основан на реальной истории настоящего энтузиаста здорового образа жизни, он представляет собой более или менее фарсовую комедию, в которой основное внимание уделяется стремлению Келлога создать в Мичигане приют чистой жизни, который стал известен как санаторий в Батл-Крике.
Келлог на протяжении своей жизни был участником многих спорных и даже шокирующих событий, включая стерилизацию, кастрацию и обязательные меры евгеники. В то же время Хопкинс играет роль напыщенного ворчуна с выпученными глазами, который насмешливо ухмыляется в сценах с маниакальной энергией и тупым удивлением. Создаётся впечатление, что он действительно наслаждается возможностью избавиться от своего угрожающего образа и примерить на себя комично большие торчащие зубы и дурацкие усы. Кажется, он искренне упивается абсурдностью и туалетными шутками, которыми фильм изображает Келлога.
2. Джефф Дэниэлс – Тупой и еще тупее (1994)
Дэниэлс, сыгравший одну из главных ролей в престижной исторической драме «Геттисберг» и боевике «Скорость», вряд ли был выбран для роли вместе с Джимом Керри в фильме 1994 года «Тупой и еще тупее». Тем не менее, Дэниэлс принял вызов, соединив безграничную энергию Керри и превосходную игру, добавив при этом очаровательную невинность и веселую наивность своему персонажу, оказавшись идеальным аналогом Керри в классической истории об идиотизме братьев Фаррелли.
В последующие годы Дэниэлс продолжал легко переключаться между комедийными и драматическими ролями; он выиграл премию «Эмми» в прайм-тайм драматического сериала за роль в сериале канала HBO «Новости» и был номинирован на «Золотой глобус» за фильм «Кальмар и кит» 2005 года. Но, несмотря на его многочисленные похвалы, многие навсегда запомнят его как самую примечательную сцену взрывной диареи в истории кино.
3. Кэти Бейтс – Маменькин сыночек (1998)
После определяющей роли в фильме ужасов «Мизери» 1991 года, которая принесла ей премию «Оскар», Кэти Бейтс стала одной из самых плодовитых актрис Голливуда, сыграв в целом ряде фильмов, таких как «Жареные зеленые помидоры», «Долорес Клайборн», «Поздняя смена» и «Титаник», специализируясь на глубоко проработанных характерах. Поэтому в 1998 году, когда Бейтс получила роль матери Адама Сэндлера, мамы Буше, в культовой комедии «Маменькин сыночек», это удивило многих.
Получив по сценарию довольно шаблонную, одномерную характеристику «быть чрезмерно заботливой», Бейтс все же нашла способ повеселиться с ролью, а ее обаяние и характерная переменчивая личность добавили много неосязаемой глубины, столь необходимой серьезности и сердечности персонажу, который был бы совершенно забыт, если бы его играл менее известный актер. Бейтс - одна из редких голливудских звезд, которая умеет делать хорошо буквально все, и с тех пор она продолжает играть замечательные роли, как комедийные, так и серьезные.
4. Мерил Стрип - Смерть ей к лицу (1992)
Без сомнения, Мерил Стрип - одна из самых уважаемых актрис своего поколения, если не самая уважаемая. За свою почти 50-летнюю карьеру она была номинирована на три тысячи шестьдесят восемь премий. Поклонитесь, поприветствуйте королеву Стрип. Она, безусловно, заслужила право выбирать любую роль, которая ей интересна, но было определенно неожиданно, когда она снялась вместе с Голди Хоун в комедийном фэнтези 1992 года «Смерть ей к лицу». Это комическая история о соперниках-дуэлянтах, которые выпивают волшебное зелье, обещающее подарить им вечную молодость, но вместо этого превращающее их в ходячих мертвецов.
Стрип вкладывает в эту роль все, на что она способна, и ловко обыгрывает всеобщий страх перед старением и нарциссизмом в целом. Ярость и огонь Стрип действительно помогают реализовать идею, а ее комедийная синхронность прекрасно сочетается с игрой Хоун. Кроме того, это просто забавная новинка - увидеть величайшего из ныне живущих актеров мира в главной роли в сверхъестественной, жестокой, винтовой комедии.
5. Леонардо Ди Каприо - Волк с Уолл-стрит (2013)
Леонардо Ди Каприо, неизменно играющий в хороших фильмах, часто считается одним из самых недооцененных актеров всех времен. За свою карьеру, в которой были исторические драмы, политические военные триллеры, нео-нуарные психологические триллеры и научно-фантастические экшн-эпопеи, Ди Каприо сыграл по-настоящему вдохновенную комедийную роль на века в фильме 2013 года «Волк с Уолл-стрит». Доказывая, что реальность гораздо страннее вымысла, фильм рассказывает подлинную историю магната с Уолл-стрит Джордана Белфорта, который лгал и интриговал на протяжении 1990-х годов, чтобы добиться славы и богатства.
Фильм показывает, насколько токсичной может быть богатая жизнь, и ДиКаприо прекрасно играет забывчивого Белфорта, который падает с одной ступеньки коммерческой и эмоциональной лестницы на другую. В конечном итоге «Волк» - это грустная история о манипуляциях и жадности в ретроспективе, но Ди Каприо поистине истеричен в своей игре, исполненной блаженного невежества.
6. Дастин Хоффман – Тутси (1982)
Дастин Хоффман добился невероятного успеха на протяжении 1970-х годов, вырезая важные роли в ключевых фильмах, таких как «Ленни», «Вся президентская рать», «Марафонец» и «Крамер против Крамера». Поэтому было удивительно, что он взял роль актера Майкла Дорси, который создаёт себе женское альтер-эго, чтобы получить успешную роль на телевидении.
Хоффман играет две роли, обе с предельной искренностью и убежденностью, при этом ловко проводя грань между обаянием и несносностью. Шутки и гэги, используемые в фильме, - это мягкие, тонкие уколы в адрес Голливуда и сексизма, при этом фильм не пытается стать чем-то вроде язвительной сатиры. Вместо этого он вполне счастлив существовать как умная и милая смесь фарса и социального комментария, где Хоффман реагирует на все с прямым лицом и щедро позволяет остальным актерам усиливать все вокруг него искрометными, остроумными диалогами. Это умное исполнение высокой концепции, которая могла бы легко стать катастрофой в руках не того актера. Вместо этого фильм стал классикой комедии.
7. Крис Пайн - Драйвер на ночь (2014)
Двадцатые годы были чрезвычайно добры к Крису Пайну на актерском фронте: он получил признание критиков и кассовый успех за роли в современных фильмах «Звездный путь», «Неудержимые» с Дензелом Вашингтоном и Стива Тревора в «Чудо-женщине» 2017 года, закрепив свой статус голливудского лидера. Но среди его звездных ролей есть и совершенно не свойственная ему роль эксцентричного миллионера-безумца Роджера Кароса в боевике/комедии 2014 года «Стретч», который в русской локализации получил название «Драйвер на ночь».
Пайн играет свою роль, как настоящий злобный мазохист. Он с удовольствием вовлекает своего водителя лимузина в абсурдные и опасные ситуации только ради острых ощущений, и ему удается держать его под своим контролем за нужную цену. Персонаж Пайна намеренно отвратителен, груб и неприятен во всех мыслимых отношениях. Но его дьявольский антагонист — это то, что делает Стретча Патрика Уилсона таким симпатичным по сравнению с ним. Определенно мрачноватый и не для всех, «Стретч», тем не менее, демонстрирует, насколько смешным может быть Пайн, когда захочет.
8. Рэйф Файнс - Отель «Гранд Будапешт»
Ральф Файнс — это очень уважаемый актёр, настоящий профессионал, известный по душераздирающим драматическим картинам, таким как «Список Шиндлера» и «Английский пациент», а также по роли Лорда Волан-де-Морта из франшизы о Гарри Поттере. Поэтому его легкомысленная роль Густава Х., знаменитого консьержа престижного горного курорта в фильме Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“», кажется неожиданной. Благодаря податливому остроумию и огромному количеству талантов Файнс сыграл теплую и многослойную роль, которая стала основой всего фильма.
Удивительная смесь эгоистичного болтуна и труса, который решается на риск, когда это необходимо, - это был замечательный ход Файнса, даже если нам было немного странно видеть, как он улыбается.
9. Майкл Шэннон - Рождество (2015)
Майкл Шеннон очень напряжен. Играет ли он хладнокровного гангстера, безжалостного убийцу, безумного социопата или непримиримого детектива, он всегда придает ощущение законности любому своему персонажу. В фильме «Рождество» Шеннон получает возможность немного поиграть со своей персоной. Продемонстрировав чрезвычайно сухое остроумие, он игриво перевернул свой суровый образ торговца травкой мистера Грина.
Шеннон играет эту роль как нечто среднее между мудрецом и безумцем, сочетая свою обычную пылкость с бесстрастным комизмом, а его коллеги Сет Роген, Джозеф Гордон-Левитт и Энтони Маки подчеркивают его деликатность своим пучеглазым недоумением по поводу практически всего, что он говорит. Всегда забавно наблюдать, как кто-то серьезный выступает в роли весельчака, и Шеннон отлично справляется с этой задачей.
10. Бенисио дель Торо - Страх и ненависть в Лас-Вегасе (1998)
Спустя несколько лет после прорывной роли в криминальном триллере «Обычные подозреваемые» и за несколько лет до того, как он получил признание критиков за роль в фильме Стивена Содерберга «Траффик», Бенисио Дель Торо взял на себя незавидную задачу изобразить доктора Гонзо в культовом классическом фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Фильм попытался как можно точнее передать одноименный роман Томпсона, в результате чего получились сцены от отвратительных до бессмысленных и истеричных.
Дель Торо сильно вжился в роль, специально набрав 45 килограммов и нечаянно убедив нескольких высокопоставленных лиц в Голливуде, что он действительно борется с проблемой наркотиков и алкоголя. Позже актер сказал, что считает это комплиментом своей игре. Готовность Бенисио полностью посвятить себя необычной и карикатурной роли - вот что помогло «Страху и ненависти» стать одной из самых запоминающихся культовых классических картин нашего времени.