Все те кто живет в Москве знают, а возможно даже и пользовались таким транспортом как монорельс. Это единственный подобный вид транспорта в нашей стране и он есть только в Москве. Свою работу он начал в 2004 году, и поначалу даже пользовался неплохим спросом у жителей и гостей столицы. Но, со временем пассажиропоток становился все меньше и меньше. А в 2016 году с когда появилась МЦК с пересадочными станциями "Владыкино" и "Ботанический сад" - спрос на монорельс и вовсе упал до минимума. И на данный момент в среднем за сутки монорельс перевозит всего 2,5 тысячи пассажиров, в праздничные дни - до пяти тысяч, что как можно понять для такого огромного и многомиллионного города как Москва катастрофически мало, ведь по данным Департамента транспорта Москвы, монорельс обходится чрезвычайно дорого. Поддержание работоспособности монорельса - очень дорогая затея, даже при максимальном пассажиропотоке требующая около 1,5 млрд рублей в год.
Монорельс был построен Московским институтом теплотехники - оборонным предприятием, которое до этого таких вещей не делало. А дал указание построить такой необычный транспорт в столице бывший ее мэр - Лужков. Он хотел построить железнодорожные пути, возвышающиеся над пешеходными и автомобильными дорогами, которые бы дополняли виды парка ВДНХ и телецентра "Останкино".
Но, с приходом нового мэра в 2013 году, ситуация начала быстро меняться. Новый мэр - Сергей Собянин сделал ставку на развитие метрополитена, на закупку электробусов и на расширение трамвайных путей и закупку новых современных трамваев. А монорельс ушел на последний план, так как у этого вида транспорта были неоспоримые минусы, такие как: Малая доступность и неудобство станций, что заметно сказывается на пассажиропотоке; дороговизна обслуживания.
Но, все же несмотря на то, что монорельс на данный момент больше не служит как полноценный общественный транспорт а курсирует с интервалом в 30 минут в качестве экскурсионного состава, чиновники намерены вдохнуть в него вторую жизнь.
В "высоких" кабинетах тоже понимают, что в таком виде, как сегодня, монорельс в районе ВДНХ работать не может. Поэтому там задумались о его реконструкции.
Так правительство Москвы заключило соглашение с частным инвестором, которое будет действовать с 2024-го по 2027 год, из которого следует что, совершенствовать монорельс будут в два этапа.
На первом этапе в 2024 году - хотят восстановить работу транспортного парка и увеличить количество поездов с двух до пяти-шести. На втором этапе, с 2025-го по 2027 год, для монорельса планируют создать новые поезда с беспилотным управлением. Всего на линию планируют выпустить десять составов.
А по имеющиеся информации в сети стало известно, что Московский институт теплотехники еще в конце 2023 года взял в разработку концепт новых пятивагонных поездов.
При этом агентство "Москва" со ссылкой на комплекс градостроительной политики и строительства сообщило, что на опорах и путях монорельса могут и вовсе обустроить парк, а подвижной состав окончательно демонтируют. А в пресс-службе Московского метрополитена и ответили, что - "Окончательного решения что делать с монорельсом еще не принято".
А как вы думаете, стоит ли сохранить такой необычный транспорт в столице ?