Марию Лиманскую называли «Регулировщица Победы» и «Бранденбургская Мадонна». Она прославилась благодаря снимку, который сделал в мае 1945 года в освобожденном Берлине фотограф Евгений Халдей. Этот кадр облетел весь мир и стал одним из символов победы. Скромная регулировщица попала на фронт в 18 лет и не раз могла погибнуть. А недавно она отметила столетний юбилей.
В городе Маркс в Саратовской области, рядом с Дворцом культуры стоит скульптура, изображающая молодую девушку-регулировщицу с двумя флажками в руках. Называется памятник “Мадонна Победы”. И посвящён он снимку, который военный фотокорреспондент Евгений Халдей сделал 2 мая 1945 году в Берлине, у Бранденбургских ворот.
Эта фотография облетела весь мир, став для многих символом победы, как и другой известный снимок Халдея — поднятое над рейхстагом знамя СССР. А девушку на фотографии стали называть “Регулировщицей Победы”, “Бранденбургской Мадонной” и “Хозяйкой Бранденбургских ворот”.
А зовут её Мария Филипповна Лиманская. На фронт она ушла 18-летней девчонкой в 1942 году. Она прошла всю войну, сначала попав в запасной полк, где шила шапки, рукавицы и фуфайки, а потом услышала о наборе в регулировщицы, куда и отправилась с несколькими подругами. Обучение заняло всего три дня, после чего девушек отправили на перекрёстки фронтовых дорог. И стоять, указывая дорогу колоннам солдат и техники приходилось долго — смены иногда длились по много часов и в дождь, и в стужу, и под обстрелами немецкой артиллерии.
За годы войны Мария не один раз была на краю гибели. Она проваливалась под лёд, переболела воспалением лёгких и тропической малярией. Во время бомбёжки под Батайском её сбил автомобиль, который она пыталась остановить — водитель не знал, что мост впереди взорван и пытался вырваться из под обстрела.
В госпитале Мария с подругами пережила ещё один обстрел. Регулировщицам повезло — упавший рядом с ними снаряд не разорвался. А когда его разобрали, то внутри нашли записку: “Дорогие друзья, чем можем — тем поможем”.
Так Мария прошла всю Великую Отечественную войну и 2 мая 1945 года оказалась в Берлине. Её пост располагался около Бранденбургских ворот, где девушку заметил Евгений Халдей. Правда, сама Мария узнала про снимок только в 1982 году. Тогда она работала санитаркой и одна из пациенток показала ей эту фотографию, опубликованную в журнале “Работница”. Правда, фамилия под снимком была указана другая. Как выяснилось, Халдей пытался узнать у солдат имя регулировщицы, но в тот момент там было две Маши и ему назвали другую фамилию. После этого в редакцию журнала попало письмо с опровержением, о чём позже узнал и сам фотограф. Евгений написал Марии письмо с извинениями и приложил к нему оригинальные снимки. Правда, встретиться лично Халдей с Лиманской так и не смог.
А летом 1945, стоя на посту, Мария встретилась с Уинстоном Черчиллем. Он с кортежем ехал на Потсдамскую конференцию, но не смог не остановиться и не поговорить с Марией.
Черчилль через переводчика поинтересовался у Лиманской, не обижают ли её английские солдаты, пост которых находился рядом. На что Лиманская ответила:
Пусть попробуют. Наши меня в обиду не дадут.
Черчилль улыбнулся и поехал дальше.
После войны Мария Филипповна работала медсестрой, а затем стала школьным библиотекарем в Волгоградской области. А в 1994 году перебралась в село Звонарёвка Марксовского района Саратовской области, где живёт со своей дочерью. И буквально месяц назад, 12 апреля, Мария Ливанская отпраздновала юбилей — ей исполнилось сто лет.
В 2020 году ей поставили памятник. На церемонии открытия Мария Филипповна не смогла присутствовать, но для неё устроили интернет-трансляцию.
Сегодня для меня особенный день. Мое поколение защищало страну для вас, для ваших детей. Теперь вы – достойная смена. Берегите, храните и свято чтите нашу историю, никому не давайте в обиду. Пусть этот памятник будет напоминанием о том, что наш народ может справиться с любой бедой. Какие бы дороги ни пришлось пройти, всегда будьте мужественны, твердо идите по намеченному пути, стойко защищайте и любите свою страну, стойте на посту мира и добра,
— обратилась Регулировщица Победы к гостям церемонии.
Стас Степанов