На прошлой неделе инфополе разразилось страстями по рилсам (точнее, по авторским правам на них). Mash опубликовал новость (которую затем подхватили все новостники) о том, что в России появилось первое решение с ответственностью за копирование рилса (дело рассматривалось арбитражным судом Московской области, № А41-101804/23, с решением можно ознакомиться здесь). Но уже на следующий день истицу, выигравшую 300 тыс. руб. у коллеги-риелтора (ИП Булавина С.В.), пересказавшего её рилс, - саму стали обвинять в краже контента.
Пошли заявления, что оригинальный текст для видео "Что делать, когда погасил ипотеку" (которое, собственно, и есть предмет спора) - был написан агентством недвижимости "Новостройки медовые", ещё в декабре 2022 года, за 7 месяцев до появления ролика ИП Юминой Ю.И. Посмотрите наглядное сравнение в видеоформате вот здесь: проанализировав контент - когда всё повторяется дважды, кроме последнего кусочка, - вы точно запомните, что надо делать, когда погасил ипотеку:))
Все мои неравнодушные коллеги уже высказались по этому поводу, но не хайпом единым, как говорится)) Я лучше отсыплю вам немного полезного - про то, как можно заимствовать коррЭктно!
И ПЕРВАЯ ЧАСТЬ моего опуса посвящена ПРАВИЛАМ ЦИТИРОВАНИЯ (уже писала о них, и повторение - мать учения, тем более - добавила интересный примерчик).
! У КАЖДОГО ФОТО и У КАЖДОЙ КАРТИНКИ, ВИДЕО, ТЕКСТА и мн.др. - есть автор. Изображения охраняются авторским правом так же, как и тексты, видео, коллажи и другие авторские работы. Они называются произведениями (искусства, литературы, науки - не принципиально важно). Даже рисунок двухгодовалого ребёнка на асфальте - это произведение.
Чтобы использовать чужое произведение, нужно согласие автора этого произведения. Обычно автору ещё платят авторские отчисления (гонорар, роялти) за передачу (навсегда или на время) прав на его произведение.
Если этого согласия от автора нет, то в НЕКОММЕРЧЕСКИХ (культурных, учебных, научных, информационных - легко запомнить цели по первым буквам) целях вы можете использовать ЦИТАТЫ из его произведений без согласия и без выплаты вознаграждения - если вы соблюдаете ТРИ УСЛОВИЯ:
- указан АВТОР цитаты;
- указан ИСТОЧНИК, откуда вы взяли цитату;
- самое главное: ОБЪЁМ цитаты соответствует ЦЕЛИ использования. Помимо соблюдения целей важно брать именно кусочек (отрывок, часть) произведения. Цитата определяется как "короткая дословная выдержка из авторского текста, заключающая в себе законченную мысль". Вы можете проиллюстрировать свой текст кадром или даже отрывком из фильма, который подкрепляет вашу мысль, взять несколько слов или предложений из чужого произведения (с обязательной ссылкой на автора и источник!), - но только, чтобы это была именно цитата, а не плагиат или незаконное использование.
ПРИМЕР: для того, чтобы показать особенности мультипликации советского периода НЕ нужно грузить полные версии мультфильмов про пластилиновую ворону, домовёнка Кузю, "Ну, погоди!" и т.д. Достаточно пары кадров или несколько секунд видео, чтобы понять техники, используемые мультипликаторами того времени. Это реальный случай, когда ко мне обращались за консультацией: ребята собрали на портале (пиратские получается) версии мультиков и приписали сверху заголовок (типа они образовательный проект, посвящённый истории мультипликации) - и спокойненько так набирали просмотры... Пока к ним не постучалось РАО... Но это уже другая история.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Вариация на тему))
Есть ещё свободное использование для юмористических целей (пародия или карикатура), сурдоперевод и создание библиотек - подробнее можно прочитать в ст. 1274 ГК РФ, которая так и называется "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях".
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Дополнительная и неюридическая.
В 2022 году я участвовала в проекте ТопБЛОГ, и в дополнение к рекомендации вдохновляться идеями вирусного контента, мы получили памятку "Кради как художник" (ссылка на краткое изложение книги О. Клеона с одноименным названием прилагалась в конце этой памятки, в комментарии к посту тоже её вам дам).
Так вот. Вся памятка про то, как можно корректно заимствовать, и здесь не про юридическое. Приёмы, которые были рекомендованы:
- Отсылка – это упоминание одного произведения в другом. Например, если бы в ролике один из персонажей представлялся: «Петров. Иван Петров», – то ты без труда бы принял эту отсылку на Агента 007.
- Аллюзия – это намек на другое произведение. Например, в твоем ролике рассказывается история о двух влюбленных, чьи родители враждуют и настроены против их любви. Угадывается аллюзия на Ромео и Джульетту.
- Оммаж – это сложная форма заимствования. Оммаж не повторяет конкретные сцены, не заимствует, он помогает вспомнить зрителю атмосферу. Ярким примером оммажа эпохи 90-х годов ХХ века является сериал «Внутри Лапенко», который весь пропитан атмосферой того времени.
- Пасхалка – инструмент, который пришёл к нам из компьютерных игр и предназначен для самых внимательных. Пасхалка – это то, что не бросается в глаза, умело вплетено в произведение и заметно не с первого раза. Например, в фильме «Я – легенда» на одной из стен виден рекламный щит фильма «Бэтмен против Супермена», а сам фильм вышел лишь через девять лет после фильма «Я – легенда»! Среди кинолюбителей порой проводятся целые чемпионаты по поиску пасхалок.
Вот такие вам "утиные истории" (эта пасхалка - топорная, и она же - проверка на возраст! кто понял - пишем в комментариях имена племянников главного героя мульта!)))
Остались вопросы? Комментарии? Дополнения? Возражения?
Обсудим?