Арт-терапия: упражнения для совместного творчества

Арт-терапия относится к психотерапевтическому направлению, где применяются изобразительные средства, художественные материалы, творческий процесс.

Методика помогает клиентам раскрыть себя, своё эмоциональное состояние, снять напряжение, избавиться от психологических проблем. Терапия искусством эффективна при работе с отдельным индивидом, парами, группами.

Арт-терапия относится к психотерапевтическому направлению, где применяются изобразительные средства, художественные материалы, творческий процесс.

В основе арт-терапии лежат такие виды творчества, как рисование, керамика, лепка, занятия скульптурой, музыка, танцевально-подвижная деятельность, бисероплетение, театральное дело, создание сказки, кукол, работа с песком.

С помощью арт-терапии удаётся обнаружить глубинные переживания, желания, чувства, которые были скрыты в бессознательном в силу социальных установок, норм, правил поведения в обществе.

На сегодня представлено разнообразие упражнений для совместного творчества, где возможно разрешить внутренние конфликты, достичь эмоционального равновесия, избавиться от негативных мыслей. Примеры: создание картины неудач, котёлок хорошего настроения, сочинение сказки, каляки-маляки, рисование нерабочей рукой, создание коллажей, маски, живые башмачки, комикс, хозяюшка, диалог двух кукол, портрет смелого человека. Проводить сессии арт-терапии можно с терапевтом или самостоятельно путем подбора интересных методик, техник.

С какими проблемами помогает арт-терапия

Упражнения арт-терапии помогают определить внутреннее состояние, а также исцеляют от многих нервных нарушений. Они справляются со страхами, зажимами, замкнутостью. Методика эффективна для раскрытия потенциала личности, формирования ее целостности, развития творческих способностей, креативности.

С помощью арт-терапии возможно проработать:

  • межличностные, внутриличностные конфликты,
  • кризисы,
  • травмы,
  • потери,
  • психосоматические нарушения,
  • невротические патологии,
  • постстрессовые состояния,
  • боли прошлого,
  • неприятные болезненные эмоции.

Во время занятий необходимо давать свободу действиям и мыслям, исключив критику, возражения. При взаимодействии с агрессивной персоной предпочтение лучше отдать лепке, а не рисунку, который может дополнительно нервировать. Специалист должен иметь полный комплект материалов, цветовую подборку красок, карандашей, фломастеров. Важно разбираться в тонкостях настроения и подбирать под каждый порыв своё задание (например, при усталости изображают цветы, при боли эффективна лепка, на фоне скуки заполняют участки бумаги разными цветами, в случае напряжения создают узоры, при желании понять себя и свои стремления творят коллаж).

Что такое арт-терапия и что она даёт

Впервые термин «арт-терапия» был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Он является автором книги «Искусство против болезней», где раскрыта сущность его метода и целительной силы на человека.

По мнению живописца, творчество излечивает от фобий, депрессивных нарушений, повышенного психоэмоционального напряжении на фоне соматических поражений.

Арт-терапия помогает достичь гармонии через самопознание и самовыражение. Сбросить накопившуюся негативную энергию, найти внутреннюю опору, восстановить эмоциональный комфорт возможно в процессе рисования, собирания мозаики, создания арт-объекта, танцевально-двигательной терапии, куклотерапии.

В центре внимания психологического направления личность, создающая или рисующая. В процессе арт-терапии специалист добирается до бессознательного уровня индивида, опираясь на получившийся визуальный образ.

Для обеспечения положительного терапевтического результата важно создать безопасные доверительные условия для самореализации клиента, обеспечить свободу выбора материалов и темы. Не стоит ограничивать индивида во времени, это позволит полностью раскрыть свой внутренний мир.

К плюсам арт-направления относят оперативную работу с человеком, где он может без слов представить свои тревоги. При выполнении образа невозможно дать ложную информацию. Личность выступает в нескольких ролях — создатель, зритель, интерпретатор. Творческий продукт помогает полностью раскрепоститься, выплеснуть накопившееся, решить недопонимания в паре. Техника развивает моторику, творческий подход.

Благодаря арт-терапии удается безопасным образом выразить агрессию, негативные ощущения, провести работу с непреодолимыми мыслями, чувствами, научиться контролировать внутренние эмоции.

Упражнение №1: Пальчиковое рисование

Действенное упражнение, применимо к детям с дошкольного возраста. Увлекательную арт-терапию относят к доступной, понятной, она помогает укрепить детско-родительские взаимоотношения.

Во время рисования пальцами удаётся снять напряжение, снизить стресс. Также, искусство помогает развитию сенсорики, творческого начала. Когда ребенок рисует, важен самопроизвольный выбор тематики и цветовой гаммы произведения. Можно творить рисунок совместно с малышом или дать ему полную свободу и наблюдать за процессом со стороны. Например, это могут быть узоры, каракули, фигурки или серьёзные детали, персонажи, вспоминания увиденного.

Упражнение №2: Слепая лепка

Удивительный способ самовыражения чувств, тревог заключается в слепой лепке. Например, можно мастерить из пластилина, глины, теста, воска любой предмет. Обычно детям нравится упражнение таинственным и неожиданным результатом.

В основе необычной арт-терапии лежит желание сотворить образ, который воплощает детские мысли, эмоции. Вслепую выполнить задачу непросто, но полезно для формирования мелкой моторики, сенсорного восприятия, фантазии.

Дети не всегда умеют и знают, как выразить внутреннее состояние, поэтому метод отлично помогает раскрыть малышу себя.

Упражнение №3: Котелок хорошего настроения

Если у человека плохое настроение, присутствуют тревожность и подавленность, стоит приготовить хорошее настроение. От участников игрового действия требуется подобрать подходящую посуду, определить ингредиенты для рецепта.

Важно позволить свободу мыслей и воображения. Возможно личности захочется использовать в своём творческом блюде улыбку, задорный смех, веселье, добрую шутку, килограмм конфет, банку варенья и букет полевых цветов.

Полезно разработать общую идею рецепта, вместе ее исполнить, затем обсудить, что самое важное, чего еще не хватает, что стоит добавить или заменить в кулинарном произведении.

Упражнение №4: Сотри свой страх

Разберём ещё одно полезное упражнение, с помощью которого в клиенте усиливаются смелость и храбрость. Сначала, когда человек рисует свой страх, ему нелегко, но потом, преодолев свои опасения, ему удается прочувствовать отрицательные эмоции через творчество.

Лучше всего работать на поле для песочной терапии или на плоской поверхности, усыпанной слоем песка, манки, крупы. Психолог просит человека изобразить свой страх, а потом необходимо стереть рисунок рукой или специальным инструментом (например, скребок для пластилина, щетка, кисточка).

Арт-терапия эффективно комбинируется со сказкотерапией — надо придумать свой сюжет, где добрый герой смог справиться со страхом и стереть его.

Упражнение №5: Рисование музыки

В психологии представление музыкального произведения помогает воздействовать на чувства ребёнка. В процессе арт-терапии у человека раскрываются воображение, уменьшается напряжение, повышаются внимание и усидчивость.

Предлагается прослушать композицию и при помощи карандашей, мелков, ручек, фломастеров запечатлеть на бумаге все услышанное. Процесс может быть сложным, но участникам будет интересно. Желательно поочередно включать разную музыку — классическую, современную, танцевальную, грустную, веселую, спокойную, активную. В итоге получится выставка музыкальных картин разного жанра.

Упражнение №6: Комикс

Метод избавляет от стресса, напряжения. В работе с детьми получается узнать их желания, мечты, фобии и тревоги.

Разберём вариации выполнения арт-терапии. Необходимо взять большой лист бумаги или ватман, где предлагается нанести сюжет, персонажей. Человеку нужно придумать идею, героев, развязку событий. Используются карандаши, краски, мелки, фломастеры.

Другой вариант выполнения — разрезание комикса на несколько картинок. Если есть несколько человек, их делят на команды, каждая из которых получает набор изображений. Одна картинка содержит название. От участников требуется собрать историю.

Можно усложнить задачу — каждой группе выдать несколько картинок без названия и последней иллюстрации. Участники разрабатывают сюжетную линию, главную идею, подбирают название и концовку истории.

Упражнение №7: Коллаж

Составление коллажа подходит для творческого начала, формирования фантазии, снижения отрицательных эмоций. Арт-терапия эффективна для определения личностных тревог, волнений, проблем.

Само произведение состоит из вырезок журналов, газет, книг, фотографий, которые в произвольном характере наклеиваются на бумажное полотно.

Если клиент еще маленький, психолог самостоятельно подготавливает материалы для работы. Например, картинки с грустными и весёлыми, испуганными или умиротворенными персонажами.

Ребёнок школьного возраста может сам подобрать интересные вырезки из предложенных ему книг, журналов, афиш. Задание выполняется в свободном русле, человек делает подписи и размещает иллюстрации в любом порядке. Создание макета позволяет лицу выразить свои эмоции, идеи. Не стоит вмешиваться в творческий процесс, делать поправки, комментировать, менять что-либо в работе.

После выполнения объёмной картины стоит обсудить получившееся. Например, выяснить смысл подписей, чувств при выборе изображений, ассоциаций и воспоминаний во время деятельности. Важно уточнить, почему иллюстрации наклеены в таком порядке, почему некоторые некоторые герои размещены в центре, а другие в плохо заметных участках полотна.

Упражнение №8: Кляксография

Данный метод арт-терапии подходит для повышения концентрации личности, способностей анализировать, развития креативности.

Представлены несколько видов реализации техники. Например, можно нанести на половину листа с помощью чернил или красок кляксу, а на второй половине попросить индивида изобразить подобный элемент любым цветом. Допускается изображение пятен, каракулей, разводов, капель.

Можно творить кляксы и обсуждать каждую, обозначать ее настроение, свойства, сходства с животными. Стоит затронуть характер, страхи, сильные качества, переживания узора.

Основная цель арт-терапии — избавление от страха поражения. Индивид развивает мелкую моторику и образное мышление, рисует свое внутреннее состояние, учится решать творческие задания.

Для разнообразия выполнения упражнения используют техники с растеканием, трубочкой, пластилином, ниткой.

Упражнение №9: Эмоциональный автопортрет

Нетрадиционное упражнение арт-терапии считается проективной методикой, выполняя которую можно прийти к неожиданному результату. Творческая деятельность подходит для детей и взрослых.

С помощью направления можно увидеть себя со стороны, обнаружить собственные ресурсы, умения, потребности. Деятельность эффективна для выплескивания накопившихся впечатлений, избавления от усталости.

Для игрового упражнения нужно подготовить ватман, клей, разноцветные карандаши, краски, фломастеры, мелки и ручки. Разберём ход задания — тело человека обводят по контуру, а затем просят личность заполнить портрет необходимыми элементами. Например, человек может дорисовать себе каракули, цветочки, уши, рог единорога, приклеить детали, раскрасить в разные цвета свое тело.

По завершении арт-терапии рекомендуется обсудить нарисованное, выбранные цвета, материалы, сложности, настроение при выполнении задания.

Упражнение №10: Продолжи сказку

Взрослый рассказывает небольшой отрывок произведения, а ребенок должен придумать концовку. Обычно в сказке рассказывают о героях, которые чем-то похожи на членов семьи (например, по характеру, внешним признакам, особенностям поведения, увлечениям).

Сказкотерапия помогает при помощи фантазий обозначить душевные терзания, понять себя и внутренний мир, справиться со страхами, сомнениями, стать более открытым для коммуникаций с окружающими.

В ходе игрового упражнения индивиду задают уточняющие вопросы. Рассказчик создает свой сюжет, добавляет новые события.

Арт-терапия помогает раскрыть детские переживания, тревоги, мечты. Специалист изучает мимику, движения, жестикуляцию рассказчика, обращает внимание на сюжет истории и решение трудностей героев.

Если вам интересно это направление и есть желание помогать людям с помощью творчества, приглашаем на курс «Арт-терапевт». Это 6-месячная программа, где изучаем основы психологии и консультирования, инструменты арт-терапевта и техники упражнений.