Найти тему

Трансформация человека на грани жизни и смерти в фильме "Мина".

Размышления о фильме «Мина» (“Mine”, directed by Fabio Resinaro, Fabio Guaglione, 2016).

Война причиняет боль сразу многим, превращая жизнь в кошмар, каждая судьба в отдельности - это сгусток страданий. На примере одного пехотинца, застрявшего в пустыне, показано, насколько война - это ужасное событие, повергающее трепетную душу в котёл невыносимых страданий, и главный вопрос: ради чего всё это нужно? "Чтобы выполнить приказ", - ответит честный пехотинец.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Мне понравился диалог между местным жителем, пустынником, и сержантом, попавшим в ловушку, на тему "Почему ты наступил на мину?", что в итоге сводится к тому, "Зачем ты уехал из дома от любимой женщины?". Видимо затем, чтобы наступить на мину в Ливийской пустыне. Почему Ливийской? Точного обозначения места действия не даётся, но по скромным наблюдениям, это Северная Африка, скорей всего, Ливия. Несмотря на то, что по сути этот фильм - театр одного актёра, всё выглядит вполне динамично, с эмоциональным напряжением.

История штаб-сержанта Майка начинается с задания, которое за три месяца зашло в тупик. Он снайпер, послан в пустыню, чтобы убить члена террористической организации Саида Ассифа. Вместе с ним напарник, Томми, корректировщик, изрядный болтун. Такое впечатление, что он говорит как дышит, не замолкая ни на миг.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Вдвоём сидят на одном месте и ждут выстрела в цель. В тот момент, когда появилась цель, у снайпера возникли сомнения в адекватности информации. Во-первых, им сказали "чёрный автомобиль", а приехал "серый". Во-вторых, пассажир не так уж и похож на цель, у них нет фото, да и причина, по которой "этот мужчина" приехал в пустыню, как-то не согласуется с общей линией. Здесь бедуины решили устроить свадьбу, и "этот мужчина" привёз мальчика, жениха. Согласно анкетным данным, у Саида нет детей. Майк отказался стрелять. Его можно понять. Приказ даёт командир, это понятно. "Стреляй!". Но стреляет не командир, а снайпер, и ответственность за выстрел ложиться на него. Если он убьёт не того человека, тогда на родине предстанет перед судом: "а зачем, вояка, ты убил гражданского, ты не видел, что он не террорист, а папа, устроивший сыну свадьбу?". "Но ведь все кричали "стреляй-стреляй", вот я и выстрелил". Чтобы такого разговора не было, осторожный и неглупый Майк сказал, что потерял цель из виду. Случайно их место засекли охранники "того мужчины", началась погоня. Запрос на эвакуацию. Командир недоволен, что пехотинцы убегают, не исполнив приказ. Указал им место эвакуации. Далеко, через пустыню, там есть деревня, где можно посадить вертолёт.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Только, пока не утихнет пылевая буря, помощи не будет. Следуя к месту эвакуации, проходили через поле, где под ноги Майку ветер швырнул ржавую табличку с изображением черепа и костей и надписью на арабском, видимо, классическое: "Стой, мины". У Майка, конечно, появилось сомнение, нужно ли идти по этому полю. Но весёлый Томми посмеялся над Майком и пошёл, но подорвался на мине. Майк сделал шаг вперёд, чтобы помочь напарнику, перевязать раны, вколоть морфий, ибо у Томми оторвало две ноги до колена. Но...сам наступил на мину. Включил её. Одно движение, и ему тоже оторвёт ноги. Как Майк сказал, что на этой земле за последние сорок лет накидали 30 млн. мин, и вот, две из них нашли Томми и Майка. Томми осознал, что ситуация безвыходная, взял пистолет и выстрелил себе в голову. Майк остался один. Посреди минного поля. Под палящим солнцем. Без очевидной помощи.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Открытый всем ветрам. Для любого стрелка он удачная мишень. Чудесным образом удалось связаться с командиром по рации, объяснить ситуацию. На что командир сказал, что немедленно помощи не будет. В лучшем случае, через 52 часа мимо него будет проезжать боевой отряд, он должен быть на постоянной связи и подать сигнал о своём местонахождении. Сколько? 52 часа? Стоя на мине в одном и том же положении? Без воды и еды? Под солнцем днём. В морозе ночью. Под эпизодически обрушивающимися пылевыми бурями, сметающими тонны песка с места на место?

Под угрозой быть сожранным стаей пустынных собак, похожих на чудовищ из ада? Хорошо, что он был на минном поле, некоторые собаки удачно взорвались. А с некоторыми пришлось драться с помощью ножа. Но самое главное - это жажда и галлюцинации, когда реальность утрачивает границы, смешивая образы прошлого и настоящего, и борешься не только с реальными собаками, но и с призраками, например, с отцом, который был пьяницей и дебоширом.

Майку пришлось перенести множество испытаний, весьма тяжёлых для одного маленького человека, который не вполне мог ответить на вопрос, что он забыл в этой пустыне. Ещё были интересные диалоги между Майком и местным жителем.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Мне понравился финал. Когда Майк сошёл с мины. Шикарно! За это мои аплодисменты. Иллюстрация к словам бербера, что страдания - это путь иллюзий и обмана, по которому проходит душа, чтобы обрести частичку радости. Обратите внимание на то, как встал Майк перед своей невестой Дженни.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Здесь всё связано. Символизм - путь от смерти к жизни. Дженни - это жизнь. Прекрасное кино!

Друзья! Подписывайтесь на наш канал!

Автор: Азарин Сергей

www.azarin.ru