Испорченный реквизит с детского праздника пригодится на развивающих занятиях

557 прочитали

Педагоги, работающие в далеко не богатом спецучреждении для детей с особенностями развития, уже давным-давно научились использовать многие вещи не по прямому назначению, но с толком и пользой.

Так уж вышло, что у нас в учреждении, а в частности - в нашем кружковом отделе, где мы с коллегами проводим творческие занятия с особенными воспитанниками, редко когда педагогам перепадают новые пособия, качественные канцтовары или игрушки, которые можно использовать на уроках со сложными детишками.

Нет, не буду никого оговаривать, разные пособия-то, конечно, имеются. И те же наборы цветной бумаги или карандаши - тоже есть (хоть и мало). Вопрос в том, что далеко не все эти вещи можно использовать для работы с теми детьми, у которых - ну совсем никакие навыки не сформированы.

Например, это было бы слишком странно давать акварель (которой осталось всего-то 3-4 палетки) такому ребенку, который не только кисть в руке держать не умеет (и не хочет даже в руки брать), а еще и стремится стукнуть этой палеткой об стол как можно громче или кинуть ее в стену.

Или - в случае с пособиями

Недавно выдали коллегам из соседнего кабинета светящуюся электронную панельку, на которой можно рисовать "световой" ручкой.

Ну, ясное дело, что такое пособие можно дать на занятии далеко не каждому ребенку. Ведь если ребенок даже не понимает, ЧТО нужно делать с предметом, да еще и при этом ведет себя резко и агрессивно по отношению к нему, то есть вероятность, что эта панелька "прикажет долго жить", даже не начав служить! И тогда уже проблемы будут у педагога, который ему её дал...

Или - вот, вполне простое и нехитрое пособие, не для высоких умов! Обычный деревянный лабиринт, по которому нужно тупо гонять шарики. Ну хорошая же вещь! И добротная, прочная!

Но и тут не обходится без недоразумений. Пару недель назад к моей коллеге (в кружок "игротерапия") приходил мальчик (вполне себе "говорящий" и неглупый), который брал эти шарики - и швырял то в коллегу, то в свою собственную маму.

А ведь эти шарики - отнюдь не похожи на снежки (ну, это на тот случай, если мама будет оправдываться тем, что "сыночек любит в снежки играть"). И получить шариком в лоб - довольно неприятно и даже больно.

Поэтому, на ЛЮБЫХ наших занятиях мы можем использовать не только привычные пособия, но и обыкновенные предметы, материалы и вещи, которые ну никак на пособия не похожи. Главное, чтобы они были безопасные, ну и такие... которые "не жалко".

Но это только на первый взгляд! Ведь многими из них с успехом пользуются педагоги уже лет сто! Я не шучу и не делаю открытий, ведь всё уже давно придумано до нас!

А тут - все вышло совершенно случайно!

Итак, проходило у нас в начале весны обычное, рядовое мероприятие - игровая программа, посвященная "маминому празднику". Для детишек из наших стационаров и их сопровождающих мамочек.

А так как наши особенные детишки могут участвовать далеко не во всех конкурсах (а конкурсы проводить всё равно надо!) - решили мы сделать несколько конкурсов чисто для мам! Да-да, мамы - тоже люди, тоже на празднике хотят и себя показать, и развлечься, и отвлечься.

И вот, таким был один из конкурсов (кстати, мамам он очень понравился, так, что он теперь у нас стал традиционным, только "вариативным" в зависимости от аудитории и обстоятельств).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Ведущий приглашает на сцену 4-5 мам, желающих поучаствовать. Им завязывают глаза. А потом, по очереди подносят к ним широкие пластиковые вазочки (или пиалки) с разным содержимым: фасоль, горох, маленькие макарошки-рожки или колесики, чечевицу и даже, помнится, у учительницы труда в закромах кабинета завалялась банка нута - тоже в ход пошел! А задача мам - довольно проста: запустить пальцы (с помощью ведущей) в пиалочку, потрогать, пощупать... и правильно назвать то, что там лежит!

В этот раз - конкурс тоже прошел на ура!

Мамы - посмеялись от души, поприкалывались друг над дружкой (ибо не все правильно угадывали)... Но само мероприятие-то - продолжается!

А помощница ведущей - как обычно (по регламенту!), аккуратно сложила (составила) эти вазочки с "бакалейными изысками" в одну коробку и, когда ребятки закружились в дружненьком хороводе на следующем конкурсе, задвинула эту коробку под стол с реквизитом...

Да, так мы делаем всегда! Стол с реквизитом - недалеко от ведущей, ведь один и тот же реквизит может применяться несколько раз за мероприятие! А то, что УЖЕ использовано - всегда, по традиции, отправляется ПОД этот стол, извечно это правило работало и не давало осечек!

Но, видимо, традиции нужно хоть иногда менять!

В центр зала выскочил один довольно подвижный и очень непослушный мальчик, который в принципе в течение всего мероприятия вел себя "не так, как приличные люди ведут себя на утренниках" (носился по залу, выбегал на сцену, дергал двери, лазил по спинкам диванов, наступая на плечи сидящих там мамочек).

На замечания и цыканья он, естессно, не реагировал, при попытке ведущей аккуратненько развернуть его в сторону зрителей - "вытек" из ее рук на пол, а потом - резко пополз под тот самый стол...

Ну а дальше - всё предсказуемо!

Пнул и тряхнул ту самую "мамско-конкурсную" коробку... раз, два! Тррррр! Ды-дыщщ! Поколотил по ней пару-тройку раз. Провалился рукой внутрь... Еще в таком положении "пошерудил"... В общем, успел знатного "шухеру" навести, пока его мамочка сама не схватила в охапку и не скрутила рядом с собой в зрительской зоне.

А так как вазочки в коробке все стояли открытыми, то, естественно, после "вторжения" мальчика, все горохи-нуты-макарохи рассыпались по дну коробки и смешались в один разноцветный симпатичный "ералаш"...

Жалко?

Ну да, немного.

А хотя... чего тут страшного? Разве что в ближайшее время такой конкурс не будем проводить (ведь НАШИ - уже из принципа ни одной крупинки из дома на работу не принесут!)

А учитель труда - по-своему рада!

После праздника, трудовик ссыпала всё-всё-всё, что было (стало!) в коробке, в один широкий прозрачный контейнер. А потом сказала:

- Ну вот, реквизит, конечно, плакал... Но зато теперь у нас есть новое пособие! Ура!

Новое пособие

То самое новое, которое" хорошо забытое старое!" Но... идеальное!

И, время от времени, учитель труда применяет его на своих занятиях с ребятами!

Ставит на столик контейнер с этим "ассорти", ставит вокруг него отдельные блюдечки. А ребятам дает задания: Коля - вынимает фасолинки и кладет в красное блюдечко, Маша - вынимает горошинки и кладет в зеленое блюдечко, Артем - выбирает макаронные колесики и кладет в желтое блюдечко, и т.д.

И ведь какая польза: тут и мелкую моторику затрагиваем, и формы, и цвета, и внимание, и усидчивость, да столько всего важного и нужного!

И даже мышление!

Ибо в одной из групп был такой мальчик Артём, который, как говорит трудовик, буквально "сделал логический прорыв"! В процессе работы, когда ребята вынимали каждый свои "элементы", Артем высказал такую вещь:

- А почему мне только макарошки? Если я достану горошек, я лучше Маше помогу и к ней положу, а не обратно в кучу! А если ей макарошка попадется - она в мою тарелку положит.

Вот, еще и настоящая "социализация" и "развитие коммуникативных навыков" на уроке нарисовались, а еще, такими темпами, можно не только просто работать вместе, но и друзей заводить, правда же? А желание и готовность помочь ближнему - это одно из важнейших качеств, которое взрослые и должны воспитывать в детях!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Да и еще один весомый аргумент в пользу этого занятия!

Контейнер-то - он не бесконечный. И все равно когда-нибудь все наши "ингредиенты" рассортируются по отдельным баночкам! И тогда мы снова сможем проводить наш любимый конкурс!

В общем, хороший у нас трудовик, вот!

Буду у нее учиться не расстраиваться из-за мелких неприятностей и перенаправлять их в полезную сторону!

А Вам, дорогие читатели, желаю в неприятности вообще не попадать!

Мне будут очень приятны Ваши дальнейшие визиты, добрые лайки и новые подписки.