Тут несколько десятков цехов, в которых был организован полный цикл сборки самолётов. Работали конструкторы, рабочие, выполняли план и гордились своей работой. Но технологии не стоят на месте, завод переехал почти из центра столицы в другое место. А старые цехи остались. Со всем оборудованием. Поговаривают, что продукция тоже осталась, но её я не видела.
Завод и земля под ним принадлежат новому собственнику, который планирует всё снести и построить очередной жилой комплекс. Согласна, производству самолётов не место в городе. Но и вместо небоскребов можно было бы парк или общественное пространство сделать. Ну или тот же музей авиации. Но уж как есть.
А пока всё окончательно не сравняли с землёй, у меня появилась возможность немного погулять по пустынным и заброшенным цехам и показать вам несколько фотографий.
Поэтому, проваливаясь в сугробы, захожу в распахнутые двери одного из цехов. Естественно, никаких табличек или надписей о том, что именно тут делали, нет. Поэтому остаётся только догадываться.
На первом этаже тут был склад готовой продукции. И сейчас, кроме пустых стеллажей и нескольких кабинетов, не осталось ничего.
А вот если подняться по покрытой льдом лестнице на третий этаж, то можно найти много чего интересного.
Не очень разбираюсь в этапах производства, поэтому не могу точно сказать, что именно делали в этом цехе. Может, вы подскажите. Но готовую продукцию спускали вот на таких тележках на лифте.
На заводе был полный цикл производства. Настолько полный, что даже был аппарат, чтобы таблички печатать. Или вот механизм для того, чтобы делать вощеную бумагу и пропитывать ткань, в которую заворачивали готовые детали.
Выглядит масштабно, конечно. Более того, пахнет маслом и смазками. Даже несмотря на то, что завод не работает уже больше 10 лет. Кажется, что достаточно дёрнуть рубильник и механизм запустится.
Ну а в главном зале ещё интереснее. Часть станков уже вывезли (даже разобрав для этого стену), ну а некоторые остались. И кажется, тут покрывали детали маслом и смазками и наносили маркировку.
Вот штуковина для разбрызгивания всяких составов:
А рядом — ванночка, тоже с защитным составом. Видимо, так детали защищали от коррозии.
Тут же рядом, на постаменте — интересный пульт управления всеми этими механизмами.
И тут и там лежат шаблоны для нанесения маркировки на детали.
И в виде вот таких валиков, которые с помощью специальной ручки прокатывали по всей поверхности детали.
Вот так:
Шкафчики для важных и полезных вещей. Запирались на замки, но сейчас все открыты. Судя по содержимому, в них рабочие складывали свои вещи.
За стенкой — токарный цех:
И небольшая столярка. Всё, что нужно в одном цеху и рядом. Полный цикл, так сказать. Предполагаю, что в этой столярке делали упаковку для готовых деталей.
А этажом ниже — кабинеты начальства и конструкторов. Всё в одном здании.
Общий вид цеха. По вытяжке над пустым местом видно, что этот станок уже вывезли.
А теперь представьте, что тут снуют рабочие и кипит производство.
Ну что, как вам такое место? Мне кажется, интереснее музеев. Ведь тут можно почти вживую представить, как работало огромное производство.