Найти в Дзене

Управление эмоциями в спорте

К материалу «Буллинг: как не вырастить агрессора» мы получили комментарий: «У меня дочь (5 лет) занимается борьбой. Когда она проигрывает или устала, начинает рыдать, что в принципе недопустимо как минимум на соревнованиях. После поединка пожалуйста, но во время – это неспортивное поведение, так же, как и агрессия!!! Что скажете с этим делать??? С сыном такого не было...». Мы передали вопрос Олегу Владимировичу Иванцову, доценту ИСОП МГПУ, кандидату психологических наук. Вопрос оказался действительно непростым. Выход из ситуации есть, и тем, для кого проблема эмоциональных срывов у детей-спортсменов так же важна, как автору комментария, рекомендуем дочитать материал до конца. Спорт: почему это важно Спорт помогает детям укреплять здоровье, развивать дисциплину и учит командной работе. Однако во время занятий могут возникать различные эмоциональные вызовы, особенно у маленьких спортсменов. Эмоции играют ключевую роль в спорте, они могут быть источником мотивации, но также могут стать и
Оглавление

К материалу «Буллинг: как не вырастить агрессора» мы получили комментарий: «У меня дочь (5 лет) занимается борьбой. Когда она проигрывает или устала, начинает рыдать, что в принципе недопустимо как минимум на соревнованиях. После поединка пожалуйста, но во время – это неспортивное поведение, так же, как и агрессия!!! Что скажете с этим делать??? С сыном такого не было...». Мы передали вопрос Олегу Владимировичу Иванцову, доценту ИСОП МГПУ, кандидату психологических наук.

Вопрос оказался действительно непростым. Выход из ситуации есть, и тем, для кого проблема эмоциональных срывов у детей-спортсменов так же важна, как автору комментария, рекомендуем дочитать материал до конца.

Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com

Спорт: почему это важно

Спорт помогает детям укреплять здоровье, развивать дисциплину и учит командной работе. Однако во время занятий могут возникать различные эмоциональные вызовы, особенно у маленьких спортсменов.

Эмоции играют ключевую роль в спорте, они могут быть источником мотивации, но также могут стать и препятствием на пути к успеху. Для детей, занимающихся спортом, управление эмоциями не менее важно, чем развитие физических навыков. Неумение справляться с эмоциональными вызовами может негативно сказаться на их выступлении, самооценке и общем психологическом благополучии.

Почему детям важно распознавать свои эмоции?

Дети во время тренировок и соревнований испытывают широкий спектр эмоций, от радости и восторга до разочарования и гнева. Открытость в обсуждении этих эмоций помогает детям осознать их, а также развить навыки управления ими, а также ощущать эмоциональную поддержку. Зная, что они могут открыто выражать свои чувства, дети склонны к более конструктивному поведению и эффективному управлению своими эмоциями.

Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
  1. Устанавливайте время для разговоров. Создайте время и пространство для обсуждения эмоций с детьми – после тренировок, во время прогулок или в другие моменты, когда они чувствуют себя комфортно.
  2. Используйте открытые вопросы. Например, «Как ты себя чувствовал во время соревнований?» или «Что заставило тебя расстроиться после тренировки?». Это позволяет детям выразить свои чувства.
  3. Поддерживайте позитивный подход. Поддерживайте детей в разговорах об эмоциях. Помогайте им найти позитивные стороны в своих эмоциях и искать способы справиться с негативными чувствами.

Коммуникация с детьми об их эмоциях в спорте – ключевой аспект помощи для развития эмоциональной стойкости и управления эмоциями. Родители и тренеры, которые активно поддерживают открытую и эмпатичную коммуникацию, могут сыграть значительную роль в эмоциональном развитии детей и их успехе в спорте.

Помимо осознания своих эмоций маленькие спортсмены должны научиться управлять ими. Это поможет им справиться со стрессом, нервозностью и другими негативными эмоциями, которые могут возникать как во время тренировок, так и на соревнованиях.

Методы управления эмоциями в спорте

Дыхательные упражнения. Глубокое дыхание может помочь снизить уровень стресса и напряжения перед соревнованиями или во время тренировок. Учите детей делать медленные и глубокие вдохи через нос и медленные выдохи через рот, сосредотачиваясь на своем дыхании и уменьшая чувство тревожности.

Визуализация успеха. Поддерживайте положительный настрой у детей, позволяя им визуализировать успешные выступления. Предложите им представить себя во время соревнования достигающими своих целей и преодолевающими трудности. Это может помочь укрепить их уверенность и мотивацию.

Медитация. Введение простых медитативных практик в повседневную жизнь спортсменов может помочь им научиться сосредотачиваться, успокаивать ум и контролировать свои эмоции. Попробуйте включить короткие сеансы медитации в конце тренировок или перед сном.

Позитивное мышление. Помогайте детям видеть положительные стороны в любой ситуации, в том числе и в поражениях или неудачах. Учите их смотреть на ошибки как на возможность учиться и расти, а не как провал. Поддерживайте позитивные беседы для укрепления самооценки.

Релаксация. Помогайте детям находить способы расслабления после интенсивных тренировок или соревнований. Например, простые упражнения расслабления (растяжка), горячий душ или прогулка на свежем воздухе.

Использование этих методов в сочетании с пониманием и поддержкой со стороны родителей и тренеров поможет детям эффективнее управлять эмоциями в спорте. Каждый ребенок уникален, поэтому важно экспериментировать с различными методиками и найти те, которые наиболее эффективны для конкретного юного спортсмена. Это умение полезно не только в спорте, но и для общего развития личности, обладающей эмоциональной стойкостью и мудростью.

Теперь вернемся к вопросу читателя, который, по сути, привёл к появлению этой статьи. Олег Иванцов рекомендует помочь пятилетней дочери научиться управлять своими эмоциями и реакциями во время соревнований.

  • Обсудить правильное поведение: поговорить с дочерью о том, что такое спортивное поведение и как важно уважать соперника, даже если она проигрывает. Подчеркните, что показывать эмоции от соревнования нужно, но потом, а не во время них.
  • Развивайте стратегии управления эмоциями: помогите дочери научиться техникам управления стрессом, например, дыхательным упражнениям или визуализации успеха.
  • Поощряйте позитивное поведение: награждайте ребёнка за правильное спортивное поведение и умение справляться с проигрышами. Это, например, могут быть словесные похвалы или другие поощрения.

Участие в соревнованиях и занятия спортом должны быть приятным и развивающим опытом для ребёнка. Поддерживайте дочь, помогайте преодолевать трудности и учите её ценить усилия и спортивный дух.

О.В. Иванцов, кандидат психологических наук, доцент ИСОП МГПУ. Фото: mgpu.ru.
О.В. Иванцов, кандидат психологических наук, доцент ИСОП МГПУ. Фото: mgpu.ru.