Найти в Дзене

Арабская лошадь - чистота и истинная святость

Ученые иппологи и знатоки истории коневодства до сих пор не имеют единого мнения относительно реальной родины арабской лошади. Вероятно, она была создана где-то между северной Сирией и Ираком и южной Турцией.  Но есть так же и те, кто считает, что порода зародилась в зелёных вади (речные долины) Йемена и области Хадрамаут на юге Аравийского полуострова, таким образом, подтверждая верования арабской традиции, что всё «древнее» и всё «истинное» берёт своё начало в Йемене. Но есть и такие ученые, что арабские скакуны зародились в центральной части Аравии, на возвышенности Неджд. Это версия коренных бедуинов (от арабского слова «баду», означающего «степные кочевники», в противовес «хадар», т. е. «оседлый»). Этот народ и был реальным создателем этой породы. Все арабские лошади, либо приобретены напрямую от бедуинов, либо их предки были приобретены от тех же бедуинов. И наоборот, арабская лошадь — это единственная лошадь, которую когда-либо разводили бедуины (до самых недавних времён). Лошад
Оглавление

Ученые иппологи и знатоки истории коневодства до сих пор не имеют единого мнения относительно реальной родины арабской лошади. Вероятно, она была создана где-то между северной Сирией и Ираком и южной Турцией.  Но есть так же и те, кто считает, что порода зародилась в зелёных вади (речные долины) Йемена и области Хадрамаут на юге Аравийского полуострова, таким образом, подтверждая верования арабской традиции, что всё «древнее» и всё «истинное» берёт своё начало в Йемене. Но есть и такие ученые, что арабские скакуны зародились в центральной части Аравии, на возвышенности Неджд.

Это версия коренных бедуинов (от арабского слова «баду», означающего «степные кочевники», в противовес «хадар», т. е. «оседлый»). Этот народ и был реальным создателем этой породы. Все арабские лошади, либо приобретены напрямую от бедуинов, либо их предки были приобретены от тех же бедуинов.

И наоборот, арабская лошадь — это единственная лошадь, которую когда-либо разводили бедуины (до самых недавних времён). Лошади других кочевых и полукочевых народов (туркменов, курдов, луров, чеченцев, черкесов и т. д.), которые обитали в северной и северо-восточной части территории распространения бедуинов, арабы называются «хаджин», термин, обозначающий «чужой» или «смешанный с чужим».

Итак, что же делает лошадь арабской? Это три стандарта.

Стандарт первый арабской лошади: Асалах

Прежде всего, слово «асалах» означает одновременно «истинность» и «чистоту». Термин «асийль», который часто употребляется в отношении арабских лошадей, означает и «чистокровный», и «истиный». Этот стандарт так важен, что он часто почти полностью заменяет значение «арабская лошадь», так что выражение «арабская лошадь асийль» - это масло масленое. Для бедуинов слово «асийль» и «арабский» в отношении их лошадей одно и то же, т. к. для них не существует арабской лошади не асийль или «немного асийль».

В глазах бедуинов, арабская лошадь не асийль просто напросто не арабская лошадь. Она будет «кадиш» (термин разговорного арабского языка, эквивалентный «монгрел»). Кадиш — это результат случайного скрещивания чужого (хаджин, см. выше) элемента с линией лошадей асийль. Результат случайного скрещивания обрезает линию лошадей асийль, т. к. «кадиш» происходит от арабского слова «куатиш», означающего «тот, кто отрезан от чего-либо». Будучи однажды отрезанной, линия лошадей асийль теряет чистокровность качеств, и вопреки общему мнению, даже 20 поколений скрещивания с элементами асийль не сможет восстановить статус асийль. Это противоречит западному современному учению, что влияние чужеродного элемента генетически теряет силу на пятом поколении.

Невосстановимость статуса линии асийль в результате скрещивания с чужеродным элементом представляет собой основное концептуальное различие западного и бедуинского понятия чистокровности. Второе основное различие — это то, что с точки зрения Запада, «чистокровная» порода может быть «создана» человеком, путём частичного привнесения чужеродной крови в аборигенные породы, что приводит к улучшению положительных качеств этих пород и развитию новых, как это было в случае с выведением английской чистокровной породы. В следствие, на Западе генофонд определённой породы следует по пути расширения, показывая продолжительные вливания чужеродной крови в целях улучшения породы. Пока позднее, она не будет зарегистрирована в закрытый студбук, который в последствие станет гарантом чистоты породы.  Более того, регистрация в студбуке зачастую становится синонимом статуса чистокровности, как в случае с определением арабских лошадей по записи в студбуках Международной Организацией Арабской Лошади (WAHO), что тем не менее, логически неправильно. В противовес этому, бедуины считают, что чистокровная порода не может быть «создана» человеком, и даже её настоящие качества не могут быть «улучшены». Бедуины могут только «сохранять» и «поддерживать» породу, и их роль — это роль хранителей. Сохранение чистокровности, конечно, означает защиту имеющегося генофонда арабской породы от возможного внедрения чужеродных элементов, которые могут привести к невосстановимой потере линий крови. Следовательно, бескомпромиссное понимание чистокровности бедуинов говорит о том, что генофонду арабской породы суждено идти по постоянно сужающейся траектории, что ярко иллюстрирует постоянное исчезновение редких линий крови арабских лошадей.

Стандарт второй арабских лошадей: Расан

Но как бедуины узнают, что лошадь является арабской асийль? Это подводит нас ко второму из стандартов, делающих арабскую лошадь арабской в глазах бедуинов, понятие «расан» или линия. Каждая арабская лошадь (асийль) относится к одной из линий, по которой её можно определить. Первый вопрос — это, спрашивает ли бедуин бедуина о том, к какой линии относится лошадь? Лошадь, не имеющая линии, не может быть отнесена к группе арабских лошадей.  К примеру, результат скрещивания кобылы асийль линии Сиглави с англо-арабской или туркменской лошадью не будет относиться к линии Сиглави, а будет кадиш. И здесь неуместно обсуждать значение линий, ни процесс их формирования, ни имеет ли место связь между «линией» и «типом». Такой подход применим к кому-нибудь другому, но не к арабам. Тем ни менее всё же нужно сказать пару слов о роли «линий».

Линии — это просто конгломерат имён (Кухейлан, Сиглави, Убайан, Дахман и т. д.), которые служат бедуинам для определения лошади и её происхождения. Это помогает им определить, является ли лошадь арабской асийль или нет. Функции линий очень схожи с функциями фамилии у людей и служат тем же целям. Единственное различие заключается в том, что в случае с лошадьми линия передаётся по материнской линии, тогда как у людей в большинстве современных обществах, фамилия передаётся по отцовской линии. Это естественно не означает, что бедуины считали кобылу более важной, чем жеребца, в смысле превалирования генов.

-2

Стандарт арабской лошади третий: Марбат

Но достаточно ли бедуинам лишь линии для определения, является ли лошадь арабской (асийль)? Нет, и здесь появляется третий стандарт — «марбат» (множественное число «марабет»). Стоит заметить, что бедуины не говорили о подлиниях, в отличие от западных заводчиков, но апеллировали понятием «марбат», которое дословно означает «место, где привязана линия или верёвка».  Марбат — это имя личности бедуина, семьи или клана, у которого родилась та или иная лошадь. Вместе линия и марбат заменяли лошади документы и позволяли отнести её к арабской группе лошадей в те времена и в тех местах, где не существовало письменности и анализа ДНК. Т. к. лошади часто меняли владельцев среди бедуинов, часто создавался новый марбат, а старый либо оставался, либо исчезал. Если старый марбат был более известный, чем новый, то название старого марбата оставалось и становилось частью названия самой линии. И название старого марбата терялось, если новый марбат становился более почётным. Так как иногда было необходимо, чтобы прошло определённое время, перед тем, как марбат становился признанным, то в переходный период использовались оба марбата - и новый, и старый.

Вместе расан и марбат представляют для бедуинов необходимость и обоснованность условий определения «Асалах» или чистокровности лошади, и, следовательно, является ли она арабской или нет. Однако имеет место один момент, когда Асалах лошади под вопросом или не может быть доказан по причине каких-либо сомнений. Это часто случается из-за недостатка информации или противоречий различных бедуинов по поводу вопроса происхождения лошади в целом, или же её линии или марбата в частности.

По ту сторону трёх стандартов чистокровности: Шубув

Вместе расан и марбат представляют для бедуинов необходимость и обоснованность условий определения «Асалах» или чистокровности лошади, и, следовательно, является ли она арабской или нет. Однако имеет место один момент, когда Асалах лошади под вопросом или не может быть доказан по причине каких-либо сомнений. Это часто случается из-за недостатка информации или противоречий различных бедуинов по поводу вопроса происхождения лошади в целом, или же её линии или марбата в частности.

В таких случаях статус лошади и её потомства как асийль временно «заморожен» (но не отвергнут), пока не появится больше информации или пока разногласия не разрешатся.  Тем временем, в том случае, если такое животное мужского пола, то он не сможет быть задействован в разведении, если же животное женского пола, то её можно использовать в разведении, но ни у одного из её потомства мужского пола так и не появится этой возможности. Это есть основа понятия «шубув», которое означает «быть в паре», от слова «шабби», т. е. «разводить» по-арабски. Несоответствие информации между одним племенем и другим, трудности распространения информации в пустыне объясняет, почему линия или марбат поддерживались одним племенем или территорией, и не поддерживались в другой.

Здесь уместно упомянуть историю линии Саклави Убайран. Понятие шубув на самом деле является палкой о двух концах в коневодстве бедуинов.  С одной стороны, оно являлось гарантией того, что лошадь, чьё происхождение было известно и широко признано, что в том не было ни малейшей тени сомнения (бедуин сказал бы, что она предназначена «для случки в самую тёмную ночь»), но с другой - оно приводило к тому, что жеребцам из отдалённых территорий с достойными физическими данными и принадлежащим к линии допустимой к разведению, отдавалось предпочтение, нежели жеребцам с лучшими качествами, но не относящихся к линиям, допустимым к разведению.

-3

Такая практика разведения ведёт к вырождению породы и подвергается критике западных путешественников, посещающих Аравийский полуостров в XIX и начале XX веков. Чисто теоретически этот недостаток информации приводит к тому, что определённая линия допускается или не допускается к разведению, и ни одна линия или марбат арабских лошадей не превосходит другую, они все одинаковы в своём статусе асийль.  Однако среди бедуинов имеют место и предпочтения того или иного расана и марбата, которые обусловлены личным вкусом, семейными предпочтениями, духовной связью с определённой линией, мнениями сведущих людей, и прежде всего политическим и социальным соотношением правящих сил бедуинских племён или кланов.

Однако, арабская лошадь сохранена и дошла до нас именно благодаря такой политике селекции. И мы видим арабского скакуна в том типе и с теми качествами, которые были у него много веков назад.