Аспирант Милюков Андрей Анатольевич ORCID: https://0009-0001-4138-3998
Введение
Кластеры часто рассматриваются как эффективный способ содействия экономическому развитию и инновациям, поскольку они могут способствовать обмену знаниями, повышению производительности и снижению затрат для предприятий в этом районе. Кроме того, кластеры могут привлекать инвестиции и таланты в регион, что ведет к дальнейшему росту и развитию.
Разрабатывая модель региональной инновационной системы на основе этих кластеров, можно лучше понять, как работают эти системы и как их можно оптимизировать для продвижения инноваций.
К ключевым факторам, способствующим формированию и функционированию кластеров, относятся:
хорошо налаженная технологическая и научная инфраструктура в регионе,
наличие квалифицированной рабочей силы в регионе;
культура инноваций и психологическая готовность всех вовлеченных сторон к сотрудничеству;
доступ к финансированию и капиталу;
надежный механизм взаимодействия между структурами;
благоприятная нормативно-правовая и политическая среда в регионе.
С другой стороны, есть и негативные условия, которые могут препятствовать развитию кластеров:
слабый деловой климат в регионе;
нехватка ресурсов или инфраструктуры;
отсутствие устоявшихся ассоциативных структур
недостаточная поддержка со стороны государства или субъектов частного сектора;
культурные или социальные барьеры для сотрудничества;
неадекватные условия обучения и образования, нехватка квалифицированной рабочей силы;
неадекватная стратегия кластеризации.
На наш взгляд, наиболее существенным из негативных факторов является неадекватная стратегия кластеризации.
Стратегии кластеризации — это подходы, направленные на содействие росту кластеров путем согласования усилий различных заинтересованных сторон, таких как предприятия, университеты, государственные учреждения и другие организации. Хорошая стратегия кластеризации должна определять сильные и слабые стороны региона и излагать план того, как использовать сильные стороны и устранять слабые стороны для продвижения кластеризации.
Неадекватная стратегия кластеризации может принимать несколько форм:
1. Отсутствие координации. Неадекватная стратегия кластеризации может не согласовываться между различными заинтересованными сторонами, что может привести к дублированию усилий, фрагментации ресурсов и путанице среди заинтересованных сторон относительно того, что от них ожидается.
2. Отсутствие фокуса и направленности. Это может затруднить определение ключевых областей, в которых регион имеет конкурентное преимущество и где кластеризация будет наиболее эффективной.
3. Недостаточная поддержка для реализации плана в связи с отсутствием финансирования, опыта или политической воли.
4. Негибкость стратегии кластеризации и ее неспособность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам влечет за собой упущенные возможности или неспособность решать новые возникающие проблемы.
5. Отсутствие методик и показателей оценки измерения прогресса и успеха, без которых может быть сложно оценить эффективность стратегии кластеризации и внести коррективы по мере необходимости.
Таким образом, неадекватная стратегия кластеризации может препятствовать развитию кластеров в регионе, ограничивая координацию, направленность, поддержку, гибкость и способность измерять прогресс.
С другой стороны, хорошая стратегия кластеризации может помочь преодолеть эти препятствия и способствовать росту кластеров за счет согласования усилий различных заинтересованных сторон для достижения общей цели.
Ход исследования.
Для эффективного использования потенциала кластеров необходим кластерно-сетевой подход.
Кластерно-сетевой подход — это стратегия, направленная на повышение конкурентоспособности региона за счет создания сети взаимосвязанных и взаимозависимых кластеров.
Кластерно-сетевой подход направлен на использование сильных сторон и синергии кластеров путем их соединения и облегчения сотрудничества и обмена знаниями между ними и признает, что кластеры не являются изолированными объектами и что успех одного кластера может оказать положительное влияние на другие в сети.
Исходя из этого, кластерно-сетевой подход может способствовать развитию динамичной и устойчивой региональной экономики за счет стимулирования инноваций, повышения производительности и повышения конкурентоспособности.
В рамках модели региональной инновационной системы кластерно-сетевой подход – это стратегия, направленная на усиление региональных инновационных возможностей за счет использования сильных сторон и синергии кластеров через взаимосвязанную и совместную сеть.
Модель региональной инновационной системы признает, что инновации являются результатом не отдельных фирм или учреждений, а скорее коллективных усилий сети действующих лиц в регионе.
Таким образом, кластерно-сетевой подход направлен на содействие сотрудничеству и обмену знаниями внутри кластеров и между кластерами для стимулирования инноваций и развития.
Этот подход признает важность регионального контекста в создании благоприятной среды для инноваций и направлен на согласование усилий всех субъектов в регионе с общим видением инновационного роста и развития.
Для успешного социально-экономического развития региона необходимо интегрировать три основных принципа региональной кластерно-сетевой структуры:
1. Принцип устойчивости подчеркивает необходимость создания кластерно-сетевой структуры, устойчивой в долгосрочной перспективе, т.е. структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы она могла продолжать функционировать эффективно и результативно, не причиняя вреда окружающей среде, обществу или экономике. Данный принцип требует целостного подхода к развитию, учитывающего потребности настоящего и будущих поколений.
2. Принцип пропорциональности предполагает максимальное использование имеющиеся ресурсы при минимальных потерях и неэффективности, а также требует уравновешивания потребностей различных заинтересованных сторон.
3. Принцип сбалансированности – достижение баланса между конкурирующими интересами в развитии кластерно-сетевой структуры.
Структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы уравновешивать экономический рост с социальными и экологическими проблемами.
Принцип сбалансированности требует совместного подхода к развитию, который включает все заинтересованные стороны и обеспечивает справедливое распределение выгод и затрат структуры.
Организационная структура социально-экономической системы опирается на кластерно-сетевой механизм, который носит отраслевой и территориальный характер, а ее функционирование основано на ряде принципов, благодаря которым она способна создать гибкую, адаптируемую и отказоустойчивую сеть, эффективно удовлетворяющую потребности региона, который она обслуживает.
вертикальное выравнивание связей обеспечивает эффективную координацию кластерносетевой системы и работу всех элементов системы для достижения общей цели;
горизонтальная сетевая интеграция элементов кластерно-сетевой системы подчеркивает важность взаимосвязи всех элементов системы независимо от их иерархического положения и необходима для обеспечения гибкости, адаптируемости и отказоустойчивости кластерно-сетевой системы даже перед лицом внешних вызовов;
рациональное формирование взаимосвязей акцентирует внимание на важности создания связей между различными элементами;
перераспределение ресурсов внутри системы в зависимости от потребностей и эффективности. Функционирование модели кластерно-сетевой структуры зависит от следующих факторов:
развитие системы государственного управления и бизнес-структур, благодаря чему кластерно-сетевая структура способна использовать сильные стороны каждого компонента и оптимизировать использование ресурсов;
реализация многоканальной системы ресурсного обеспечения, включая финансовые ресурсы, человеческие ресурсы и технологические ресурсы;
создание единой информационной системы предполагает разработку системы, которая обеспечивает эффективное совместное использование и распространение информации между различными системы;
подготовка специалистов по стратегическому менеджменту может гарантировать, что кластер обладает необходимым опытом для эффективной деятельности.
К модели региональной инновационной системы на основе инновационных сетевых кластеров предъявляются следующие требования:
1. Модель должна идентифицировать основные заинтересованные стороны, вовлеченные в региональную инновационную систему, включая предприятия, университеты, исследовательские организации, государственные органы и других участников.
2. Картирование инновационных кластеров – модель должна отображать инновационные кластеры в регионе, определяя общие технологии и темы, которые связывают между собой различных участников.
3. Модель должна способствовать развитию отношений сотрудничества между участниками инновационной системы, включая создание партнерств и сетей, которые могут способствовать инновациям.
4. Модель должна учитывать технологическую инфраструктуру, необходимую для поддержки инноваций, в том числе доступ к финансированию, исследовательским объектам и другим ресурсам.
5. Модель должна учитывать политику и программы, необходимые для поддержки региональной инновационной системы, такие как финансирование исследований и разработок, налоговые льготы и другие меры, которые могут стимулировать инновации.
6. Модель должна включать систему оценки ее эффективности и адаптации к изменениям в инновационной экосистеме с течением времени.
Инновационными принципами управления в рамках кластерно-сетевого механизма являются:
1. Сотрудничество и взаимодействие между предприятиями и учреждениями в рамках кластера для содействия инновациям, обмену знаниями и оптимизации ресурсов.
2. Непрерывное совершенствование и инновации для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости кластера.
3. Разработка четкого и общего видения, миссии и стратегии кластера, чтобы согласовать усилия всех заинтересованных сторон для достижения общих целей.
4. Воспитание культуры предпринимательства и творчества для поощрения создания новых предприятий и возможностей трудоустройства.
5. Создание эффективных структур руководства и управления для обеспечения подотчетности,
прозрачности и эффективного принятия решений.
Для совершенствования управления региональной экономикой через кластерно-сетевой механизм важно создать прочную основу управленческих воздействий за счет реализации различных методов стимулирования, которые можно сгруппировать в прямые и косвенные методы.
К прямым методам стимулирования относятся:
различные формы государственной поддержки (финансовая помощь, налоговые льготы и субсидии);
использование инфраструктурных технологий для поддержки роста региональных кластеров;
патерналистские меры, направленные на обеспечение руководства и поддержки местного бизнеса;
меры контроля для обеспечения соблюдения правил и стандартов.
Косвенные методы стимулирования в первую очередь направлены на стимулирование спроса на продукцию и услуги региональных кластеров за счет обучения кадров в регионе, а также реализации социальных гарантий, что позволит повысить уровень жизни местного населения.
Повышая конкурентоспособность региональных кластеров, можно увеличить общий спрос на их продукцию и услуги, что приведет к более процветающей экономике региона.
Реализация как прямых, так и косвенных методов стимулирования позволяет значительно повысить эффективность кластерно-сетевого механизма. Создав прочную основу управленческого влияния, можно укрепить местную экономику, что приведет к росту благосостояния всего региона.
В России проводятся исследования управления инновационными кластерами для определения наиболее эффективных подходов.
Исследование выявило два основных типа структур управления кластером:
1. Создание кластерного совета, состоящего из представителей бизнеса, университетов и государственных учреждений, которые вместе работают над продвижением инноваций и сотрудничества внутри кластера.
2. Региональные центры кластерного развития, которые играют решающую роль в продвижении кластерного развития в регионе, координируя деятельность членов кластера, разрабатывая стратегии и программы, а также способствуя общению и сотрудничеству между участниками.
Заключение
Успех Центра кластерного развития зависит от построения прочных партнерских отношений с компаниями-членами, исследовательскими организациями и государственными учреждениями при создании инновационных программ и проектов для повышения роста и конкурентоспособности кластера.
Региональный центр кластерного развития разделен на различные отделы, чтобы обеспечить эффективную поддержку кластерного развития.
Департамент мониторинга и анализа контролирует выполнение планов и программ развития кластера, а также анализирует экономическую ситуацию внутри кластера и оценивает эффективность принимаемых мер.
Департамент внешних связей продвигает деятельность кластера, привлекает новых участников и развивает партнерские отношения с другими организациями.
Департамент образования организует обучающие программы и семинары для участников кластера и предлагает поддержку инновационных проектов.
Для поддержания эффективной коммуникации должны быть созданы комитеты и рабочие группы с участием представителей компаний-членов, научных организаций и государственных органов для разработки и реализации конкретных программ и проектов.
Центр должен поддерживать прозрачную финансовую систему, предоставляющую информацию о распределении средств и расходах. Бюджет кластера должен быть гибким, чтобы адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и приоритетам.
ORCID: https://0009-0001-4138-3998