Доброго времени суток!
Расскажу про новый вид мошенничества в сервисах продажи вещей, такие как Авито и Юла (по крайней мере я с толкнулась с этим, на двух площадках)
Схема довольно продуманная, когда задумываешься, что это может быть мошенничество и начинаешь всё проверять, не можешь поверить, как качественно мошенники всё продумывают.
Опишу все ситуации целиком.
Несколько дней назад я скачала три мобильных приложения для продажи, сделала фотографии товаров, со всех сторон, нашла эти товары в интернете для того, чтобы освежить в памяти их точные характеристики, потому что обе вещи я покупала для личного использования, первое это груша для бокса, второе, обычные костыли.
Нашла в интернете все данные, вес, материал, страну производителя, составила текст с подробным описанием и выложила по два объявления на всех площадках. Не успев выложить последнее объявление, тут же мне приходит сообщение в WhatsApp,
«Доброго времени суток! Продам костыли BRONIGEN продаете еще? Все как на фото? Хочу купить у вас этот товар»
Я удивилась, что на мое объявление сразу нашёлся покупатель, не прошло и пяти минут. Я на самом деле обрадовалась, в моей голове я уже освободила место в своем доме. Я ответила, что да, продаю, что объявление выложила только пять минут назад. Женщина «обрадовалась» и сказала, что у них в Ростове все очень дорого. Я сразу напрягалась, потому что Ростов, достаточно далеко от Москвы, озадачилась вопросом доставки, женщина сразу сказала, что хочет оформить «Юла доставка» и что для этого, мне нужно только прислать адрес электронной почты. Так как я первый раз, и не знаю как все это делается, я отправила ей свою «запасную» почту (для спама и рекламы) на почту мне пришло сообщение от «Юла» с логотипом, адресом, и в самом письме было мое объявление с фотографией и названием товара. Снизу кнопка «подтвердить сделку» далее переходит на другую страницу с именем и фамилией покупателя и его адресом, в моем случае «Овчинникова Светлана Валерьевна, Ростов-на-Дону», написала «покупателю», уточнила все данные, она все подтвердила и моментально написала, что лучше вводить для получения средств такие банки как ВТБ, ПСБ, Тинькофф и другие банки, все кроме Сбербанка, мол, так получение средств будет быстрее, но и на этот случай у меня есть контрольная карта для подозрительных переводов в банке ПСБ, я ввела эту карту и высветилось, что на карте должна быть сумма равная сумме покупки или больше, после ввода карты вылезает окно, чтобы подтвердить, что вы точно владелец караты, укажите точный баланс вашей карты, и подпись «указывая заведомо ложный баланс, вашу карту заблокируют основываясь на статье закона 111 ук.рф», (условно, точно не помню какой) после ввода карты банк мне моментально отказал и ограничил вход в личный кабинет, тут же я пишу мошеннице, что банк мне отказал, до свидания.
Второй случай произошел уже с Авито, и опять, очень важное уточнение, мошенники не переписываются в самом приложении, они пишут в другие мессенджеры, как оказалось потом, чтобы их аккаунт не заблокировали и они имели возможность дальше искать жертв на просторах этих площадок. В этот раз мне позвонил молодой человек, его заинтересовала покупка боксерской груши, в разговоре он спросил, нет ли на ней дырок, какое у нее крепление, а отдаю ли я это крепление в комплекте, а могу ли я ему на WhatsApp прислать видео товара со всех сторон? Вот еще одна продуманность со стороны мошенников, он как обычный покупатель задает уточняющие вопросы, просит дополнительные фото и видео, сразу отпадают все сомнения. Я отправила видео и вечером он мне ответил, что его все устраивает, но он не сможет приехать лично, хотя по телефону я спросила, где вы находитесь и сможете ли вы приехать, он сказал что сможет, потому что живет в Подольске и есть машина, вечером он написал, что оформит доставку Авито и все по новой, пришлите почту, ради интереса я отправила ему почту и туда пришло похожее сообщение, точно так же с логотипом, с почтой, с карточкой товара, с его контактами Кузнецов Виктор Алексеевич и в этот раз даже с указанием улицы и номером дома, так же мошенник написал про банки, карты которых лучше вводить. И оба мошенника не скрывают, что они мошенники, после каждого письма на почту, я что-то отвечала этим людям в мессенджерах, первая женщина все таки что-то ответила и спросила, почему я завершила операцию, ведь там всего лишь нужно было ввести код из сообщения, второму человеку я так и написала «вы мошенник!» он ничего не ответил, но и отрицать этого не стал. Хочу сказать, что мошенничество в интернете становится все продуманней и продуманней, но единственное, чего они не учитывают, что у них все под копирку, это продуманный и сложный механизм, каждый из них присылал мне скрины с оплатой, где совпадает сумма, дата, время и даже этот скриншот не поможет вам определить мошенника от настоящего покупателя. Так же они присылают ссылку на сайт “Авито”или “Юла”, в котором есть четкие инструкции как работать оплата и доставка, изучая эту тему, оказалось, что можно сделать копию того или иного сайта, в котором будут малейшие отличия от настоящего, а для этого нужно лишь поменять один символ в коде, мошенники шагают в ногу с прогрессом и в ногу с теми, кто защищает население от них, они придумывают схемы все изощреннее и изощреннее, все это только для того, чтобы наживаться на обычных людях, становится все страшнее и страшнее за свои персональные данные и электронные счета. Спасибо банкам, которые совершенствуют свою систему безопастности, быстро реагируют и так же быстро блокируют личный кабинет. Спасибо службе поддержки Авито, в которой мне ответили давольно поздно, но не смотря на это ответили быстро и все объяснили. И вот несколько правил, которые я усвоила из этих двух ситуаций и которые мне объяснили в поддержке.
Первое и как мне кажется самое простое, но очень важное, ведите переписку с потенциальным покупателем только в чате платформы, это гарантия того, что в непредвиденной ситуации вам помогут, а обидчика в дальнейшем заблокируют, если вам написал или позвонил человек по поводу вашего товара, попросите написать в чат, если он откажется, это точно мошенники, они бояться, что их заблокируют на платформе и им придется начинать все заново.
Второе, если человек оформляет доставку, то сообщение вы получите в мобильном приложении, доставки Авито и Юла так не работают, им не нужна ваша почта для оформления доставки.
Третье, если вы попали на мошенника и получили такое письмо, ни в коем случае ничего не подтверждайте, если же это случилось, не паникуйте, по возможности позвоните в банк и заблокируйте карту, которую вводили.
И несколько советов лично от меня, заведите вторую почту для подозрительных сайтов, ссылок, людей, заведите обычную дебетовую карту, которую с легкостью можно заблокировать, не нужно ее носить с собой, пусть она будет у вас в личном кабинете, не надо держать на ней крупные суммы, это просто запасной вариант, когда ваша интуиция подсказывает вам, что здесь что-то не так, будьте внимательны и осторожны, сперва изучите информацию из официальных источников и только потом совершайте сделки.